Доклад к педагогическому совету на тему :Инновационные технологии обучения младших школьников на занятиях изобразительного искусства

ДОКЛАД
педагога дополнительного образования
Тен Снежаны Валерьевны


Тема: «Инновационные технологии обучения младших школьников на занятиях изобразительного искусства».


План:

Введение.
2. Использование компьютерной графики на занятиях по ИЗО.
3. Задачи педагога и воспитанника в современной ситуации.
4. Дифференцированный подход к обучающимся.
5. Инновационные технологии в образовании.
6. Основы моделирования инновационного урока. 7. Виды инновационных занятий. 8. Арт-терапия – здоровьесберегающая инновация.
9. Выводы.













Введение.
Гуманистический характер образования предусматривает полное развитие способностей ребенка и формирование его как целостной личности для ответственного существования в мире. Процесс развития способностей каждого ребенка обеспечивается созданием оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности. В образовательных учреждениях предмет «изобразительное искусство» преподается по государственной программе Б. М. Неменского. Главная цель программы – развитие у детей эстетического отношения к миру. Основными задачами занятий изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно- изобразительной деятельности, изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами великих мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов. Каждый день на ребенка обрушивается огромное количество информации, в которой он должен уметь разобраться – оставлять важное для себя и отбрасывать ненужное. Все ускоряющийся темп жизни требует от учащихся быстрого переключения внимания с одного вида деятельности на другой, умений анализировать ситуацию, устанавливать взаимосвязь явлений. Важно воспитывать в детях критическое отношение к произведениям искусства, научиться отличать шедевр от безвкусной подделки, находить связующую нить между произведениями прошлого и настоящего, между формой и содержанием предмета, раскрывать связь с окружающей действительностью. Обучение в современном мире не может строиться без учета процессов, происходящих в обществе, и новейших тенденций в искусстве; все, что ребенок видит и слышит, должно находить отражение на занятии. Поэтому главным условием организации занятий изобразительного искусства является разностороннее развитие, полихудожественное воспитание и инновационные технологии обучения. Полихудожественное воспитание опирается на положение о том, что каждый ребенок изначально предрасположен к восприятию и деятельности в разных видах искусства: он видит, слышит, чувствует, осязает одновременно. Задача педагога изобразительного искусства – по возможности гармонично развивать у детей данные им природой задатки и формировать их способность воспринимать мир в художественных образах. Занятия изобразительного искусства следует организовывать таким образом, чтобы дети, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль ( в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного. В начальных группах обучение желательно строить на игре. Она наиболее естественна в данном возрасте, так как это время активного развития детей, познания ими окружающего мира. Важным моментом является обязательное проигрывание ситуации словами, действиями, жестами, звуками, интонацией в естественной среде, с друзьями, с игрушками ( на занятии, на улице, в парке); проживание ситуации, додумывание её, фантазирование на тему дальнейших событий, сочинение историй, сказок, путешествий ( в другие дома, города, миры, страны и т.д.). Целесообразно предлагать учащимся работать как индивидуально, так и группами по 3-5 человек над одним произведением – картиной, композицией, скульптурой и т.д. Создание в реальном пространстве сказочности привлекательно для младших воспитанников и имеет огромное значение в развитии их фантазии и воображения. Реальное пространство раскрывается как особый мир составляющих его предметов, в котором происходят различные преобразования, превращения. В процессе восприятия реальное пространство сравнивается с пространством художественным.

Использование компьютерной графики на занятиях ИЗО.
Наблюдение и запечатление своих наблюдений, ощущений в разных видах творчества осуществляется через комплекс зрительных, звуковых впечатлений. Большой положительный результат дают заочные путешествия: видеофильмы об архитектуре, временах года, творчестве художников, отрывки из художественных или анимационных фильмов. Способствуют повышению качества образования современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации. В современном мире компьютерная графика все шире проникает во все сферы жизни и деятельности людей. Поэтому очень важно проводить занятия изобразительного искусства с применением компьютера, где ребенок может моделировать как реальный, так и фантастический мир, создавать персонажей различных по пластике, характеру и настроению. Работая за компьютером ребенок видит, что пустынный пейзаж легко превращается в морской, а дневной, в ночной. Эта игра увлекательна. Компьютер позволяет легко менять не только цвет, но и форму предмета, а, следовательно, и характер. Использование средств компьютерной графики помогает учащимся в дальнейшем овладеть такими приемами, как равновесие, соподчиненность элементов единому целому, знакомство с которыми дети начинают с самых первых занятий изобразительного искусства. Так, например, с помощью компьютерной техники можно решить следующие задачи: научить строить пейзажи, изображать сказочных персонажей и выполнять простые композиции; развивать умение чутко улавливать характер линий и изменение образного строя работы в зависимости от изменения характера линий и цвета; развивать чувство композиционного равновесия, динамики и пропорций; развивать умение составлять из геометрических фигур узнаваемый образ; воспитывать культуру восприятия пейзажного жанра, как способа отражения красоты окружающей природы; воспитывать умение восприятия абстрактных композиций. Тематика и содержание занятий с применением компьютерной техники являются естественным продолжением учебных предметов интеграционной системы художественно-эстетического цикла. Основная форма организации занятий с детьми – индивидуальная работа с каждым ребенком, постановка посильной творческой задачи и организация педагогической помощи каждому. Занятия сопровождаются беседами об искусстве и показом зрительного ряда – репродукций картин художников, подлинных работ в разных техниках исполнения. Учащиеся воспринимают положительно уроки изобразительного искусства с компьютером, смена традиционной обстановки и новые изобразительные возможности компьютера активизируют и повышают мотивацию к изобразительной деятельности. Работа по использованию компьютера в учебно- воспитательном процессе может строится по нескольким направлениям: - использование компьютера, как источника наглядной учебной информации для иллюстрирования своих занятий. Необходимо постоянно пополнять электронную базу наглядного материала для своих занятий, используя для этих целей файлы компьютерных образовательных программ и возможности сканера для преобразования иллюстративного материала в цифровой формат; - применение функций компьютера как рабочего инструмента в качестве средства подготовки текстовых заданий и их хранения. Для своих занятий можно разработать карточки с графическими заданиями для индивидуальной работы с учащимися, тестовые задания для обобщения знаний, создавать и распечатывать на каждого воспитанника листы–«раскраски» по темам. - использование функций компьютера как объекта обучения для моделирования занятия.

Задачи педагога и воспитанника в современной ситуации.
Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей предмету изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий: - обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; - психологически облегчает процесс усвоения материала воспитанниками; - возбуждает живой интерес к процессу познания; - расширяет общий кругозор детей; - возрастает уровень использования наглядности на занятии; - повышается производительность труда педагога и воспитанника на занятии. Все перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, создают чувственно-эмпирическую основу познания в области изучаемых предметов. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей. Стремительные перемены в современном мире и во всех областях жизни коснулись и такой важной сферы культурной деятельности общества, как образование. Задачи, которые ставит перед человеком современная ситуация, подчас требуют продуктивных методов деятельности, нестандартных решений, обеспечить которые может развитое творческое воображение. Меняется предназначение педагога, его способность справиться со сложными задачами, возникающими в педагогической практике, обусловливается квалификацией, опытом, психолого-энергетическими ресурсами его личности. На первый план в работе педагога искусства выходит не только передача суммы определенных знаний, но и способность формирования и развития у ребенка системы отношений к окружающему миру, воспитания творческой личности. А сам педагог вместо традиционно отводившейся ему роли руководителя учебного процесса, согласно принципам гуманистической педагогики, становится наставником и проводником в развитии личности воспитанника, его творческого воображения. Известно, что в основе любого творческого процесса находится способность к образному мышлению, а эффективно развивать творческое воображение воспитанников способен педагог, сам обладающий развитым творческим воображением. Повышение личностного и профессионального роста педагога изобразительного искусства совершается в процессе переподготовки на курсах повышения квалификации. Современные программы курсов повышения квалификации педагогов изобразительного искусства, ориентированы на совершенствование форм и методов художественной практики и знание теории искусства. Но за рамками существующих программ остается самый важный аспект художественного воспитания развитие творческого воображения обучающихся. Противоречие заключается в стремительно усложняющихся требованиях социума к развитию продуктивной, творческой направленности личности и существующей системой подготовки и переподготовки педагогических кадров, реализующей традиционное содержание, формы и методы образования, направленные на развитие репродуктивного мышления и способов деятельности. Поскольку важной составляющей творческой личности является развитое воображение, проблема исследования заключается в модификации и совершенствовании содержания и методов профессионально-педагогической подготовки педагога, ее ориентации на развитие творческого воображения, освоение закономерностей его развития и механизмов формирования. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки педагога к развитию творческого воображения у учащихся с использованием передовых педагогических идей и инновационных методов будет способствовать развитию культурного уровня ребенка и отказу от узкотехнологического подхода в обучении изобразительному искусству. В настоящее время все области науки, культуры, производства, управления, социально-духовной сферы жизни, в том числе педагогики и искусства остро нуждаются в людях, предрасположенных к нестандартному, творческому мышлению, владеющих умением генерировать оригинальные и необычные идеи. Особенно ценится личность, объясняющая иначе, видящая иначе, чем другие; умеющая выделить главное из лежащих на поверхности второстепенных признаков и параметров. Осуществляется изучение изобразительной деятельности детей. Следует констатировать, что результаты многочисленных научно-практических исследований в области теории и методики обучения и воспитания изобразительному искусству используются лишь в отдельных случаях и редко включаются в целостную систему художественно-педагогического образования. Проводимые исследования выявили проблемы и трудности осуществления инноваций на практике обучения изобразительному искусству. Реализация педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях в значительной степени затруднялась сложившейся системой образования. Слишком сильными оказались инертность мышления, стереотипы в сознании педагогов, распространенная ориентация на формальные результаты обучения. Немногие педагоги имеют целостное видение своего предмета и владеют инновационными педагогическими технологиями организации детского творчества. Анализ практики преподавания изобразительного искусства в наше время показал, что у самих педагогов, главным образом в начальных классах, не полностью сформирован интерес к урокам, в их работе часто наблюдается односторонний и формальный подход к организации изобразительной деятельности детей, при котором утверждается либо преимущество обучения, либо преимущество воспитания. Это приводит к тому, что занятия рисованием носят пассивный и формальный характер. Рисунок, выполненный учащимися младших классов, рассматривается педагогами как результат изобразительной деятельности без должного обоснования и анализа процессов, лежащих в основе его создания.

Дифференцированный подход к обучающимся. Сегодня на уроках предметов эстетического цикла, в лучшем случае осуществляется изучение художественного материала, фактически без внимания остается изучение психологической составляющей возможностей ребенка к изобразительной деятельности. Все это требует преодоления несоответствия в художественном образовании и воспитании:
1) формирование художественно-образного мышления, практической деятельности;
2) воспитание и развитие творческих способностей, изобразительных навыков и эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям;
3) обучение основам изобразительной грамотности. Основой дифференцированного обучения в дополнительном образовании является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого воспитанника, изучение его индивидуальных особенностей. На основе выполнения кратковременных диагностических работ и наблюдений, дети объединяются в группы («сильные», «средние», «слабые») и психологические типы, объединенные по изобразительным способностям и задаткам. Дифференцированный подход позволяет исправлять наиболее нарушенные процессы художественно-изобразительной деятельности, а значит, дифференцированный подход - это одна из форм корректирующей работы. В результате обучения недостатки (ошибки в рисунках) у учащихся преодолеваются, благодаря чему дети быстрее продвигаются в своем творческом развитии. Формирование и развитие - единый, взаимосвязанный процесс. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подходы помогают решать задачи развивающего обучения. Индивидуальные особенности, характерные для одних воспитанников, могут наблюдаться и у других, такие особенности называют типическими, т.е. присущими определенной группе воспитанников. Учет типических особенностей младших школьников происходит в процессе дифференцированного подхода. Дифференцированный подход - это учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения. Назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе рисования. При изучении проблемы дифференцированного и индивидуального подхода развития художественно-творческих способностей воспитанников были выявлены важнейшие противоречия, возникшие в системе художественно-педагогического образования: общество требует от образования воспитание и развитие культурного, творческого, креативно мыслящего человека во всех сферах жизнедеятельности, духовно нравственного, а с другой стороны отсутствует модель такого воспитания и развития личности. Многие педагоги затрудняются проводить занятия таким образом, чтобы занятия стали продуктивными и интересными для ребенка. Они не видят в них средства развития индивидуальных изобразительных способностей детей. Нарушение триединства педагогического процесса, заключенное в неразрывной связи обучения, развития и воспитания остается и на сегодняшний день проблемой художественного образования и воспитания детей. До сих пор остаются недостаточно изученными условия и специфика возникновения творческого замысла рисунка у ребенка младшего школьного возраста в естественных проявлениях и в условиях педагогического воздействия. Неотъемлемым условием проявления таланта педагога изобразительного искусства, является высокая профессиональная культура педагога, его художественные специальные способности, художественная техника и педагогическое мастерство. Только творческая личность сможет организовать занятие так, чтобы у детей в ходе всего процесса обучения развивались индивидуальные художественно-творческие способности. При изучении индивидуальных особенностей, их диагностики, составления на их основе типологий школьников огромное значение имеют исследования о свойствах высшей нервной деятельности, об особенностях темперамента, об индивидуальных различиях в психических процессах и познавательной деятельности, о познавательных интересах, об индивидуальном стиле учения. На необходимость учета индивидуальных особенностей в обучении изобразительной деятельности детей и взрослых, указывали в своих трудах многие ведущие педагоги и педагоги-художники, такие как Н.С. Боголюбов, Д.И. Воробьева, H.A. Ветлугина, Л.С. Выготский и многие другие . Важно найти эффективные подходы к оптимизации этого процесса, чтобы дети могли не только с помощью педагога, но и самостоятельно открывать для себя новый мир красоты и гармонии, через эмоциональное эвристическое состояние. ««Эврика» - я увидел это!», вот, что должно сопровождать всю изобразительную деятельность ребенка. Изобразительное искусство призвано раскрывать индивидуальные графические и живописные возможности и способности каждого младшего школьника. В связи с этим требуется разработка таких эвристических методов и технологий, в которых бы органически сочеталось овладение обучаемыми необходимыми знаниями, умениями и навыками с полным раскрытием и развитием индивидуальных сторон творчества и способностей. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией вызывают у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности; способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время, умения планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.
Целенаправленная организация изобразительной деятельности способна оказывать существенное влияние на:
- развитие мелкой моторики рук, - умение работать по образцу, - способность концентрировать свое внимание на важном, - умение подчинять свою деятельность требованиям взрослых.
Знание процессов изобразительной деятельности детей в связи с развитием индивидуальных изобразительных способностей ребенка еще не в полной мере реализуется как в подготовке будущего педагога, так и в практике педагога изобразительного искусства. Специальных исследований именно по проблеме индивидуального и дифференцированного подхода недостаточно. В частности, в начальных классах на занятиях изобразительного искусства осуществление индивидуального подхода, в качестве самостоятельной проблемы не исследовано, хотя отдельные ее стороны отражены в трудах Б.Г. Ананьева, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина и другие. Актуальность данной проблемы заключается в и том, что от ее недостаточной разработанности в значительной мере страдает качество, уровень художественного образования, развитие художественно-творческих способностей младших школьников, а также уровень подготовки учителей изобразительного искусства и их профессиональной компетенции. Необходимо теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования инновационных технологий индивидуального и дифференцированного развития художественно - творческих способностей младших школьников различных психологических типов. Нужно применять методы, приемы и условия развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с учетом их типических и индивидуальных особенностей в условиях инновационного обучения. Эффективное развитие художественно - творческих способностей младших школьников возможно при условии определения их художественного психологического типа. На основе этого выдвигаются предположения о том, что если в изобразительной деятельности детей использовать технологии интегративного и эвристического обучения и ввода учебно-творческих упражнений - заданий, разработанных с учетом психологических особенностей младшего школьника, - то развитие способностей у детей будет наиболее эффективным потому, что основой данного подхода является:
- учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству в общеобразовательной школе будет организован как индивидуальная художественно-творческая деятельность, направленная на формирование и развитие у младших школьников изобразительных знаний, умений и навыков; - выявление и анализ наличия предпосылок способностей проявляющихся в рисунке, с использованием и применении таких выразительных средств и критериев изображения, как линия, цвет, форма и т.п.; - углубленное изучение особенностей изобразительной деятельности (рисование с натуры, по памяти, представлению); - учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству ориентированный на современные инновационные педагогические технологии; - установления индивидуальных особенностей художественно-творческого развития школьников в процессе обучения; - использование разработанной эвристической системы (включающий инновационные методы и приемы обучения), направленной на управление процессами развития изобразительных способностей детей; .- участие педагога, свободно владеющего художественно-графическими средствами, опирающегося на знание дифференцированного художественного психологического типа детей и особенности проявления их способностей в изобразительной деятельности; - развитие художественных способностей младших школьников в процессе рисования с натуры будет плодотворным, если учитель дифференцированно распределит учебно-творческие задачи, специальные упражнения в ходе обучения изобразительному искусству; - разработка наглядных учебно-методических пособий и рекомендаций, способов овладения изобразительной деятельностью и развития способностей, внедрение учебно-творческих заданий и упражнений, разработанных с учетом индивидуальных психологических особенностей ребенка, в практику обучения, приводящих к формированию творческого отношения к процессу обучения в целом и повышению творческой активности на занятиях по другим предметам. Необходима система включения в изобразительную деятельность инновационных технологий, таких как проблемно-творческая, развивающая, компьютерная, имитационная, игровая, технология формирования познавательного интереса и критического мышления, осуществление приемов и методов эвристического обучения, таких как метод вживания, эвристического наблюдения, исследования, метод конструирования теорий или проектов, метод «если бы...», методы самоорганизации обучения, методы взаимообучения, и т.д. Педагогу необходимо проводить инновационный урок, включающий в себя задания на собственное творчество учащихся (изобрести своих животных, планету; дать определение изучаемому объекту, явлению; сконструировать свою теорию в творческом решении; сочинить свою композицию; составить кроссворд, игру, свое задание для других учеников; придумать образ - рисуночный, двигательный, словесный; «оживить» через рисунок слова, объекта; перевести образ с одного изобразительного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета и т.д.). Развитие художественно-творческих способностей учащихся в процессе рисования зависит от уровня развития таких психических процессов, как восприятие, внимание, творческое мышление, зрительная память и воображение. Педагог должен свободно владеть инновационными технологиями и художественно-графическими средствами, опираться на знание дифференцированных и индивидуальных особенностей детей, дифференцированно распределять учебно-творческие задачи и специальные упражнения в ходе обучения изобразительному искусству. Выявлено, что дети младшего школьного возраста делятся на три художественных психологических типа - «живописцы», «рисовальщики» и «комбинированная» по основным критериям проявления изобразительных способностей. «Живописцы» способны целое, мало уделяют внимание деталям, восприимчивы и отзывчивы к слову. «Рисовальщики» склонны к пристальному, детальному, фрагментарному наблюдению натуры, из-за этого дети упускают из вида целое, не видят больших отношений, испытывают трудности в поиске колорита. «Комбинированная» группа детей обладают способностями из двух вышеперечисленных групп. Данная группа немногочисленна. Существует эвристическая методика и серии учебно-творческих занятий рисованием, в которых обучение учащихся связывается с проявлением индивидуальных типологических особенностей в изобразительной деятельности учащихся младших классов Способности детей к изобразительной деятельности, которые входят в группу специальных способностей ребенка начальных классов, должны развиваться индивидуально в процессе выполнения детьми учебно-творческих заданий и упражнений, начиная с самого первого класса. Обучение педагогом должно строиться одновременно с использование инновационных технологий, в том числе компьютерных, и индивидуализацией сообщения учащимся необходимых знаний, умений и навыков в рисовании. Дифференцированный подход к обучению дает огромные возможности в развитии художественно-творческих способностей, всех психических структур (зрительных восприятий, воображения, памяти, эмоционально-чувственного отношения к действительности), которые в совокупности определяют и выражают собой индивидуальность младшего школьника. Инновационные технологии в образовании. В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие "инновации". Русский аналог этому слову - нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Существует устойчивое мнение, что инновационный урок сформировался на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это отчасти верно, однако главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет. Во-первых, увеличился объем новой информации из разных областей науки: философии, истории, географии, литературы, психологии, социологии, технологии производства, экономики, иностранных языков. Какую часть от этого объема предлагать детям; где и как им выбирать необходимую информацию, меняющуюся по содержанию и значимости практически каждый день? Эти вопросы сформировали задачу - обучить детей умению искать нужную информацию, определять, с какой целью она применяется и распространяется, отличать род информации. Во-вторых, изменились условия организации обучения: статус учреждения; образовательные программы, планы и учебники; формы обучения (дневное, заочное, вечернее, экстернат, домашнее, семейное); оснащение кабинетов техническими средствами. В связи с новыми требованиями социально-экономического характера, влияющими на процесс развития как групповой, так и индивидуальной деятельности учащихся, изменилась и структура организации учебно-воспитательного процесса. В-третьих, изменились требования к профессиональной компетенции педагога, подходы к обучению. В настоящее время актуальными вопросами в процессе обучения стали: здоровье ребенка; его психолого-педагогические и возрастные особенности; адаптация к очередной ступени, требованиям педагога и т. д. Основа моделирования инновационного урока Инновационный урок - это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени. В его основе могут быть: * элементы лабораторных и практических работ, экскурсий, форм индивидуальных занятий; * обучение учащихся через художественные образы; раскрытие способностей воспитанников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства); * научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся; * применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе, и т. д. Педагог стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему - именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность педагога на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся. Виды инновационных занятий. Выделяют следующие виды инновационных занятий: занятии самостоятельной деятельности; исследовательские; на основе групповой технологии; проблемные; дифференцированного обучения; на основе проектной деятельности; занятия-тренинги и др. Рассмотрим некоторые из них подробнее. Занятия самостоятельной деятельности - форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких занятий - формирование и развитие механизмов независимости воспитанников, утверждение самостоятельных качеств личности. Такими механизмами могут быть привычки, убеждения, традиции, действия. Данные занятия играют большую воспитательную роль. При подготовке к занятиям данного вида необходимо изучить уровни общеучебных умений и навыков учащихся, их способности к самостоятельной работе; определить содержание и направленность самостоятельной деятельности учащихся. Для каждого воспитанника разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса. Каждому воспитаннику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме. Некоторые советы педагогу по проведению уроков самостоятельной деятельности: * демонстрировать доверие; * не мешать при выполнении задания, пока учащийся сам не попросит помощи; * не критиковать за ошибки; * собеседование вести в виде уточнения деталей; * определять конкретный объем работы для того, чтобы воспитанник мог рассчитать свои силы; * установить временные рамки для выполнения работы; * создать условия для осуществления самооценки учащимся результата собственной деятельности; * определять критерии выполнения самостоятельной работы; * разработать формы контроля самостоятельной деятельности, критерии оценки результата деятельности педагогом. На уроках самостоятельной деятельности должны быть четко определены позиции педагога и воспитанника: * позиция педагога: инициирование субъективного опыта ученика и развитие его индивидуальных способностей в течение учебного процесса; выбор технологии обучения (как и чему буду учить) ; * позиция воспитанника: выбор технологии учения (что и как сам буду изучать) на определенный период времени. Уроки самостоятельной деятельности не могут показать полную картину педагогического мастерства педагога, они лишь частично раскрывают аспекты его творчества и самобытности. Исследовательское занятие- это форма обучения воспитанников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского занятия - использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире. В основе такого занятия - организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на занятии сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения. Цель деятельности воспитанников на исследовательском занятии - получение конкретного результата (продукта). Отличительные особенности технологии такого продуктивного (нацеленного на получение продукта) обучения: * самостоятельная учебная деятельность воспитанника, тесно связанная с его реальной трудовой деятельностью; * ориентация учебы и труда на конечный результат; * смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество. Идеология продуктивного образования раскрывает широкие возможности для обучения учащихся вне учреждений и программ. Занятие на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; конвейер; зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии - обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Например, для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если педагогом организован процесс распределения заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с учащимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности. Уроки дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития воспитанника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения - развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких занятиях специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на занятии. Самый распространенный тип таких занятий - занятие, предполагающее работу учащихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения). Условия реализации таких занятий: * определение уровней знаний учащихся и их способностей к обучению; * выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления; * определение способов учения для каждого воспитанника; * подготовка дидактического материала; * подготовка блоков учебного материала; * установление регламента для выполнения тех или иных заданий; * определение механизма контроля учебных действий учащихся во время самостоятельной работы с целью обозначения дальнейших шагов или этапов организации обучения. Уровень знаний детей и их способности к обучению - главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс. На занятиях дифференцированного обучения процесс освоения определенной темы, раздела может повторяться несколько раз, до тех пор, пока учащийся не научится определенным действиям. Проблемные занятия - форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком занятии перед учащимися либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения - активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей. Уточним, чем отличается проблема от задачи. Проблема - это противоречие, которое может проявляться в каких-либо действиях, явлениях, фактах. Сама проблема не имеет выраженных условий протекания. Задача обязательно имеет какие-либо условия, раскрывающие характер действия, события, явления, и требует исполнения. Проблемное обучение - это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Проблемные уроки структурно немного напоминают психологические ситуации, которые имеют своеобразную конструкцию деятельности. Искусство педагога заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые учащиеся должны открыть для себя сами. Проблемное обучение - это, прежде всего, обучение умению находить новые способы решения сложившихся противоречий. Задача педагога- организовать учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах занятия. Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и ответы; другие - методом анализа ситуации; третьи - методом диагностики и выводов; четвертые - подбором и т. д. Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать урок проблемного обучения практически невозможно. Занятие-тренинг - форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии - приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные занятия-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На занятиях-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной - для конкретного учащегося. Принципы ведения занятий-тренингов подбираются или разрабатываются педагогом в зависимости от характера проблемы, социально-педагогических условий ведения, а также целей и задач закрепления изученного материала. Для таких занятий разрабатываются критерии действий учащихся как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности. Например, образец выполнения одного упражнения; образец выполнения другого более сложного задания. Данные образцы помогают детям быстрее и эффективнее приобрести тот или иной навык или умение. Педагог помогает учащимся отслеживать процедуру выполнения конкретного задания, выявлять ошибки в учебных действиях и обязательно осуществляет измерение и оценку деятельности, без которых невозможно определить результат достижения. На занятии-тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные педагоги всегда используют элементы педагогического творчества, например: * подбор необычных заданий, дидактического материала; * организацию соревнований, взаимного контроля и т. д. Занятия на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а учащегося - ответственным и целеустремленным. Обязанность педагога - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Преимущества метода проектов: * системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам; * развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных; * развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков; * развитие уверенности в своих силах. Дети учатся подходить к окружающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.
Арт-терапия - здоровьесберегающая инновация.
Самая большая ценность в мире - Человек и жизнь: чужая, своя, жизнь на всём её протяжении. Познавший себя человек – гуманен и способен жить по-человечески в изменяющемся мире; находить конструктивные способы преодоления трудностей и конфликтов, принимать ответственные решения. Людьми движет творческая сила, позволяющая им распоряжаться собственной жизнью, становиться архитектором своей жизни. Обращение к мощному потенциалу искусства способствует более гуманным отношениям в социуме. Именно поэтому мое внимание привлекла арт-терапия-здоровьесберегающая инновация, возможность самораскрытия ребенка в художественном творчестве. Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека потребность в самоактуализации... Обучающая среда способствует созданию социально-психологических условий для успешного обучения, но сложность программ и загруженность могут стать предпосылками для появления "психологически неблагополучных" учащихся. Арт-терапевтическая работа позволяет повысить значимость проблемы психологического здоровья учащихся и способствует лучшему пониманию их потребностей педагогами. В последние годы в педагогической практике образовательных учреждений все более активно применяется метод терапии искусством. Он представлен пятью основными направлениями: атр-терапией, включающей в себя изотерапию, глинотерапию, песочную терапию и т. д.; драмотерапией, в которую входят сказкотерапия, сценические игры и т. д.; танцевально-двигательную и музыкальную терапии. Задачи учителя в работе с младшими школьниками: *помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира; *развить творческие способности, когда программы усложняются, а взрослые оценивают действия ребенка по ошибкам; *сохранить познавательные интересы; *преодолеть негативные представления о собственной личности. Внутреннее «Я» человека проявляется в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Для детей младшего школьного возраста характерна одна особенность: образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у детей могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний. Дети «передвигаются» от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими. А почему именно арт-терапия? Во-первых, рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека. Во-вторых, уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитие ребёнка, и в этом процессе "ведущий” сам ребёнок. В-третьих, при рисовании у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера. В-четвёртых, рисование стимулирует развитие левого, образного полушария головного мозга ребёнка (следовательно, и образного мышления). В-пятых, возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) наполняет душу ребёнка положительными эмоциями через осознание своего творчества, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счёте, за себя как автора. Таким образом, арт-терапия дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие. В свою очередь использование технологии «арт-терапии» (рисунок и рисование) позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Результат педагогической работы: не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения. Арт-терапия решает следующие задачи: - «гармонизация» личности, - помощь человеку в «самораскрытии и самореализации», -стимулирование «личностного роста», -работа с «духовным кризисом» и пр. Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы не только помогает детям, но и дает учителю толчок для творчества. Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами – песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Их не учат рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение. Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой. Дети играют с красками, карандашами, песком, с любым материалом, который помогает создавать изображение. Их не учат рисовать. Главное – дать ребенку возможность создать собственное произведение. Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Работы являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка.
Основные принципы арт-терапевтических занятий: *поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ "Я"; *говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка; *отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми; *не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования; *не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию; *применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества *не утомлять занятиями; *использовать определенный ритуал занятия. Преимущества арт-терапии перед другими формами работы: -в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков; -арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста; -изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей; -она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния; является средством свободного самовыражения; -вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию; -основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Особенностями арт-терапевтического подхода являются: 1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать. 2. Дети являются своего рода экспертами. Упражнения созданы таким образом, что отправная точка опыт каждого ребенка. В этом смысле дети «эксперты» в отношении своих работ. 3. Важен вклад каждого из детей, он важен и уникален. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма. 4. Сохранение тайны необходимо, поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять. 5. Рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают. 6. Основные правила. При работе с парой, группой или всем классом желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали. Примерный список основных правил: 1. Внимательно слушать друг друга. 2. Не перебивать говорящего. 3. Уважать мнение друг друга. 4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется. 5. Все должны чувствовать себя комфортно. 6. Все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным если иного решения не было принято. Процесс и продукт.
Хотя метод арт-терапии делает акцент на процессе создания образа, столь же важным является и сам продукт творчества, который помогает ребенку почувствовать законченность процесса и уверенность в себе. Способы работы. Упражнения можно строить по-разному. Они могут быть с высокой или с невысокой степенью структурированности. Способ работы определяется уверенностью и отношением детей, но, прежде всего, поставленными целями. Например, при работе с классом для развития сотрудничества может потребоваться высокоструктурированный подход, чтобы каждый ребенок знал, что от него требуется и как это соотносится с целым. Способы хранения работ. Необходимо найти способ сохранять работы ребенка, поскольку он гордится ими. Существует множество способов: это, например, особые папки, книга или журнал, выставки (которые можно делать индивидуально или совместно). Выводы. Говоря языком метафоры, арт-терапия придает педагогической реальности «человеческое измерение». Методология арт-терапии отражает интеграцию педагогики, психологии, искусства, комплекса гуманитарных наук (философии, антропологии, культурологии, этики, эстетики и ряда других) – тем самым значительно повышает образованность и общую культуру учащихся. Арт-терапию в начальных группах можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, спецкурса, инновационной технологии, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы. Продвижение инноваций и новых технологий непосредственно связано с качеством образования. Метод арт-терапии наиболее подходит для работы с детьми младших школьников. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то и другое лежат в основе желания учеников «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития командного поведения и групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие! Во-первых, устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз), появляется демократизм отношений; Во-вторых, у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка; В-третьих, воспитывается чувство коллективизма; В-четвертых, отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу); В-пятых, на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку; В-шестых, создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого; В-седьмых, стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса со многих точек зрения; В-восьмых, формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; В-девятых, идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли; И, наконец, в-десятых, уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.
Основу для развития произвольности поведения ребенка составляет формирующаяся иерархия мотивов, их соподчинение. Последнее связано с волевым усилием, с сознательным преодолением сиюминутных желаний ради нравственно значимой цели. Спасибо за внимание!








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15