Использование краеведческого материала на уроках истории и в работе краеведческого кружка.

Краеведческая работа в школе
Из опыта работы Нетребина В.А.


Содержание: 1. Информация об опыте..3 2. Технология опыта ..5 3. Результативность опыта ......12 4. Библиографический список 14 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ Ростовская область в современной России занимает одно из лидирующих мест. И, где бы я ни появлялся в других регионах России, всюду спрашивали: «Откуда вы?» - а услышав ответ, что из Ростовской области, собеседник тут же вскликивает: «Как же, знаю! Атоман Платов, Старочерсская, Азов!» И не даром Ростовкую область знает вся Россия, это портовый город, завод Ростсельмаш. А наш Чертковский район граничит с Украиной. В Чертково петух на три губернии кричит! Исторические корни области уходят в тысячелетнюю толщу. Вольные, свободолюбивые казаки и умелые воины превратили Ростовскую область в форпост на южных рубежах Русского государства. Ростовчанам в разные периоды истории приходилось защищать свою землю от врагов. С Ростовской областью связана жизнь деятелей науки, культуры, героев отечественной войны, и других воин периода XX века. «Воротами Кавказа» именуют Ростов на Дону.
Поселок Чертково, районный центр. Здесь сторона одной улицы входит в Ростовскую область, а другая, западная, - районный центр Мелового района Луганской области Украины. Век нынешний принес краю немало бед и испытаний. Опустошительным ураганом прокатилась братоубийственная гражданская война. На территории Ростовской области родилась Первая Конная армия. Вместе со всеми народами нашей страны поднялись и казаки Тихого Дона. Здесь проходили крупнейшие битвы. И сейчас многие ростовчане служат в элитных частях и подразделениях. Много славных подвигов совершили казаки в последующих боях. В январе-феврале 1944года они громили сильную немецкую группировку, окруженную нашими войсками в районе Корсунь-Шевченковского. За успешные действия в этих боях 5-й Донской корпус был награжден орденом Красного Знамени, а 11-я гвардейская Донская дивизия – орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени. Ратный дух земляков, их смелость и воинское мастерство ковались столетиями в жестокой борьбе с внешним врагом, сформировав цельный, сильный, способный к самопожертвованию характер. Актуальность темы. Противоречивость социально-экономической политики современной России влияет на все области жизнедеятельности человека. Сегодня происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовной. Разрушение прежней системы ценностей создаю духовный вакуум. Эрозии подвергаются традиционные ценности народной жизни, отечественной истории и культуры. Обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. Сегодня тысячи детей стали беспризорниками, другие - содержатся в детских домах, многие из подростков попадают в зону криминогенного влияния. В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентации - показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества. В системе учебных заведений, в связи с осложнением проблем морально-психологической подготовки молодежи к жизни, неотъемлемой стороной образовательного процесса становится воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплинированности. Эта проблема становится объективно тем актуальнее, чем острее проявляется крайне отрицательное отношение молодежи к таким понятиям, как любовь к Родине, включающее сегодня такой синкрет, как «великодержавная позиция», «СССР», и официальный отказ от идеологии государства. Как следствие этого – пропал интерес к изучению истории России. Однако сохранение российского государства невозможно пока не будет любви к Родине и патриотических ориентаций каждого гражданина. На своем опыте я убедился, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметил, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решил через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели. Мне, жителю села Маньково Чертковского района, горячо любящему этот уголок России, как и всем моим землякам, не безразлична судьба родного края. Мне хочется, чтобы судьба моей Родины перешла в надежные руки будущих поколений, которые мы должны воспитать, опираясь на краеведческий материал. Школьными программами по истории России в VI-ХI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении отечественной истории. Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер. Педагогическое значение школьного краеведения. Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы в школе подготавливалось то, что в жизни осуществляется, а обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с реальностью. Не зная истории, экономики и природных богатств края, нельзя правильно руководить на местах строительством современного общества. Поэтому школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. Процесс обучения и воспитания неразрывно связан с жизнью родного края. Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе. Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории. Известный методист Н.Г.Дайри не без основания считает, что программные вопросы, по которым изучается не только материал учебника, но и действительность, непосредственно окружающая учащихся, усваиваются значительно прочнее. Я знаю, что история нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины. Я считаю, что краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Однако, краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории России будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории. 1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА Используя краеведческий материал на уроках истории, я заметил, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников. Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи. Моя практика в школе,убедительно доказывает, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Это достигается путем исторических экскурсий (например, последняя экскурсия совершена на х. Филипповский, мемориальный комплекс с. Маньково), встречи с участниками боевых действий в различных точках планеты (встреча с полковником в отставке, участником боевых действий в Афганистане, арабо-израильском конфликте, войны в Анголе Коваленко Н.П., Бойко А.В., с тружениками тыла Стребуляевой Н.М., и другими. ). Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний. Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем. Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ /Приложения № 1 и № 2/. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний. Многогранная внеурочная историко-краеведческая работа и её тесная связь с учебным процессом создают условия для широкого применения знаний, полученных учащимися в кружках, на экскурсиях, в походах и экспедициях, при изучении нового программного материала на уроке истории, а также для установления межпредметных связей. Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников. Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение. В своей практике я применяю и компьютерные технологии преподавания истории, например урок по теме: «Аграрная реформа Столыпина» /Приложение №3/. Несмотря на столь большое педагогическое значение краеведческого материала, некоторые учителя и методисты считают местный материал подсобным, вспомогательным, иллюстративным, не имеющим самостоятельного образовательного или воспитательного значения. Безусловно, эпизодическое использование краеведческого материала не дает положительного результата в учебно-воспитательной работе. История края – не только составная, но и обязательная часть знаний по истории страны. Данное положение закреплено в программе по истории России. Краеведческий материал имеет важное самостоятельное значение. Методологические основы школьного исторического краеведения. При изучении истории России и использовании местного материала на уроке истории необходимо исходить из философского принципа о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Этот принцип должен быть взят за основу в работе учителя истории, исходя из того, что любой край – это неотъемлемая часть нашей страны и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей России. Следовательно, изучая историю края (Миус-фронт), любой краеведческий объект (битва за Ростов), всегда надо находить пути для установления связей между местными и общеисторическими фактами и событиями (Великая Отечественная война). Из взаимосвязи местного и общего следует исходить еще и для того, чтобы не ослеплять любовью к местной истории, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны. Краеведение нельзя сводить к какой-то одной, хотя и очень важной задаче, например изучению естественных производительных сил Растовской области, для практического их использования в народно-хозяйственном строительстве. Краеведение – это не только всестороннее, комплексное изучение края, но и активное участие в улучшении благосостояния родного сердцу уголка. Изучать и созидать – это две неотделимые стороны современного краеведения. Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала. Сбором материала по местной истории, его классификацией, обработкой, систематизацией и экспонированием в школьном музее я преследую педагогические цели и, прежде всего, использование его на уроках истории. Собранный материал может быть тем больше и лучше использован, чем он подробнее изучен, методически обработан. Поэтому использованию материала всегда предшествует тщательная работа по подготовке его к уроку. Я заблаговременно раздаю опережающее домашнее задание учащимся и слежу за его подготовкой к уроку, провожу необходимые консультации и рекомендую различные приемы донесения материала до слушателей: работа с картой, историческим документом, схемой, плакатом, фотографией и т. д. Местный материал, с одной стороны, - средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими. Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока я рассчитываю время его изучения: либо до прохождения темы, либо в начале изучения темы, в ходе темы и в конце. Например, лучше познакомить учащихся 11 класса с историей освобождения Чертковского района от фашистов. Во время прохождения этой темы, когда ученики во всероссийском учебнике видят название Сталинградская битва, они с гордостью говорят, что знают этот исторический факт. Я не сомневаюсь, что этот материал прочным фундаментом отложится в памяти детей. В 9 и 11 классах во время изучения темы, посвященной Великой Отечественной войне, Сталинградская битва, освобождение Ростова, целесообразно применить краеведческий материал в ходе изучения нового материала. Практика показала, что только этот прием в старших классах дает неизгладимые впечатления от грандиозного события Сталинградская битва и надолго запомнится детям, т.к. в это время проходило и освобождение нашего района. Использовать материал можно по-разному: в изложении учителя, в сообщении или докладе ученика, в лекции, беседе, на экскурсии и семинарском занятии, в работе с книгой, документом, картой, музейным экспонатом и т. д. Сущность обучения – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником такой деятельности, по моему мнению, являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, наблюдения за явлениями окружающего мира. Все это обостряет восприятие и пробуждает творческую мысль учащихся. Для эффективности использования краеведческого материала на уроке истории я придерживаюсь следующих условий: соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории; научной достоверности; взаимосвязи местного и общеисторического материала; учета исторически сложившихся условий развития края, его специфики; систематичности и планомерности в использовании; наглядности; непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала; связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы; применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках истории. Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он: а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся; б) удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы; в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития родного края – дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности. Мой педагогический опыт складывался из практики ведения истории и обществознания, где помимо теоретических знаний, общих терминов, фактов и цифр необходимы были аналитические выводы, обобщения, расширение общего кругозора по изучаемому материалу, анализ сложившейся обстановки, факторы человеческой жизни, быт, образ жизни, обычаи, традиции человека и общества в целом. Для выполнения поставленной цели: улучшения качества образования, когда ученикам необходимо в новых условиях изучать и знать огромное количество материала, мною был создан мини музей в кабинете. По окрестным селам был собран и систематизирован материал, практически по всем разделам родного края. Работая над сбором экспонатов, ученики проявляли элементы творческого поиска, что дало импульс в изучении родного края – краеведении. Местный материал, экспонаты музея вносят элементы новизны в изучение предмета истории. Для расширения базовых знаний учащихся желательно проводить экскурсии по музеям нашей области. Оригинальность этой работы состоит в том, что меняется обстановка, люди, излагаются новые материалы, ученики видят другой мир – это дает весомый вклад в подготовке и ведении образовательного процесса. Нами посещены музеи: Чертковский краеведческий музей; Дом музей Шолохова станица Вешенская
Постоянно применяя в своей работе познавательные экскурсии по родному краю, основываясь на их научной базе, мне удалось овладеть этой формой работы. Во время экскурсий школьники учатся мыслить, оценивать, и позже применять на практике полученные знания. Встречи с ветеранами Вооруженных сил, ветеранами локальных конфликтов, ветеранами труда, работниками общественных организаций дает наилучший педагогический результат в изучении истории российского государства, родной Ростовской области. Огромное значение в воспитание школьников имеют летние краеведческие экспедиции и рейды. В них сплачивается школьный коллектив, дети учатся вести поисковую работу, общаться с местными жителями. В экспедициях происходит знакомство с историей родного края, его природой и культурой. Здесь воспитывается бережное отношение к родной земле. Ребята на практике учатся ориентироваться на местности, ставить палатку, разжигать костер, готовить пищу. Экспедиция обычно планируется на 1 день, заранее разрабатывается маршрут. Кроме экспедиций, организуются однодневные краеведческие рейды по ближайшим деревням с целью сбора краеведческого материала, пополнения фондов школьного музея. Такой рейд был проведен 2006 году с дд.юд 5 базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий. Ребята с интересом и удовольствием занимаются в кабинете, не только собирают, но и сами ремонтируют экспонаты. Для занятий краеведением мини музей имеет огромное значение. Здесь дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами. Музей располагает небольшим фондом, но есть редкие экспонаты (например трофеи времен войны которые были найдены местными следопытами найденные «в Долине смерти» близ х. Арбузовка где была уничтожена итальянская дивизия). Главная цель мини музея – это его участие в учебно-образовательном процессе школы.. Результативность опыта работы . Выступление на внутришкольном МО учителей истории и географии учителя истории Нетребина В.А. « Исользование краеведческого материала на уроках истории и в работе краеведческого кружка» Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы несомненно беднее. Мне удалось заинтересовать подростков историей родного села и результаты говорят сами за себя: ребята пишут рефераты по истории родного края, учувствуют в краеведческих конференциях. Имеются благодарственные письма и грамоты которые находятся в кабинете истории №1 зав. Нетребин В.А. и сувениры. В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты: 1) повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся. Повысилось качество выполняемых контрольных и самостоятельных работ. Слабые ученики активизировали свою деятельность; 2) ребята стали более активно работать на уроках; 3) во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов; 4) система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания. Есть и еще один аспект результативности моей работы: его успешность. Задачи, которые можно поставить после трех лет исследования: - способствовать развитию и формированию познавательной активности, максимально используя их возрастные особенности; - комплексно развивать познавательные способности учащихся (образное и логическое мышление, навыки поиска, обработки и изложения учебной информации, анализу источников и др.); - развивать эмоционально-волевые сферы учащихся (волевое стремление преодолевать трудности в учебной работе, веры в собственные силы). Главным условием успеха своей работы считаю оптимистично-позитивное отношение ко всем ученикам, постоянное поощрение не только достигнутых результатов, но и стараний, вера в их возможности и способности. Библиографический список: 1. Твой край родной. Автор Б. Нагорный- Ростовское книжное издательство. 2. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. 3. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., «просвещение», 1969. 4. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. – М., 1966. 5. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей / Н.С.Борисов, В.В.Дришников, П.В.Иванов, Д.В.Кацюба; Под ред. Н.С.Борисова. – М.: Просвещение, - 1982. 6. Стражев А.И. Методика преподавания истории. – М., 1964. 7. История казачества Дона для средней школы.
8. Из опыта роботы учителя МОУ Маньковская СОШ Нетребина В.А.


15