Рабочая специальная коррекционно-образовательная программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Моделирование из бумаги и картона» для 0 – 1 класса.


Пояснительная записка
Статус документа.
Настоящая программа внеурочной деятельности «Моделирование из бумаги и картона» общекультурного направления для 0-1 классов начальной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I-II вида разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского, 2-е издание.-М: «Просвещение», 2011.
Цели программы: использование предметно-практической деятельности прикладного, художественно-эстетического направления как технологии работы с бумагой и картоном для развития и коррекции моторных функций организма учащихся с нарушениями слуховой функции, развития и коррекции словесной речи в устной и устно-письменной форме с максимальным использованием и развитием слуховой функции организма; использование художественно-прикладной деятельности с целью обогащения кругозора, воспитания нравственно-эстетических качеств личности учащихся.Задачи курса:
- формирование представлений о технике и технологии аппликации посредством изготовления аппликативных работ разного вида, используя бумагу и картон, специальные инструменты и приспособления, опираясь на информационно-инструктивные карты поэтапного выполнения работы;
- развитие моторных функций организма;
- развитие и коррекция словесной речи учащихся в устной и устно-дактильной форме;
- развитие речевого слуха посредством использования максимальных слуховых возможностей учащихся при активизации применения ИСА;
- развитие когнетивной деятельности организма;
- развитие интереса к познавательной деятельности и способам её применения;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса учащихся посредством введения в словесную речь специальной специфической терминологии практической деятельности;
- развивать и поддерживать коммуникативную направленность речевой деятельности в устной форме;
- активизация речевой деятельности учащихся посредством выражения положительного эмоционального отклика как в процессе выполнения практической работы, так и при получении продуктивного результата деятельности.
Место курса в учебном плане
Количество учебных часов:
0 класс – 1 час в неделю, всего 34 часа (1-й год обучения);
1 класс – 1 час в неделю, всего 33 часа (2-й год обучения).
Классификация программы – авторская.
Программа предусматривает групповую, фронтальную, индивидуальную формы организации учебной деятельности с использованием следующих методов:
- по источнику передачи и восприятия знаний: словесные, наглядные;
- по характеру познавательной деятельности: репродуктивные, творческие;- по степени самостоятельности: работа под руководством педагога, самостоятельная работа.
Общая характеристика курса
Данная специальная коррекционно-развивающая программа общекультурного направления предметно-практической деятельности представлена в виде теоретико-практической деятельности учащихся и воспитанников с таким материалом, как картон и бумага с использованием определённых инструментов и приспособлений (ножницы, линейка, простой карандаш, клей), с использованием специальных технологических теоретико-практических карт-инструкций и предназначена для учащихся и воспитанников 0-1 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I-II вида. В процессе предметно-практической деятельности учащиеся и воспитанники продолжают расширять и закреплять знания об окружающей действительности, отражая их посредством аппликации, используя специальные способы обработки бумаги и картона, продолжают знакомится с правилами техники безопасности и личной гигиены при работе с материалами и инструментами, посредством предметно-практической деятельности развивают познавательный интерес к новым способам отражения действительности на основе своего жизненного опыта, проводя практические исследовательские мероприятия технологических методов и приёмов работы с подсобным материалом и инструментами.
Широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, научные учебно-познавательные, внутренние и внешние мотивы позволяет вести специальную специфическую коррекционную работу с учащимися и воспитанниками, имеющими сложные комплексные нарушения в сфере познавательной деятельности, основанной на сенсоневральных нарушениях по типу глухоты и тугоухости с сопутствующими трудно корректируемыми отклонениями в общем развитии.
В процессе изготовления аппликации на заданную тематику учащиеся и воспитанники овладевают приёмами композиционного моделирования на плоскости, используя различную технику обработки бумаги разной цветовой гаммы и фактуры, расширяя знания о свойствах данного материала, о возможностях приспособлений и инструментов, помогающих в работе. Учащиеся в процессе предметно-практической деятельности получают и расширяют знания о качестве предмета деятельности, учатся строить рассуждения о способах моделирования, о возможностях использования получаемых умений и навыков в повседневности.
При получении положительного результата (аппликации, как продукта деятельности), при возникновении определённых трудностей в процессе работы учащиеся имеют возможности проявлять экспрессивно-положительный отклик на результат своей деятельности, имеют возможность вносить коррективы в действия на основе оценки и учёта сделанных ошибок, учатся адекватно понимать причины успешности или неуспешности творческой деятельности, учатся выражать своё отношение к процессу практической деятельности посредством эмоционально-окрашенных речевых высказываний, способствующих естественной активизации речемыслительной деятельности, опираясь на возможности развивающейся слуховой функции.
Тематика техники и технологии предметно-практической деятельности
(аппликационные работы разных видов) доступна и понятна учащимся данных возрастных групп и отражает накапливаемый познавательно-практический опыт учащегося, способствует желанию дальнейшего обогащения познавательного опыта с целью его применения в процессе жизнедеятельности. Формой проведения занятий является фронтальная и подгрупповая образовательная досугово-познавательная деятельность.
Тематика предметно-практической деятельности отражает жизненный опыт учащихся и служит расширению коррекционных возможностей процесса активной грамотной речевой деятельности с опорой на максимальные возможности развивающейся слуховой функции.
Учебно – тематический план

I год обучения (0 класс)
№ п\п Название раздела
Тематика
Количество часов
всего практических
занятий теоретических
занятий
1. Вводные занятия.
Техника безопасности труда.
Техника и технология аппликации.
11 11 11
2. Основные занятия.
Трафаретная техника.
Мозаичная техника.
Техника Оригами.
Авангардная техника.
2222223. Итоговые занятия.
1 1 1


II год обучения (1 класс)
№ п\п Название раздела
Тематика
Количество часов
всего практических
занятий теоретических
занятий
1. Вводные занятия.
Техника безопасности труда.
Техника и технология аппликации.
11 11 11
2. Основные занятия.
Трафаретная техника.
Мозаичная техника.
Техника Оригами.
Авангардная техника.
21 21 21
3. Итоговые занятия.
Творческая мастерская.
1 1 1
Планируемые универсальные учебные действия
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к разным видам аппликативной деятельности, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения;
- устойчивый интерес к новым способам познания.
Регулятивные
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно- творческую задачу,
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать, самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные
Учащийся сможет:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- корректно формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- развивать и контролировать словесную речь в устной и устно-письменной форме с максимальным использованием развивающейся слуховой функции.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. Интернет;
- на основе предоставляемых возможностей в процессе предметно-практической деятельности анализировать объекты, классифицировать, выделять главное;
- осуществлять синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Планируемые результаты к концу курса
К концу обучения учащиеся должны
знать:
- технику и технологию аппликаций (трафаретная, мозаичная, оригами, авангардная);
- технику безопасности труда и личной гигиены;
- цвета спектра и их оттенки;
- основные геометрические формы;
- свойства бумаги и картона;
- название материалов, приспособлений и используемых инструментов;
уметь:
- выполнять аппликационную работу на основе моделирования в плоскости из модифицированных геометрических форм, соблюдая композицию, пропорции, соотношения цветовой гаммы;
- экономно и по назначению использовать сопутствующие приспособления и материалы;
- соблюдать правила техники безопасности труда и личной гигиены;
- использовать при необходимости информативные технологические карты;
- активно использовать коммуникативные формы общения в процессе деятельности;
- описывать процесс практической деятельности, его продуктивный результат в устной и устно-дактильной форме с использованием письменной речи;
- проявлять творческие способности в процессе оформления продукта деятельности с целью дальнейшего его использования по назначению.
Методическое обеспечение курса
Методический комплекс для учителя
1. Адаптированный художественный текстовой материал.
2. Адаптированный технический текстовой материал.
3. Рау М.Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушением слуха – М: «Просвещение», 1998.
4. Соколова С.С. Сказки из бумаги. Спб: «Валери Спб», «Сфинкс Спб», 1998.
Учебно-практическое оборудование для учащихся
- бумага белая А 4;
- бумага цветная А 4;
- картон белый А 4;
- картон цветной А 4;
- клей;
- ножницы;
- фломастеры;
- цветные карандаши;
- тетрадь в клетку;
- цельные текстовые материалы;
- рассыпные текстовые материалы.


Методический комплекс содержания программы
№ п\п Тема Кол-во часов Вид деят - ти Объект Оборудование Межпредметная связь Вид речевой и слуховой деятельности
I. Вводные занятия. 11 1. Сведения о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с материалами и инструментами.
11 Практико-теоретическая индивидуальная работа.
Аппликация.
Бумага, клей, ножницы, картон. Окружающий мир, основы безопасной жизнедеятельности. Разрезной терминологический текстовой материал.
Устное, устно-дактильное воспроизведение речи.
Восприятие и опознавание речевого тематического материала слухозрительно с ИСА.
2. Технико-технологические сведения о материалах, инструментах. приспособлениях.
11 Практико-теоретическая индивидуальная работа.
Композиционная аппликация. Белая и цветная бумага, клей, картон, ножницы. Окружающий мир, развитие речи, технология. Разрезной текстовой печатный материал.
Устное, устно-дактильное воспроизведение речи.
Восприятие, опознавание и различение речевого тематического материала слухозрительно с ИСА.
II. Основные занятия. 22(21) Художественная обработка бумаги и картона. 22(21) Практические индивидуальные и коллективные работы.
Предметная, сюжетная тематическая аппликация.
Белая и цветная бумага, белый и цветной картон, клей, ножницы. Развитие речи, чтение, окружающий мир. Текстовой тематический печатный материал (разрезной и цельный).
Устное, устно-дактильное воспроизведение речи.
Восприятие и различение речевого тематического материала слухозрительно с ИСА.
III. Итоговые занятия. 1 Творческий итоговый отчёт. 1 Практико-теоретические индивидуальные и коллективные работы. Развитие речи, чтение, окружающий мир. Разрезной и цельный текстовой материал.
Устное, устно-дактильное воспроизведение речи.
Восприятие речевого тематического материала
слухозрительно с ИСА.
Календарно-тематическое планирование
I год обучения (0-й класс)
№ п\п Тема занятия
Кол-во
Часов
Дата Словарь
I четверть
В в о д н ы е з а н я т и я: 3 1. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с материалами и инструментами. Материалы для аппликаций.
1 Безопасный труд,
гигиена, правила труда, аппликация, бумага, картон, технологический альбом, ножницы, клей. бумага.
2. Знакомство с материалами, инструментами и приспособлениями.
Техника - аппликация.
1 Бумага, картон, клей, ножницы, трафарет, шаблон, простой карандаш, линейка.
3. Знакомство с геометрическими формами. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения аппликаций. Правила безопасности труда и личной гиены.
Техника – мозаичная аппликация.
1 Форма, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, бумага, трафарет, простой карандаш, ножницы, безопасный труд, гигиена, правила труда. О с н о в н ы е з а н я т и я: 6 1. Работа с трафаретами.
«Что нам осень подарила».
2 Трафарет, цветная бумага, овощи, фрукты, ягоды, клей, ножницы ,простой карандаш, аккуратно.
2. Работа с шаблонами.
«Краски осени».
2 Шаблон, белая бумага, цветная бумага, деревья, листья, золотая осень, лес, сад. 3-4 Мозаичная техника.
«Осенний натюрморт».
«Падают, падают листья».

1
1 Шаблон, цветная бумага, большие, маленькие листы бумаги, клей, рвать листы мелко, приклеить, намазать. II четверть
В в о д н ы е з а н я т и я:
2 1. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с материалами и инструментами.
Цвета спектра.
Техника – моделирование в аппликации.

1 Цветная бумага, разноцветная бумага, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, коробка с карандашами, радуга, акварельные краски, разноцветный мячик, красивый зонтик, ножницы, трафарет, шаблон, намазать, приклеить. 2. Изучение видов бумаги и её свойств.
Материалы и инструменты для выполнения аппликаций. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Авангардная техника в аппликации.
1 Виды бумаги, писчая, рисовальная, газетная, техническая, тонкая, непрозрачная, мнётся, режется, рвётся, намокает, гладкая, шершавая, непрочная, ножницы, клей, безопасный труд, гигиена, правила труда. О с н о в н ы е з а н я т и я: 5 1. Моделирование из бумаги. Техника простых вырезанных аппликаций, техника искусства Оригами.
«В гостях у сказки».
3 Сказка, времена года, зима, лето, заяц, лиса, избушка ледяная, избушка лубяная, лес, деревья, трава, снег, лёд, сугробы снега, цветная бумага, ножницы, картон, намазать, приклеить, сложить, повернуть, разложить, аккуратно. 2. Авангардная техника работы с бумагой.
«Мир детства».
2 Цветная бумага, ножницы, клей, дети играют зимой, дети играют летом, снежная баба, снежки, кубики, дома, машина, тележка, груз, холодно, тепло, хорошо, аккуратно, намазать, приклеить, порвать, насыпать, прижать, смять. III четверть
В в о д н ы е з а н я т и я:
4 1. Моделирование из бумаги. Технико-технологические сведения о работе с материалами, приспособлениями и инструментами. Композиционная аппликация.
«Мир которым я живу».
2 Аппликация, белая бумага, цветная бумага, техника вырезывания, техника складывания, техника «рваного листа», я придумала, я хочу сделать, намазать, приклеить, сложить. 2. Композиция пространства в аппликации. Технология художественного образа в плоско-объёмной аппликации.
«Праздники детства». 2 Аппликация, цветная бумага, клей, ножницы, праздники, внизу, вверху, посередине, справа, слева, перед, за, между, время года, кто получился, какая работа. О с н о в н ы е з а н я т и я: 6 1-2 Мозаичная техника.
«Мои подарки».
«Одеяло для куклы».
2
2 Аппликация, цветная бумага, белая бумага, нарезать мелко, нарезать крупно, форма, прямоугольник, треугольник, квадрат, трафарет, круг, овал, подарок, аккуратно, чисто, красиво. 3 Моделирование из бумаги. Техника искусства Оригами.
«Весна идёт». 2 Весна, тепло, первые цветы, трава, греет солнце, листья на деревьях, цветная бумага, сложить, согнуть, повернуть, положить, приклеить, аккуратно, красиво, подарок, клей, ножницы. IY четверть
В в о д н ы е з а н я т и я:
2 1-2 Художественная обработка бумаги и картона. Техника композиционной аппликации. Правила техники безопасности.
«В мире животных».
«Транспорт». 1
1 Треугольники, прямоугольники, круги, квадраты, какого цвета, какой формы, вверху, внизу, слева, справа, между, положить, приклеить, домашние животные, дикие животные, разные машины. О с н о в н ы е з а н я т и я: 4 1. Техника вырезной аппликации.
«Моя любимая игрушка».
2 Трафарет, шаблон, белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, положить, приклеить, игрушка. 2. Техника обрывной аппликации.
«Круглый год». 2 Цветная бумага, белая бумага, оборвать, оторвать, ровно, не ровно, оборвать, полоска, края, середина, верх, низ, прямо, наклон, аккуратно, красиво, какое время года? кто на картине? 3 И т о г о в ы е з а н я т и я.
Т в о р ч е с к и й о т ч ё т.
1 Художественная обработка бумаги и картона.
1 Материалы, инструменты, цвет, размер, величина, клей, простой карандаш, трафареты, шаблоны, поделка, аппликация, подарок, игрушка.
II год обучения (1-й класс)
№ п\п Тема занятия
Кол-во
Часов
Дата Словарь
I четверть
В в о д н ы е з а н я т и я:
3 1. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с материалами и инструментами. Материалы для аппликаций.
1 Безопасный труд,
гигиена, правила труда, аппликация, бумага, картон, технологический альбом, ножницы, клей. бумага.
2. Знакомство с материалами, инструментами и приспособлениями.
Техника - аппликация.
1 Бумага, картон, клей, ножницы, трафарет, шаблон, простой карандаш, линейка.
3. Знакомство с геометрическими формами. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения аппликаций. Правила безопасности труда и личной гиены.
Техника – мозаичная аппликация.
1 Форма, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, бумага, трафарет, простой карандаш, ножницы, безопасный труд, гигиена, правила труда. О с н о в н ы е з а н я т и я:
6 1. Работа с трафаретами.
«Осени щедрые дары».
2 Трафарет, цветная бумага, овощи, фрукты, ягоды, клей, ножницы ,простой карандаш, аккуратно.
2. Работа с шаблонами.
«Золотая осень».
2 Шаблон, белая бумага, цветная бумага, деревья, листья, золотая осень, лес, сад. 3-4 Мозаичная техника.
«Посуда».
«Листопад».
1
1 Шаблон, цветная бумага, большие, маленькие листы бумаги, клей, рвать листы мелко, приклеить, намазать. II четверть
В в о д н ы е з а н я т и я: 2 1. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с материалами и инструментами.
Цвета спектра.
Техника – моделирование в аппликации.
1 Цветная бумага, разноцветная бумага, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, коробка с карандашами, радуга, акварельные краски, разноцветный мячик, красивый зонтик, ножницы, трафарет, шаблон, намазать, приклеить. 2. Изучение видов бумаги и её свойств.
Материалы и инструменты для выполнения аппликаций. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Авангардная техника в аппликации.
1 Виды бумаги, писчая, рисовальная, газетная, техническая, тонкая, непрозрачная, мнётся, режется, рвётся, намокает, гладкая, шершавая, непрочная, ножницы, клей, безопасный труд, гигиена, правила труда. О с н о в н ы е з а н я т и я: 5 1. Моделирование из бумаги. Техника простых вырезанных аппликаций, техника искусства Оригами.
«В гостях у сказки».
3 Сказка, времена года, зима, лето, заяц, лиса, избушка ледяная, избушка лубяная, лес, деревья, трава, снег, лёд, сугробы снега, цветная бумага, ножницы, картон, намазать, приклеить, сложить, повернуть, разложить, аккуратно. 2. Авангардная техника работы с бумагой.
«Мир детства».
2 Цветная бумага, ножницы, клей, дети играют зимой, дети играют летом, снежная баба, снежки, кубики, дома, машина, тележка, груз, холодно, тепло, хорошо, аккуратно, намазать, приклеить, порвать, насыпать, прижать, смять. III четверть
В в о д н ы е з а н я т и я:
4 1. Моделирование из бумаги. Технико-технологические сведения о работе с материалами, приспособлениями и инструментами. Композиционная аппликация.
«Мир которым я живу».
2 Аппликация, белая бумага, цветная бумага, техника вырезывания, техника складывания, техника «рваного листа», я придумала, я хочу сделать, намазать, приклеить, сложить. 2. Композиция пространства в аппликации. Технология художественного образа в плоско-объёмной аппликации.
«Праздники детства». 2 Аппликация, цветная бумага, клей, ножницы, праздники, внизу, вверху, посередине, справа, слева, перед, за, между, время года, кто получился, какая работа. О с н о в н ы е з а н я т и я: 6 1-2 Мозаичная техника.
«Мои подарки».
«Коврик для любимой игрушки».
2
2 Аппликация, цветная бумага, белая бумага, нарезать мелко, нарезать крупно, форма, прямоугольник, треугольник, квадрат, трафарет, круг, овал, подарок, аккуратно, чисто, красиво. 3 Моделирование из бумаги. Техника искусства Оригами.
«Пришла весна». 2 Весна, тепло, первые цветы, трава, греет солнце, листья на деревьях, цветная бумага, сложить, согнуть, повернуть, положить, приклеить, аккуратно, красиво, подарок, клей, ножницы. IY четверть
В в о д н ы е з а н я т и я:
2 1-2 Художественная обработка бумаги и картона. Техника композиционной аппликации. Правила техники безопасности.
«В мире животных».
«Транспорт». 1
1 Треугольники, прямоугольники, круги, квадраты, какого цвета, какой формы, вверху, внизу, слева, справа, между, положить, приклеить, домашние животные, дикие животные, разные машины. О с н о в н ы е з а н я т и я: 4 1. Техника вырезной аппликации.
«Моя любимая игрушка».
2 Трафарет, шаблон, белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, положить, приклеить, игрушка. 2. Техника обрывной аппликации.
«Времена года». 2 Цветная бумага, белая бумага, оборвать, оторвать, ровно, не ровно, оборвать, полоска, края, середина, верх, низ, прямо, наклон, аккуратно, красиво, какое время года? кто на картине? 3 И т о г о в ы е з а н я т и я.
Т в о р ч е с к и й о т ч ё т.
1 Художественная обработка бумаги и картона.
1 Материалы, инструменты, цвет, размер, величина, клей, простой карандаш, трафареты, шаблоны, поделка, аппликация, подарок, игрушка. Казённое образовательное учреждение Воронежской области
«Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
I-II вида для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая специальная коррекционно-образовательная
программа по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Моделирование из бумаги и картона»
для 0 – 1 классов
Разработана и апробирована
Учителем-дефектологом Цепляевой М.О.
Согласована с зам.директора по УВР
БС(К)ОШИ I-II вида
Утверждена директором БС(К)ОШИ I-II вида
Принята на заседании педагогического совета