Модифицированная авторизованная рпрограммаабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Певческая мастерская» 5 — 7 классы.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 2
от __________ 2013 года
Председатель педсовета
___________ Т.В.Симирская
Модифицированна авторизованная
рабочая программа внеурочной деятельности
общекультурного направления
тип программы: по конкретному виду внеурочной деятельности..
кружок «Певческая мастерская»
Срок реализации: 3 года
Возраст обучающихся:11 -13 лет
Составитель:
Мануковская Ирина Викторовна,
учитель музыки,
первая квалификационная категория
МБОУ СОШ № 5.
г. Кропоткин 2013г.
Структура программы:
1) Пояснительная записка
2) Цель, задачи.
3) Особенности возрастной группы
(Методы и приемы работы, формы проведения занятий)
4) Требования к уровню подготовки учащихся
5) Учебно-тематический план.(Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на первый год обучения).
6) Содержание программы
7) Материально-техническое обеспечение.
1) Пояснительная записка
Адаптированная программа вокального кружка по внеурочной деятельности для 5-7 классов разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д. Огороднова « Музыкально - певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. «Детский академический хор», 2003г. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству. В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. С первого класса слабослышащие дети, начиная обучатся в специальном коррекционном учреждении чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей с особыми образовательными возможностями к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир звуков. Практически каждый ребенок, имеющий слуховую деривацию, нуждается в развитии речевых (музыкальных) коммуникативных навыков. В решении этих проблем особое значение имеет занятие ребенка в вокальном кружке, поэтому и возникла необходимость в разработке данной программы на базе специальной коррекционной школы для слабослышащих детей. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных детских песен с музыкальным сопровождением и без него.
2) Цель, задачи.
Цель программы
Заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально – хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Основные задачи в работе вокального кружка
- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-
хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.
- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата
ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьесберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением ротоглоточного аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
3) Особенности возрастной группы Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке. Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке. Набор в вокальный кружок «Певческая мастерская» осуществляется на базе 1 – 4 классов. Программа рассчитана на 3 года и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально- творческой деятельности детей 11-13 лет. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.Материал программы состоит из трех взаимосвязанных разделов:- музыкально - теоретическая подготовка;- вокально - хоровая работа;- концертно - исполнительская деятельность.Методы и приемы работы:Методы формирования сознания учащегося: Показ; Объяснение; Инструктаж; Разъяснение.
Методы стимулирования познания и деятельности: Поощрение; Контроль; Самоконтроль; Оценка; Самооценка; Одобрение словом.
Методы поощрения: Благодарность; Благодарственное письмо родителям; Устное одобрение.
Коррекционные методы: 1) Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов; 2) Работа над дикцией, ударением, дыханием.Все занятия вокального кружка строятся по схеме:- прослушивание музыкального произведения;- разбор текста песни;- работа с труднопроизносимыми словами;- разучивание музыкального произведения;- работа над выразительностью исполнения. Формы проведения занятийЗанятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей. 4) Требования к уровню подготовки учащихся
Для 5-го класса:Должны знать: - музыку разного эмоционального содержания; - музыкальные жанры (песня, танец, марш); - одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму; - средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм; - музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; - знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию; - знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор; Уметь: - верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; - быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты; - петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; - соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно: - исполнять песни и простые вокально-хоровые упражнения
Для 6 класса:Должны знать : - музыку разного эмоционального содержания; - музыкальные жанры (песня, танец, марш); - одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму; - средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм; - музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; - знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию; - знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор; - знать и применять правила сценической культуры. Уметь: - верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; - быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты; - петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; - соблюдать при пении певческую установку: - использовать в пении приобретенные певческие навыки; - слитно произносить песенный текст; - исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы. для 7-го класса:Должны знать: - музыку разного эмоционального содержания; - музыкальные жанры (песня, танец, марш); - одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму; - средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм; - музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; - знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор; - знать и применять правила сценической культуры; - правила пения и охраны голоса. Уметь: - верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; - быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты; - петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; - соблюдать при пении певческую установку; - использовать в пении приобретенные певческие навыки; - слитно произносить песенный текст; - исполнять песни и вокально-хоровые упражнения - применять на практике варианты музыкально- пластических движений и элементы драматизации исполняемых движений - чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые: - петь с музыкальным сопровождением и без него; - общаться в социуме в процессе концертной деятельности.5) Учебно-тематический планУчебный план рассчитан на 3 года обучения, занятия 1 раза в неделю, продолжительностью 40 мин. Количество обучающихся в группе 8-10 человек. Всего (В) количество часов в год 34, в учебный план включены часы теории (Т) и практики (П).
Учебно-тематический план
№ Тема занятий 1 год
5 класс 2 год
6 класс 3 год
7класс
Т П В Т П В Т П В
1. Вводное занятие. 1
1 1
1 1
1
Музыкально - теоретическая подготовка
1. Основы музыкальной грамоты. Музыкальный звук. Высота звука. 1 2
3 1 2
3 1 2
3
2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Работа над звуковедением и чистотой интонирования
1
2
4 1 2
4 1 2
3
3. Развитие чувства ритма. 1 2
3 1 2
3 1 2
3
Вокально – хоровая работа
1. Прослушивание голосов 1
1 1
1 1
1
2. Певческая установка. Дыхание. 1 2
3 3
3 3
3
3. Распевание. 1 2
3 3
3 3
3
4. Дикция. Работа над дикцией и артикуляцией. 1 2
3 3
3 3
3
5. Работа с солистами. 3
3 3
3 3
3
6. Сводная репетиция. Формирование чувства ансамбля. 3
3 3
3 3
3
Концертно – исполнительская деятельность
1. Открытые занятия 1
1 1
1 1
1
2. Формирование сценической культуры. 2
4 2
4 2
4
3. Праздники, фестивали. 1
1 1
1 1
1
4. Итоговое занятие. Поощрение. 1 1 1 1 1 1
34 34 34
Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на первый год обучения.
№ Тема занятия Часы Дата проведения
1 Вводное занятие. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. 1 2 Музыкально - теоретическая подготовка. Музыкальный звук. Высота звука. 3/1 3 Естественный свободный звук без крика и напряжения. 1 4 Мягкая атака звука. Округление гласных. 1 5 Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. 3/1 6 Работа над звуковедением и чистотой интонирования 1 7 Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). 1 8 Развитие чувства ритма. 3/1 9 Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). 1 10 Интеграция слова и движения. Музыкально-ритмические упражнения. 1 11 Вокально – хоровая работа. Прослушивание голосов 1 12 Певческая установка. Дыхание. Смена дыхания в процессе пения 3/1 13 Различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). 1 14 Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). 1 15 Распевание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. 3/1 16 Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. 1 17 Смена дыхания в процессе пения. Ритм, метр. 1 18 Дикция. Работа над дикцией и артикуляцией. 3/1 19 Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи. 1 20 Разборчивость слов или дикции в песне (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). 1 21 Работа с солистами над репертуаром. Мелодия, звуковедение, ритмический рисунок. 3/1 22 Артикуляция, дыхание в произведениях. 1 23 Работа над эмоциональным исполнением, отработка динамических оттенков. 1 24 Сводная репетиция. Формирование чувства ансамбля. 3/1 25 Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. 1 26 Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. 1 27 Концертно – исполнительская деятельность. Открытое занятие. 1 28 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. 2/1 29 Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. 1 30 Концертно-исполнительская деятельность. Открытое занятие. 1 31 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой, пение под фонограмму. 1 32 Развитие артистических способностей детей, их умение согласовывать пение с ритмическими движениями. 1 33 Праздники, фестивали. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. 1 34 Итоговое занятие. Поощрение. 1 6) Содержание программы 1 год обучения (5 класс)Вводное занятиеСодержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.Музыкально- теоретическая подготовкаТема 1. Основы музыкальной грамоты.Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности.Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная. Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).Форма. Практическая, дидактические игры. Тема 3. Развитие чувства ритма.Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).Форма. Практическая, дидактические игры.Вокально – хоровая работаТема 1. Прослушивание голосов.Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.Форма. Индивидуальная работа. Тема 2. Певческая установка. Дыхание.Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия.Знакомство с основным положением корпуса и головф. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая. Тема 3. Распевание.Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.Форма. Фронтальная, практическая, игровая. Тема 4. Дикция.Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность. Тема 5. Работа с солистами.Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.Форма. Индивидуальная. Тема 6. Сводные репетиции.Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.Форма. Коллективно — фронтальная. Концертно – исполнительская деятельность Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей со слуховой депривацией коллективным творчеством – основная задача педагога. Тема. Итоговое занятие. Отчетный концерт, поощрение более активных кружковцев.
Содержание программы 2 года обучения для учащихся 6 классаВводное занятиеСодержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений. Музыкально- теоретическая подготовкаТема 1. Основы музыкальной грамоты.Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации.Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная. Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема.Форма. Практическая, дидактические игры. Тема 3. Развитие чувства ритма.Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.Форма. Практическая, дидактические игры.
Вокально – хоровая работаТема 1. Прослушивание голосов.Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанника.Форма. Индивидуальная работа. Тема 2. Певческая установка. Дыхание.Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания.Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая. Тема 3. Распевание.Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения.Форма. Фронтальная, практическая, игровая. Тема 4. Дикция.Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность. Тема 5. Работа с солистами.Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста.Форма. Индивидуальная. Тема 6. Сводные репетиции.Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.Форма. Коллективно- фронтальная. Концертно – исполнительская деятельность. Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Участие в официальных мероприятиях активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей со слуховой депривацией коллективным творчеством – основная задача педагога.Тема. Итоговое занятие. Отчетный концерт, поощрение активных кружковцев.
Содержание программы 3 год обучения (7 класс)Вводное занятиеСодержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.Форма работы: беседа, прослушивание музыкальных произведений.Музыкально- теоретическая подготовкаТема 1. Основы музыкальной грамоты.Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации. Научить различать ударные и безударные доли такта.Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная. Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема.Форма. Практическая деятельность, дидактические игры. Тема 3. Развитие чувства ритма.Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.Форма. Практическая работа, дидактические игры. Вокально – хоровая работаТема 1. Прослушивание голосов.Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанника. Разделение детей на 3 подгруппы по качеству интонации и по типу преимущественного использования регистрового звучания, учет врожденных свойств голосового аппарата.Форма. Индивидуальная работа. Тема 2. Певческая установка. Дыхание.Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания. Контроль над певческим дыханием в зависимости от исполняемого произведения. Соблюдение правил цепного дыхания.Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая. Тема 3. Распевание.Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально- хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения. Применять упражнения по формированию ощущений резонаторов.Форма. Фронтальная, практическая, игровая. Тема 4. Дикция.Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Интегрированные занятия с преподавателями РСВФорма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая. Тема 5. Работа с солистами.Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста.Форма. Индивидуальная. Тема 6. Сводные репетиции.Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.Форма. Коллективно — фронтальная.Концертно – исполнительская деятельность Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Участие в праздниках и концертах активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту и социализации воспитанников. Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей со слуховой депривацией коллективным творчеством – основная задача педагога. План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Тема. Итоговое занятие. Отчетный концерт, поощрение активных кружковцев.
7) Материально-техническое обеспечение.
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во
1. Печатные, методические пособия:
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. – М.: детская литература, 2000.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
3. Опарина Н.А. Школьный театр. Пьесы, инсценировки, режиссура. М.: народное образование, 2003
4. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.
5. М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.
6. Михайлова М. А., Горбина Е. В. «Поем, играем, танцуем». Ярославль «Академия развития» 2005г.
7. Шмаков С. А. «Нетрадиционные праздники в школе». Москва 2005г.
8. Аникеева Н. П. «Воспитание игрой». Москва 2004г. 1
1
1
1
1
1
1
1
2. Экранно-звуковые пособия:
Компьютер
Мультимедийное устройство 1
1
3. Оборудование класса:
Музыкальный центр
Магнитофон
Инструменты:
Фортепьяно
Синтезатор
Баян
Аккордеон
Р.н.интсрументы
Микрофон 1
1
1
1
2
1
1
2
Список литературы
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. - М.: 5 за знания, 2006. - (Классному руководителю). 2) Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. - (Классному руководителю). 3)Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины.- М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. серии «Учимся играючи», «Азбука развития»). 4) Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки). 5)Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил. 5) Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. 6) Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. 7) Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997.: (Под сенью дружных муз). 8) Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.: нот. 9) Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. - М.: Айрис-пресс, 2008. (Методика). 10) Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. - М.: Айрис-пресс, 2008. - (Методика). 11) Хит - 2003. Лучшие песни года. Часть 1. - М.: «Современная музыка», 2004г. 12) Суязова Г. А.Мир вокального искусства.1 - 4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации. Изд. «Учитель» Волгоград 13) М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса» Белгород, 2006г 14) Д. Огороднова « Музыкально - певческое воспитание детей», 2007. (Методика). 15) Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.
Репертуар пятого класса обучения
Песня «Горошина» В.Карасевой.
«Песня о Москве» Ж.Колмогоровой.
Песня «Осень золотая» Т.Барбакуц.
Песня «Я люблю свою землю» Е.Птичкина.
Русская народная песня «Из-за леса ясный сокол вылетает»
«Песня о маме» А.Филлипенко
Песня «Детство» П.Аедоницкого.
Песня «Жар-птица» Л.Москалевой
Песня «Хрустальный башмачок» Ю.Верижникова.
Русская народная песня «Рождество Христово».
Песня «Зимняя сказка» С.Крылова.
Песня «Солдат, он парень бравый» В.Шаинского.
Песня «Прадедушка»
Песня «Солдаты России» В.Петрова.
Песня «Озорная». Ю.Верижникова.
Песня «Принцесса» Ю.Гуцалюк.
Песня «Млечный путь» Ю.Верижникова.
Песня «Пусть вечным будет мир» Ю.Антонова.
Песня «Мир вам, люди» Б.Савельева
Песня «Победа остается молодой». Ю .Помельников.
Песня «Самая счастливая» Ю.Чичкова
Песня «Взрослые и дети».
Песня «Лесной марш» Ю.Чичкова.
Песня «Алёшка, Наташка»
Песня «Спасибо, мамы»
Песня «Взрослые и дети»
Русская народная песня «Калинов мост»