Информационно-коммуникативная компетентность учителя — потребность времени


Информационно-коммуникативная компетентность учителя - потребность времени
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:
(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).
 Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
 Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
 Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
 Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
 Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
o материалы для урока,
o тематическое планирование,
o мониторинги по своему предмету,
o различные отчеты по предмету,
o анализ процесса обучения, и т.д.
 Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
 Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
 Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
 Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
o школьная сеть,
o электронная почта,
o социальная сеть (Дневник.ру, …),
o сайт (раздел сайта),
o лист рассылки(список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),
o форум,
o Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),
o блог (сетевой журнал или дневник событий),
o RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);
o подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).
 Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.
Мне кажется, что использовать ИКТ компоненты можно на уроках любых предметов.
Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.
Как показывает практика, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках, и это обусловлено целым рядом объективных причин:
 Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе.
 Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
Вероятно можно согласиться с деканом факультета педагогического образования МГУ Н.Розовым, который отмечал: «Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику».
 Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.
 Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).
 Лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.
(В связи с этим, может быть пересмотреть вопрос нагрузки учителя? Требования к преподаванию растут, а "нагрузка" осталась как раньше. Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество.)В материалах международной конференции, проходившей в ноябре 2009г. в Москве и посвященной проблемам внедрения ИТ в образование, отмечалось, «что урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который
 Сохраняет человеческие приоритеты в обучении.
 Имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям.
 Умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером.
 Интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ.
 Методически гибок»
Каким видят учителя в Год Учителя в Министерстве образования и науки РФ?
По мнению Министра обязательно учителю нужно предоставить возможность повышать квалификацию.
Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе – не обойтись!

Оценка ИКТ-компетентности учителя
Аннотация:
Программы информатизации системы образования и развития образовательной информационной среды являются одной из важнейших составных частей Федеральной Целевой программы «Электронная Россия». Владение информационно-компьютерными технологиями (ИКТ) позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции. Опыт информатизации систем образования других стран показал, что одним из условий успеха является формирование у педагогов как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры. Повышение ИКТ-компетентности педагога повышение позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облегчить его. В настоящее время в условиях введения новой системы оплаты труда у администрации школы появляется действенный механизм стимулирования педагогов, развивающих свою профессиональную информационную культуру, применяющих ИКТ в своей педагогической деятельности. Но мониторинг этих процессов не отработан, критерии оценки эффективности работы учителей в этом направлении не определены. Необходимая координация действий проводится по линии методобъединений учителей. Анализ материалов учителей, предоставленных по результатам внедрения программы, проводит учитель информатики. В конце года администрации предоставляется отчет, в котором отражается активность участников педагогического процесса по внедрению ИКТ в работу школы (в соответствии с планом мероприятий). Результаты анализа учитываются при подведении итогов работы в текущем учебном году. В отчете анализируются данные, полученные с помощью анкетирования и анализа качества электронных материалов, собранных учителем-предметником (классным руководителем) в течение учебного года в личной электронной папке. Анкеты оценки ИКТ-компетенции педагога и ИКТ-активности педагога составлены с учетом материалов оценки уровня информатизации школ пилотных регионов проекта ИСО. Кроме того, выявляется пользовательский уровень педагогов для выявления областей дальнейшего развития. Таким образом, результаты работы каждого педагога становятся легко представимыми в количественном выражении, измеримыми, сравнимыми, и их можно использовать для стимулирования педагогов, активно повышающих уровень ИКТ-компетенций.
Программы информатизации системы образования и развития образовательной информационной среды являются одной из важнейших составных частей Федеральной Целевой программы «Электронная Россия». Именно мы, учителя, закладываем сейчас фундамент будущей России, не страны-поставщика сырья, а страны высоких технологий. И жить и работать в этой новой, не побоюсь этого слова, стране, продолжать начатые преобразования, предстоит именно тем девчонкам и мальчишкам, которые сейчас сидят за партами в наших школах. Наши дети должны научиться владеть информационными технологиями, уметь применять их во всех сферах своей жизни. Именно владение информационно-компьютерными технологиями (ИКТ) позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции. Опыт информатизации систем образования других стран показал, что одним из условий успеха является формирование у педагогов как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры.
Этот процесс нельзя пускать на самотек, т.к. абсолютное большинство учителей работает с перегрузками, и учителя ссылаются на эти перегрузки как на причину невозможности найти время на повышение своей ИКТ-компетентности, при этом совершенно упуская из виду то, что именно это повышение позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облегчить его. Да, возможность пройти курсовую подготовку имеется у каждого учителя, но кроме этого, в учебном заведении необходимо создать такие условия, когда учителям было бы выгодно повышать свой ИКТ-уровень.
В настоящее время в условиях введения новой системы оплаты труда у администрации школы появляется действенный механизм стимулирования педагогов, развивающих свою профессиональную информационную культуру, применяющих ИКТ в своей педагогической деятельности.
Рост использования компьютеров в профессиональной деятельности учителей обеспечивается ростом компьютерного парка школы, но сдерживается отсутствием компьютеров на рабочих местах учителей. При большой загрузке компьютерного класса затруднительно использовать его для проведения уроков учителей-предметников. Наличие хотя бы одного ноутбука в школе значительно бы увеличило уровень возможностей использования ИКТ как в урочной деятельности, так и для проведения внеклассных мероприятий и родительских собраний.
Проблемы формирования ИКТ компетентности будущих учителей
«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать»
Сеймур ПайпертОсобое место в подготовке будущих учителей занимает использование
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это позволяет реа-
лизовывать поставленные перед преподавателем цели и задачи современногообразования, такие как личностно-ориентированное обучение, формирование
и развитие исследовательских, информационных и коммуникативных спо-
собностей, развитие мышления, формирование модельных представлений и
т.д.
В настоящее время все большее место отводится компетентностномуподходу в образовании, с позиций которого профессионализм педагога мож-
но рассматривать как синтез компетентностей, включающих в себя предмет-
но-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. Под
компетентностью понимается совокупность знаний, умений и опыта деятель-
ности, причем именно наличие опыта является определяющим по отношению
к выполнению учителем профессиональных функций.
В ИКТ компетентности учителя-предметника можно выделить два ас-
пекта: базовая ИКТ-компетентность и предметно-ориентированная.
Под базовой ИКТ-компетентностью понимается инвариант знаний,
умений и опыта, необходимый учителю-предметнику для решения образова-
тельных задач, прежде всего, средствами информационно-коммуникацион-
ных технологий общего назначения.
Предметно-ориентированная ИКТ-компетентность предполагает ос-
воение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соот-
ветствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и
формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.
Таким образом, можно отметить, что ИКТ-компетентность – это спо-
собность педагога решать учебные, бытовые, профессиональные задачи сиспользованием информационных и коммуникационных технологий.
Формирования ИКТ-компетентности учителя можно представить в ви-
де трех этапов:
• Базовый – средняя школа, формируются навыки применения ИТ в дея-
тельности школьника и решении несложных бытовых задач;
• Общий – 1-2- курсы педагогического вуза, формируются навыки ис-
пользования ИТ для решения повседневных студенческих задач;
• Профессиональный – 3-5 курсы педагогического вуза, формируются
навыки решения профессиональных педагогических задач с использо-
вание ИКТ;
В учебные планы педагогических вузов включены предметы, в рамках
которых формируется ИКТ-компетентность. Среди них такие как «Матема-тика и информатика», «Использование современных информационных и
коммуникационных технологий в учебном процессе» преподаваемые на всех
специальностях педагогических вузов. Однако следует отметить, что на заня-
тиях происходит реализация лишь второго этапа формирования ИКТ компе-
тентности будущих учителей, то есть формирование общей ИКТ-
компетентности.
Процесс подготовки будущих учителей к использованию ИКТ в учеб-
ном процессе должен быть непрерывным. В рамках курса «Использование
современных информационных и коммуникационных технологий в учебномпроцессе», который в том или ином объеме ведется на всех специальностях
педагогического вуза, преподаватели кафедры информатики проводят со сту-
дентами знакомство, анализ и оценку различных образовательных комплек-
сов. Наибольший интерес представляют комплексы на базе платформы
«1С:Образование». Студенты сами анализируют программные продукты и
составляют конспекты уроков с использованием CD-ROM или выбранных изних цифровых образовательных ресурсов. Естественно, что набор комплек-
сов различен для каждой отдельно взятой специальности педагогического
вуза.
Особую роль здесь играют программные продукты фирмы «1С», обра-
зовательные комплексы которой выпускаются вместе с методическими посо-
биями для учителя по их использованию. Наличие методических пособий
позволяет учителю предварительно познакомиться с программным продук-
том, оценить его возможности, особенности и уже затем перейти к более
подробному рассмотрению содержания и возможностей применения.
Серия электронных изданий «1С:Школа» представляет собой новое
поколение программных средств образовательного назначения, реализован-
ное на программной платформе «1С:Образование» и предоставляющее более
широкие возможности как по обучению и контролю знаний, так и по управ-
лению учебным процессом в классе. Образовательные комплексы по назна-
чению разноплановы в зависимости от их реализации, возможностей их при-
менения и решаемых задач. В серию «1С:Школа» входит комплект электрон-
ных изданий образовательного назначения по различным предметам, таких
как «электронные учебники», электронные практикумы и тренажеры, средст-
ва подготовки к ЕГЭ и библиотеки наглядных пособий. Примерами «элек-
тронных учебников» являются комплексы: «Вычислительная математика и
программирование», «Экономика и право», «Химия», «Экология» и «Русский
язык. Морфология. Орфография» предназначенные для изучения нового ма-териала, его практического освоения и последующего контроля знаний, где
соответствующие типовые единицы представлены в примерно равных про-
порциях. Среди практикумов можно отметить образовательные комплексы
«Математика. Практикум», «Экономика. Практикум», которые служат для
отработки практических навыков. Для проверки текущего уровня знаний
учащихся, с последующей коррекцией обнаруженных недочетов и итоговой
проверкой достигнутых результатов служат контрольно-диагностическиесистемы: «Физика. Подготовка к ЕГЭ», «История. Подготовка к ЕГЭ» и т.д.
Кроме того, формируются библиотеки электронных наглядных пособий,
представляющие собой комплекты цифровых образовательных ресурсов
(ЦОР). Важным является и тот факт, что все образовательные комплексы се-
рии «1С:Школа» являются в некоторой степени открытыми, т.е. позволяю-
щими, с одной стороны извлекать отдельные ресурсы комплекса, с другой,
дополнять материалы комплекса собственными разработками, что позволяет
расширить спектр вариантов использования комплексов.
Основная роль в методической подготовке будущих учителей и в фор-
мировании предметно-ориентированной ИКТ-компетентности отводится
курсу «Теория и методика обучения (по предмету)». На занятиях по методике
необходимо учить студентов конструировать уроки и строить учебный про-
цесс с использованием образовательных комплексов и цифровых образова-
тельных ресурсов. Вот здесь и начинаются самые большие сложности. Пре-
подаватели педагогических вузов, к сожалению, в своем большинстве не го-
товы сами к новым подходам проведения уроков. И, что вызывает большие
трудности, не стремятся к использованию ИКТ в своей работе и учебной и
методической.
Современная школа ждет выпускников, молодых специалистов гото-
вых с первых дней внести в школы новшества связанные с использованием
ИКТ в учебном процессе. Вместо этого приходят молодые специалисты, ко-
торых чуть ли не сразу отправляют на курсы по формированию базовой и
предметно-ориентированной _____ИКТ-компетентности.
В итоге получается очень сложная ситуация: обучение в вузе предпо-
лагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных
в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного пред-
мета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную дея-
тельность, то есть формирование предметно-ориентированной ИКТ-
компетентности. Но выпускники вузов, чаще всего данной компетентностью
не обладают в требуемом объеме.
В современном образовании налицо противоречие между потребно-
стью школы и современного общества к ИКТ-компетентности выпускников
педагогических вузов и уровнем ее сформированности у молодых учителей.
В школе в настоящее время создаются условия и уже имеются все
предпосылки для использования ИКТ в учебном процессе, то есть можно
говорить о доступности средств ИКТ как о результате целенаправленной ор-
ганизационной работы, включающей
• оснащение школы техническими и программными средствами ИКТ
• развитие действующих в школе традиций,
• разработку новых правил работы школы,
• формирование ИКТ-компетентности участников учебно-воспитатель-
ного процесса,
• соответствующее приспособление имеющихся помещений.
Вузы, к сожалению, отстают от процессов, происходящих в обществе,
подготовка учителей к использованию ИКТ в будущей работе ведется не вполном объеме. Формирование предметно-ориентированной ИКТ-
компетентности затруднено в силу ряда причин, среди которых можно отме-
тить следующие:
• Уровень базовой ИКТ компетентности студентов очень сильно разли-
чается, в силу этого затруднено формирование общего уровня базовойИКТ-компетентности;
• Преподаватели вуза не готовы в полной мере к преподаванию специ-
альных дисциплин с использованием ИКТ, то есть уровень ИКТ-
компетентности преподавателей высшей школы недостаточен для его
формирования у студентов;
• Отсутствуют программные продукты и образовательные комплексы
для преподавания вузовских дисциплин;
• В преподавании курса «Теории и методики преподавания (по предме-там)» не изучаются в нужном объеме выпускаемые образовательные
комплексы, в то время как современная школа выдвигает требование кумению строить учебный процесс с их применением.
Таким образом, возникает необходимость разрешения сложившейсяситуации, которое возможно только совместными усилиями и педагогических вузов и школ.