Статья Курс Мир деятельности как основа формирования УУД

Буданова С. Н.,учитель начальных классов
МАОУ лицей № 20 г. Ульяновск
КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Изменившиеся условия жизни общества заставили педагогов пересмотреть свое отношение к формам и методам работы с учащимися и изменить свой подход к процессу обучения и воспитания подрастающего поколения, где ведущей стала проблема формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя и творца.
Поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоcпитанию и саморазвитию.
Целью же такого образования должно стать общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
В основе этой идеи лежит системно-деятельностный подход. Это подход  к  организации процесса обучения,  в котором на  первый  план выходит проблема  самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках деятельностного подхода  ученик овладевает универсальными действиями, чтобы  уметь решать любые  задачи.
Понимая необходимость и актуальность процессов, протекающих в сфере образования, я уже давно использую в своей практике системно-деятельностный подход в обучении. И как естественное и логичное продолжение данной темы в этом году на занятиях по внеурочной деятельности веду надпредметный курс «Мир деятельности» (МИД), который рассчитан на 32 часа, 1 час в неделю, включает в себя программу, в которой определены основные содержательно-методические линии, включено тематическое планирование, цели, задачи и сценарии каждого урока. К сценариям уроков разработаны демонстрационные материалы, СD -диски с презентациями и материалом для печати к каждому уроку, а также комплекс учебных материалов для детей (учебное пособие, разрезной материал, наклейки, эталоны).
Цель курса – создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств.
Авторский коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000» построил новый педагогический инструмент –технологию деятельностного метода обучения (ТДМ):
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Данный курс определяет четыре главные содержательно-методических линии, которые соответствуют четырем основным УУД: организационно-рефлексивная, коммуникативная, познавательная, ценностная.
Ведущей и основной линей курса является организационно-рефлексивная, формирующая первичное представление об учебной деятельности, её цели и результате, двух основных этапах. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или на согласованный способ действий (эталон).
Познавательная: у учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата.
Коммуникативная: учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре в группе и применяют их в ходе предметных уроков.
Ценностная: у учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.
Новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Сквозной герой содержания этого курса – Смайлик. Он помогает младшим школьникам осваивать азы учебной деятельности. В ходе изучения данного курса дети знакомятся с понятиями: «цель», «результат», «алгоритм», «эталон», учатся организовывать два основных шага деятельности: Первый шаг: «Что я не знаю?»; Второй шаг: «Сам нахожу способ и делаю то, что раньше не получалось». Также дети осваивают коммуникативные действия: сотрудничество в паре, в группе, учатся выражать свои мысли в различных речевых высказываниях. Применяют регулятивные умения: осознанно осуществляют пробное учебное действие, фиксируют свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия, формулируют причины затруднений как свои конкретные проблемы, и, исходя из этого, формулируют цели предстоящих учебных действий и др.
Большое значение в этом курсе отводится формированию у учащихся умения критериально оценивать свое знание (выше, ниже, не изменилось) и умение его применять. Поэтому особенностью курса «Мир деятельности» является организация работы с индивидуальной картой «Копилка моих достижений» и «Лесенкой успеха». Они состоят из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ» Карта заполняется детьми после прохождения каждой темы по программе «Мир деятельности», начиная со следующего дня. Самодиагностика проходит ежедневно на протяжении всей последующей недели(5-ти дней) на любом предметном уроке, проводимом в технологии деятельностного метода обучения. В обратном случае ученики, освоив надпредметные знания, не приобретают надпредметных умений, что является самым ценным приобретением этого курса. В результате у учащихся формируется рефлексивная самооценка своих знаний и умений. Данная самодиагностика является промежуточной и постепенно готовит учащихся к контролю уровня сформированности организационно-рефлексивных общеучебных умений. Также, она позволяет учителю проводить системный тренинг изученных универсальных учебных действий на любых предметных уроках, проводимых в технологии деятельностного метода, формируя таким образом, надпредметные умения.
Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся.
Я только начала апробировать надпредметный курс «Мир деятельности», но уже сегодня могу сказать, что данный курс помогает учителю в организации освоения учащимися надпредметных знаний, а именно: уметь учиться, уметь самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою учебную деятельность, рефлектировать ее, контролировать и оценивать.
Можно отметить так же позитивный рост у учащихся не только в усвоении предметного содержания, но и возросший познавательный интерес, развитие личностных качеств и отношений внутри коллектива.
В заключении хочу сказать, что по каким бы стандартам ни учился ребенок, чтобы он был счастливым и успешным в учебе, ему необходимы любовь и внимание взрослых.
Список использованной литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Вестник образования России.Приложение № 3.-М.:2010.
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Программа надпредметного курса «Мир деятельности». М.,Национальное образование, 2011.
3. Петерсон Л.Г. Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным предметам. М.,Национальное образование, 2011.
4. Петерсон Л.Г. Мир деятельности, 1 класс. Методическое пособие для учителя. М., Национальное образование, 2011.