Рабочая программа кружка «Мягкая игрушка » общекультурного направления «Декоративно — прикладное искусство» внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №7
города Кирово-Чепецка Кировской области
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР ___________________
от 15.06.2015г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МКОУ СОШ с УИОП № 7
______________________ Т.А.БУТОРИНА
от 16.09. 2015г. Приказ № 266
Рабочая программа кружка «Мягкая игрушка »
общекультурного направления
«Декоративно - прикладное искусство»
внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов
Программу составила
Ширяева Галина Михайловна
учитель технологии
МКОУ СОШ с УИОП №7
город Кирово - Чепецк
Кировская область
г. Кирово - Чепецк
2015 год
Содержание
Структура программы кружка...2
Пояснительная записка....3
Актуальность..3
Цель.3
Задачи..4
Общая характеристика курса....4
Описание места курса в учебном плане.4
Описание ценностных ориентиров содержания курса....5
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса......5
Формы подведения итогов реализации программы.....8
Содержание программы кружка.9
Модуль 1. Введение.9
Модуль 2. Традиционная игрушка.....9
Модуль 3. Объемная игрушка......10
Модуль 4. Кофейная игрушка..10
Модуль 5. Игрушка- помощница.....11
Модуль 6. Игрушка- подушка...11
Модуль 7. Итог работы..12
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся12
Описание материально- технического обеспечения....19
Приложения 1-12
Структура программы
Пояснительная записка, в которой конкретизируются актуальность, цель, задачи с учетом специфики кружка для обучающихся начального общего образования.
Общая характеристика курса.
Описание места курса в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания кружка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.
Содержание программы.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Мягкая игрушка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования («Приказ №373 от 6 октября 09г» зарегистрирован Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п.19.3) и на основе:
примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с. – (Стандарты второго поколения). Примерная программа художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» автор О.А. Кожина.
примерной программы по учебному предмету «Изготовление игрушки», разработчик Л.Ю. Гречина заместитель директора по учебной деятельности Детской школы искусств и ремесел г. Братска Иркутской обл.; Москва 2013 год.
В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика A.M. Кондакова.
Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с ведением новых видов рукоделия.
Цель:
Обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об изготовлении игрушки, формирование практических умений и навыков работы в материале, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
обучение основам кройки и шитья игрушки;
формирование у детей навыков ручного труда;
знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве, быте народов;
совершенствование умений и формирование навыков работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развитие умений ориентироваться в проблемных ситуациях;
создание базы для творческого мышления;
обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
воспитание в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
создание условий для максимальной самостоятельности детского творчества.
воспитание культуры общения, умения работать в коллективе
воспитание трудолюбия, аккуратности.
Общая характеристика курса
Основное направление внеурочной деятельности общекультурное, вид – декоративно - прикладное искусство. Программа рассчитана на общее ознакомление учащихся с изготовлением игрушки, приобретение основных навыков и умений.
Формы работы: Беседа, коллективная работа, индивидуально – практическая, консультация.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретной игрушкой);
поисково-творческий (творческие задания, участие учащихся в беседах, диспутах);
игровой (разнообразные формы игрового моделирования);
сюжетно-игровой.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Предложенные в данной программе модули, темы, задания и изделия следует рассматривать как рекомендательные, что дает преподавателю возможность творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанные им методы и приемы.
Процесс изучения каждого модуля программы включает следующие этапы:
обзорное знакомство с каждой темой;
изучение основных технологических приемов;
практическое выполнение изделия.
Обязательным для изучения без изменения содержания является Модуль 1.
В Модули 2, 3,4, 5, 6 могут быть внесены изменения по выбору изделий, в зависимости от желания учителя и детей, от их уровня подготовки и способностей. В содержание модуля 7 можно включить проведение праздника с приглашением гостей.
Описание места курса в учебном плане
Рабочая программа кружка «Мягкая игрушка» реализуется в рамках проведения в начальной школе внеурочной деятельности с обучающимися 4 класса.
Занятия кружка проводятся 1раз в неделю в количестве 1 часа, 34 часа за год.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Программа кружка «Мягкая игрушка» направлена на обучение детей технологии кройки и шитья народной и современной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Данная программа представляет собой разработанный курс общекультурного направления внеурочной деятельности в начальной школе, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек.
Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками как на уроках так и внеурочной деятельности. На уроках учащиеся получают лишь основные знания. Для наиболее полного изучения, овладения большего количества информации в данной области создан данный кружок, что в дальнейшем способствует профессиональному становлению учащихся, увеличению их кругозора.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия. Обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении и т.п.
Опора на личностно- ориентированный подход в образовании.
Учет особенностей культуры своего народа, а также особенностей местной региональной культуры.
Основные педагогические принципы: любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития; индивидуальный личностный подход к каждому; создание ситуации успеха для каждого ребенка; обеспечение условий способствующих самореализации, саморазвитию, самоопределению, адекватной самооценке личности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Должны знать
Должны уметь
– технику безопасности при работе с инструментами;
– исторические сведения о народной игрушке;
– виды ручных швов;
– основы кроя;
– технику изготовления народных кукол и современной игрушки;
– сведения о сувенирных изделиях.
– выполнять простые ручные швы;
– правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;
– работать индивидуально с методическими картами;
– эстетично оформить игрушку;
– ориентироваться на качество изделий;
– изготовить народную или современную игрушку своими руками из доступных материалов.
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
-наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Мягкая игрушка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Предметные:
-уважать и ценить искусство и художественно - творческую деятельность человека;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства.
Познавательные:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям декоративно – прикладного искусства.
Школьники получат возможность научиться:
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
Школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
5.1 Формы подведения итогов реализации программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио.
1. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки: однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
2. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фотографии продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Содержание программы кружка
Модуль 1. «Введение». 6 часов
Вводное занятие 1 час.
Вводная беседа: знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося. Портфолио работ, формы предоставления результата работы.
Традиционные и современные игрушки. 1 час.
История, традиции и современность. Виды традиционных игрушек, значение в жизни человека. Беседа об истории народной игрушки. Цветоведение при изготовлении и оформлении игрушек. Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции. Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы.
Практическая работа.
Составление рассказа «Игрушка в моей семье». Подбор необходимых для работы цветовых сочетаний на примере одного из объектов труда. Заполнение портфолио.
Работа с тканью. 4 часа
Материаловедение. 1 час
Основные признаки определения направления основной нити. Строение, состав и свойства тканей.
Практическая работа.
Определение признаков и свойств тканей. Работа с образцами тканей.
Простейшие швы. 3 часа
Швы вперед иголка, назад иголка, петельный, стебельчатый, тамбурный
Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Технология выполнения тамбурных, стебельчатых стежков.
Практическая работа.
Выполнение образцов простейших швов .Заполнение портфолио.
Модуль 2. «Традиционная игрушка». 13 часов
Нитяная кукла. 2 часа
«Мартиничка» - кукла, изготовленная из ниток. История куклы, ее назначение.
На основе этой куклы возможно создание разнообразных кукол и декоративных элементов, которые послужат подарком или сувениром.
Практическая работа.
Изготовление куклы из льняных ниток или пряжи. Заполнение портфолио.
Кукла из природного материала (льняная). 8 часов
Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы разных народов и национальные костюмы региона проживания. Соотнесение материалов, из которых изготавливаются национальные костюмы, с природными особенностями региона.
Кукла льняная на конусной основе, выполненная с декоративной отделкой по низу юбки, поясу и окружности головы. Кукла коза- символ 2015 года. История, традиционная техника изготовления куклы и наряда для нее.
Практическая работа
Изготовление кукол и традиционных нарядов для них. Освоение приёмов плетения в три нити.
Куклы - обереги. 3 часа
Берегиня удачи. Назначение, традиционная техника изготовления куколки, ткани для изготовления. Куколка на здоровье. История, материалы для работы, традиционная техника изготовления
Практическая работа
Изготовление кукол. Заполнение портфолио.
Модуль 3. «Объемная игрушка». 13 часов
Цельнокроеная игрушка. 3 часа
Простая игрушка, выполненная из одной или двух деталей. Наполнение деталей синтепоном, соединение между собой. Отделка готовых игрушек. Игольницы «Сова», «Ежик».
Практическая работа
Изготовление игрушек. Заполнение портфолио.
Изделие: игольницы, кофейные игрушки
Игрушка с минимальным количеством деталей (до 5 деталей). 4 часа
Котики из квадратов ткани как обереги и подарок на новоселье. Правила раскроя деталей. Простые швы для сшивания и соединения деталей. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочек и одежды для готовых игрушек. Котики «Неразлучники»
Практическая работа
Изготовление игрушек, оформление мордочек и одежды. Заполнение портфолио.
Игрушка, состоящая из нескольких деталей.6 часов.
Правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя. Оформление лица, способы изготовления волос куклы.
Детская одежда, особенности изготовления, подбор материалов, отделки.
Изделие- игровая кукла из ткани.
Практическая работа
Изготовление куклы из ткани, оформление лица по собственным эскизам и одежды. Заполнение портфолио.
Изделие: игровая кукла, игрушки из меха
Модуль 4. «Кофейная игрушка». 13 часов
Цельнокроеная игрушка. 3 часа
Простая игрушка, выполненная из одной или двух деталей. Наполнение деталей синтепоном, соединение между собой. Подготовка кофейного состава. Особенности технологии изготовления кофейных игрушек. Отделка готовых игрушек, правила нанесения красок.
Практическая работа
Выполнение эскиза мордочек. Изготовление игрушек. Заполнение портфолио.
Изделие : простые кофейные игрушки: зайчик, мишка, котик.
Игрушка с минимальным количеством деталей (до 5 деталей). 4 часа
Правила раскроя деталей. Простые швы для сшивания и соединения деталей. Наполнение деталей игрушки синтепоном. Оформление мордочек и одежды для готовых игрушек.
Практическая работа
Изготовление игрушек, оформление мордочек и одежды. Заполнение портфолио.
Изделие: кофейные игрушки, состоящие из нескольких деталей: котик с сосисками, зайчик с морковкой
Композиция с несколькими игрушками. 6 часов.
Правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении мягкой игрушки с более сложными деталями кроя. Подготовка кофейного состава. Особенности технологии изготовления кофейных игрушек. Отделка готовых игрушек, правила нанесения красок.
Особенности изготовления композиции из нескольких игрушек, подбор материалов, отделки.
Практическая работа
Выполнение эскиза композиции из нескольких кофейных игрушек. Изготовление композиции из нескольких кофейных игрушек. Заполнение портфолио.
Изделие : котики - неразлучники
Модуль 5. «Игрушки - помощницы». 6 часов
Игрушка – прихватка. 4 часа
Раскрой прихватки. 1 час
Оборудование, инструменты и приспособления для шитья. Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.
Практическая работа
Выполнение эскиза прихватки, раскрой.
Аппликация. Выбор эскиза. 1 часа
Основные понятия об аппликации, композиции. Законы и правила аппликации и композиции. Выбор эскиза.
Практическая работа
Выполнение эскиза аппликации.
Разметка изображения. Сборка и закрепление. 1 часа
Раскрой деталей. Способы переноса узора на ткань. Соединение деталей аппликации с деталями прихватки, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Практическая работа
Выполнение аппликации на деталях прихватки.
Пошив прихватки. 1 час.
Правила соединения деталей прихватки, наполнителя. Окончательная отделка изделия. Влажно- тепловая обработка готового изделия с аппликацией.
Практическая работа
Пошив прихватки. Выполнение влажно- тепловой обработки.
Корзинка для рукоделия. 2 часа
Оборудование, инструменты и приспособления для шитья. Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Лекало выкройки: способы изготовления и использования. Наполнение деталей синтепоном, соединение между собой.
Практическая работа
Изготовление корзинки по собственному эскизу. Заполнение портфолио.
Модуль 6. «Игрушка - подушка». 6 часов
Игрушка- подушка. 1 час
Простая игрушка подушка, выполненная из одной или двух деталей. История, материалы, отделка, особенности изготовления.
Практическая работа:
Выполнение эскиза изделия.
Раскрой подушки. 1 час
Оборудование, инструменты и приспособления для шитья. Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.
Практическая работа
Раскрой игрушки - подушки.
Аппликация. Выбор эскиза. 1 часа
Основные понятия об аппликации, композиции. Законы и правила аппликации и композиции. Выбор эскиза.
Практическая работа
Выполнение эскиза аппликации.
Разметка изображения. Сборка и закрепление. 1 часа
Раскрой деталей. Способы переноса узора на ткань. Соединение деталей аппликации с деталями прихватки, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Практическая работа
Выполнение аппликации на деталях подушки. Выполнение влажно- тепловой обработки.
Изготовление игрушки-подушки. 2 часа.
Правила соединения деталей прихватки, наполнителя. Наполнение деталей синтепоном, соединение между собой. Окончательная отделка изделия. Влажно- тепловая обработка готового изделия с аппликацией.
Практическая работа
Раскрой и пошив игрушки- подушки.
Модуль 7. «Итог работы» 2 часа
Подготовка работ к итоговой выставке. 1 час.
Виды оформления портфолио: альбом, книжка, газета, электронная презентация и т.п.
Практическая работа
Оформление портфолио. Портфолио оформляется индивидуально по собственному замыслу каждого ученика.
Итоги работы за год. Выставка работ обучающихся. 1 час.
На заключительное занятие могут быть приглашены родители обучающихся.
Практическая работа.
Представление своих изделий, портфолио. Составление рассказа о своей деятельности.
В Приложениях 3-12 представлены материалы для проведения занятий.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
Учебно – тематический план
Учитель выбирает модули для изучения на занятиях кружка в пределах определенного количества часов на учебный год, т.е. 34 часа. Общие методические рекомендации представлены в Приложениях 1-10.
№ п.п.
Разделы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Модуль 1. Введение
3
3
6
1
Вводное занятие
1
1
2
Традиционные и современные игрушки
1
1
3
Работа с тканью
1
3
4
Модуль 2. Традиционная игрушка
3
10
13
1
Нитяная кукла.
1
1
2
2
Кукла из природного материала (льняная).
1
7
8
3
Куклы - обереги.
1
2
3
Модуль 3. Объемная игрушка
3
10
13
1
Цельнокроеная игрушка
1
2
3
2
Игрушка с минимальным количеством деталей
1
3
4
3
Игрушка, состоящая из нескольких деталей.
1
5
6
Модуль 4. Кофейная игрушка
3
10
13
1
Цельнокроеная игрушка
1
2
3
2
Игрушка с минимальным количеством деталей
1
3
4
3
Композиция с несколькими игрушками
1
5
6
Модуль 5. Игрушки – помощницы
1.5
4.5
6
1
Игрушка – прихватка
1
3
4
2
Корзинка для рукоделия
0.5
1.5
2
Модуль 6. Игрушки - подушки
1
5
6
Модуль 7 . Итог работы
2
2
1
Подготовка работ к итоговой выставке
1
1
2
Итоги работы за год. Проведение выставки.
1
1
Тематическое планирование представлено в Приложении 1
Тематическое планирование модулей для изучения в 2014-2015 учебном году представлено в Приложении 2.
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы.
Список литературы имеет рекомендательный характер. Предложенный перечень литературы отражает темы и разделы данной программы.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ №373 от 6 октября2009 год, зарегистрирован Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п.19.3
Примерная программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с.
Примерная программа по учебному предмету «Изготовление игрушки», разработчик Л.Ю. Гречина заместитель директора по учебной деятельности Детской школы искусств и ремесел г. Братска Иркутской обл.; Москва 2013 год.
Антоначчо Мара Шьем игрушки для детей / Пер. с итал. М.С. Меньшиковой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96 с.
Белова Н. Мягкая игрушка: Веселая компания. – М.: Изд-во «ЭКСМО – Пресс»; СПб.: «Валерии СПД», 2002. – 224 с; ил. (Серия: «Академия умелые руки».)
Вали Берти Джанна Лоскутное шитье. От простого к сложному. – Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002. – 80 с., ил.
Войдинова Н. «Мягкая игрушка». М., ЭКСМО, 2004
Городкова Т.В.; Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с; ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
Дайн Г. «Игрушка в культуре России», коллекция книг (4 книги), Хотьково, Сергиев Посад, 2010-2012
Дайн Г., Дайн М. «Русская тряпичная кукла», «Культура и традиции». М., 2008
Кочетова С. Мягкая игрушка: Игрушки для всех. – М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Валерии СПД, 2003. – 240 с., илл. (Серия «Академия «Умелые руки».)
. Кузьмина М. «Такие разные куклы». М., «ЭКСМО», 2005
. «Самоделки из текстильных материалов» Г.И. Перевертень М. Просвещение 1990
Юкина Л. «Энциклопедия куклы». М., «АСТ – Пресс», 2001
Учебно-профилактическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой).
Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, копировальной и др.
Лоскутки тканей.
Материалы для отделки готовых изделий.
Ресурсы сети интернет
Оборудование класса
Занятия кружка проводятся в кабинете технологии, который оборудован всем необходимым для проведения занятий.
Ученические столы с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Демонстрационная подставка для образцов.
Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
зђЗаголовок 115