Информационно-коммуникативная компетентность учителя — потребность времени
Информационно-коммуникативная компетентность учителя - потребность времени
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:
(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).
Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
o материалы для урока,
o тематическое планирование,
o мониторинги по своему предмету,
o различные отчеты по предмету,
o анализ процесса обучения, и т.д.
Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
o школьная сеть,
o электронная почта,
o социальная сеть (Дневник.ру, …),
o сайт (раздел сайта),
o лист рассылки(список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),
o форум,
o Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),
o блог (сетевой журнал или дневник событий),
o RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);
o подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).
Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.
Мне кажется, что использовать ИКТ компоненты можно на уроках любых предметов.
Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.
Как показывает практика, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках, и это обусловлено целым рядом объективных причин:
Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе.
Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
Вероятно можно согласиться с деканом факультета педагогического образования МГУ Н.Розовым, который отмечал: «Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику».
Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.
Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).
Лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.
(В связи с этим, может быть пересмотреть вопрос нагрузки учителя? Требования к преподаванию растут, а "нагрузка" осталась как раньше. Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество.)В материалах международной конференции, проходившей в ноябре 2009г. в Москве и посвященной проблемам внедрения ИТ в образование, отмечалось, «что урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который
Сохраняет человеческие приоритеты в обучении.
Имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям.
Умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером.
Интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ.
Методически гибок»
Каким видят учителя в Год Учителя в Министерстве образования и науки РФ?
По мнению Министра обязательно учителю нужно предоставить возможность повышать квалификацию.
Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе – не обойтись!
Оценка ИКТ-компетентности учителя
Аннотация:
Программы информатизации системы образования и развития образовательной информационной среды являются одной из важнейших составных частей Федеральной Целевой программы «Электронная Россия». Владение информационно-компьютерными технологиями (ИКТ) позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции. Опыт информатизации систем образования других стран показал, что одним из условий успеха является формирование у педагогов как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры. Повышение ИКТ-компетентности педагога повышение позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облегчить его. В настоящее время в условиях введения новой системы оплаты труда у администрации школы появляется действенный механизм стимулирования педагогов, развивающих свою профессиональную информационную культуру, применяющих ИКТ в своей педагогической деятельности. Но мониторинг этих процессов не отработан, критерии оценки эффективности работы учителей в этом направлении не определены. Необходимая координация действий проводится по линии методобъединений учителей. Анализ материалов учителей, предоставленных по результатам внедрения программы, проводит учитель информатики. В конце года администрации предоставляется отчет, в котором отражается активность участников педагогического процесса по внедрению ИКТ в работу школы (в соответствии с планом мероприятий). Результаты анализа учитываются при подведении итогов работы в текущем учебном году. В отчете анализируются данные, полученные с помощью анкетирования и анализа качества электронных материалов, собранных учителем-предметником (классным руководителем) в течение учебного года в личной электронной папке. Анкеты оценки ИКТ-компетенции педагога и ИКТ-активности педагога составлены с учетом материалов оценки уровня информатизации школ пилотных регионов проекта ИСО. Кроме того, выявляется пользовательский уровень педагогов для выявления областей дальнейшего развития. Таким образом, результаты работы каждого педагога становятся легко представимыми в количественном выражении, измеримыми, сравнимыми, и их можно использовать для стимулирования педагогов, активно повышающих уровень ИКТ-компетенций.
Программы информатизации системы образования и развития образовательной информационной среды являются одной из важнейших составных частей Федеральной Целевой программы «Электронная Россия». Именно мы, учителя, закладываем сейчас фундамент будущей России, не страны-поставщика сырья, а страны высоких технологий. И жить и работать в этой новой, не побоюсь этого слова, стране, продолжать начатые преобразования, предстоит именно тем девчонкам и мальчишкам, которые сейчас сидят за партами в наших школах. Наши дети должны научиться владеть информационными технологиями, уметь применять их во всех сферах своей жизни. Именно владение информационно-компьютерными технологиями (ИКТ) позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции. Опыт информатизации систем образования других стран показал, что одним из условий успеха является формирование у педагогов как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры.
Этот процесс нельзя пускать на самотек, т.к. абсолютное большинство учителей работает с перегрузками, и учителя ссылаются на эти перегрузки как на причину невозможности найти время на повышение своей ИКТ-компетентности, при этом совершенно упуская из виду то, что именно это повышение позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облегчить его. Да, возможность пройти курсовую подготовку имеется у каждого учителя, но кроме этого, в учебном заведении необходимо создать такие условия, когда учителям было бы выгодно повышать свой ИКТ-уровень.
В настоящее время в условиях введения новой системы оплаты труда у администрации школы появляется действенный механизм стимулирования педагогов, развивающих свою профессиональную информационную культуру, применяющих ИКТ в своей педагогической деятельности.
Рост использования компьютеров в профессиональной деятельности учителей обеспечивается ростом компьютерного парка школы, но сдерживается отсутствием компьютеров на рабочих местах учителей. При большой загрузке компьютерного класса затруднительно использовать его для проведения уроков учителей-предметников. Наличие хотя бы одного ноутбука в школе значительно бы увеличило уровень возможностей использования ИКТ как в урочной деятельности, так и для проведения внеклассных мероприятий и родительских собраний.
Проблемы формирования ИКТ компетентности будущих учителей
«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать»
Сеймур ПайпертОсобое место в подготовке будущих учителей занимает использование
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это позволяет реа-
лизовывать поставленные перед преподавателем цели и задачи современногообразования, такие как личностно-ориентированное обучение, формирование
и развитие исследовательских, информационных и коммуникативных спо-
собностей, развитие мышления, формирование модельных представлений и
т.д.
В настоящее время все большее место отводится компетентностномуподходу в образовании, с позиций которого профессионализм педагога мож-
но рассматривать как синтез компетентностей, включающих в себя предмет-
но-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. Под
компетентностью понимается совокупность знаний, умений и опыта деятель-
ности, причем именно наличие опыта является определяющим по отношению
к выполнению учителем профессиональных функций.
В ИКТ компетентности учителя-предметника можно выделить два ас-
пекта: базовая ИКТ-компетентность и предметно-ориентированная.
Под базовой ИКТ-компетентностью понимается инвариант знаний,
умений и опыта, необходимый учителю-предметнику для решения образова-
тельных задач, прежде всего, средствами информационно-коммуникацион-
ных технологий общего назначения.
Предметно-ориентированная ИКТ-компетентность предполагает ос-
воение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соот-
ветствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и
формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.
Таким образом, можно отметить, что ИКТ-компетентность – это спо-
собность педагога решать учебные, бытовые, профессиональные задачи сиспользованием информационных и коммуникационных технологий.
Формирования ИКТ-компетентности учителя можно представить в ви-
де трех этапов:
• Базовый – средняя школа, формируются навыки применения ИТ в дея-
тельности школьника и решении несложных бытовых задач;
• Общий – 1-2- курсы педагогического вуза, формируются навыки ис-
пользования ИТ для решения повседневных студенческих задач;
• Профессиональный – 3-5 курсы педагогического вуза, формируются
навыки решения профессиональных педагогических задач с использо-
вание ИКТ;
В учебные планы педагогических вузов включены предметы, в рамках
которых формируется ИКТ-компетентность. Среди них такие как «Матема-тика и информатика», «Использование современных информационных и
коммуникационных технологий в учебном процессе» преподаваемые на всех
специальностях педагогических вузов. Однако следует отметить, что на заня-
тиях происходит реализация лишь второго этапа формирования ИКТ компе-
тентности будущих учителей, то есть формирование общей ИКТ-
компетентности.
Процесс подготовки будущих учителей к использованию ИКТ в учеб-
ном процессе должен быть непрерывным. В рамках курса «Использование
современных информационных и коммуникационных технологий в учебномпроцессе», который в том или ином объеме ведется на всех специальностях
педагогического вуза, преподаватели кафедры информатики проводят со сту-
дентами знакомство, анализ и оценку различных образовательных комплек-
сов. Наибольший интерес представляют комплексы на базе платформы
«1С:Образование». Студенты сами анализируют программные продукты и
составляют конспекты уроков с использованием CD-ROM или выбранных изних цифровых образовательных ресурсов. Естественно, что набор комплек-
сов различен для каждой отдельно взятой специальности педагогического
вуза.
Особую роль здесь играют программные продукты фирмы «1С», обра-
зовательные комплексы которой выпускаются вместе с методическими посо-
биями для учителя по их использованию. Наличие методических пособий
позволяет учителю предварительно познакомиться с программным продук-
том, оценить его возможности, особенности и уже затем перейти к более
подробному рассмотрению содержания и возможностей применения.
Серия электронных изданий «1С:Школа» представляет собой новое
поколение программных средств образовательного назначения, реализован-
ное на программной платформе «1С:Образование» и предоставляющее более
широкие возможности как по обучению и контролю знаний, так и по управ-
лению учебным процессом в классе. Образовательные комплексы по назна-
чению разноплановы в зависимости от их реализации, возможностей их при-
менения и решаемых задач. В серию «1С:Школа» входит комплект электрон-
ных изданий образовательного назначения по различным предметам, таких
как «электронные учебники», электронные практикумы и тренажеры, средст-
ва подготовки к ЕГЭ и библиотеки наглядных пособий. Примерами «элек-
тронных учебников» являются комплексы: «Вычислительная математика и
программирование», «Экономика и право», «Химия», «Экология» и «Русский
язык. Морфология. Орфография» предназначенные для изучения нового ма-териала, его практического освоения и последующего контроля знаний, где
соответствующие типовые единицы представлены в примерно равных про-
порциях. Среди практикумов можно отметить образовательные комплексы
«Математика. Практикум», «Экономика. Практикум», которые служат для
отработки практических навыков. Для проверки текущего уровня знаний
учащихся, с последующей коррекцией обнаруженных недочетов и итоговой
проверкой достигнутых результатов служат контрольно-диагностическиесистемы: «Физика. Подготовка к ЕГЭ», «История. Подготовка к ЕГЭ» и т.д.
Кроме того, формируются библиотеки электронных наглядных пособий,
представляющие собой комплекты цифровых образовательных ресурсов
(ЦОР). Важным является и тот факт, что все образовательные комплексы се-
рии «1С:Школа» являются в некоторой степени открытыми, т.е. позволяю-
щими, с одной стороны извлекать отдельные ресурсы комплекса, с другой,
дополнять материалы комплекса собственными разработками, что позволяет
расширить спектр вариантов использования комплексов.
Основная роль в методической подготовке будущих учителей и в фор-
мировании предметно-ориентированной ИКТ-компетентности отводится
курсу «Теория и методика обучения (по предмету)». На занятиях по методике
необходимо учить студентов конструировать уроки и строить учебный про-
цесс с использованием образовательных комплексов и цифровых образова-
тельных ресурсов. Вот здесь и начинаются самые большие сложности. Пре-
подаватели педагогических вузов, к сожалению, в своем большинстве не го-
товы сами к новым подходам проведения уроков. И, что вызывает большие
трудности, не стремятся к использованию ИКТ в своей работе и учебной и
методической.
Современная школа ждет выпускников, молодых специалистов гото-
вых с первых дней внести в школы новшества связанные с использованием
ИКТ в учебном процессе. Вместо этого приходят молодые специалисты, ко-
торых чуть ли не сразу отправляют на курсы по формированию базовой и
предметно-ориентированной _____ИКТ-компетентности.
В итоге получается очень сложная ситуация: обучение в вузе предпо-
лагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных
в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного пред-
мета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную дея-
тельность, то есть формирование предметно-ориентированной ИКТ-
компетентности. Но выпускники вузов, чаще всего данной компетентностью
не обладают в требуемом объеме.
В современном образовании налицо противоречие между потребно-
стью школы и современного общества к ИКТ-компетентности выпускников
педагогических вузов и уровнем ее сформированности у молодых учителей.
В школе в настоящее время создаются условия и уже имеются все
предпосылки для использования ИКТ в учебном процессе, то есть можно
говорить о доступности средств ИКТ как о результате целенаправленной ор-
ганизационной работы, включающей
• оснащение школы техническими и программными средствами ИКТ
• развитие действующих в школе традиций,
• разработку новых правил работы школы,
• формирование ИКТ-компетентности участников учебно-воспитатель-
ного процесса,
• соответствующее приспособление имеющихся помещений.
Вузы, к сожалению, отстают от процессов, происходящих в обществе,
подготовка учителей к использованию ИКТ в будущей работе ведется не вполном объеме. Формирование предметно-ориентированной ИКТ-
компетентности затруднено в силу ряда причин, среди которых можно отме-
тить следующие:
• Уровень базовой ИКТ компетентности студентов очень сильно разли-
чается, в силу этого затруднено формирование общего уровня базовойИКТ-компетентности;
• Преподаватели вуза не готовы в полной мере к преподаванию специ-
альных дисциплин с использованием ИКТ, то есть уровень ИКТ-
компетентности преподавателей высшей школы недостаточен для его
формирования у студентов;
• Отсутствуют программные продукты и образовательные комплексы
для преподавания вузовских дисциплин;
• В преподавании курса «Теории и методики преподавания (по предме-там)» не изучаются в нужном объеме выпускаемые образовательные
комплексы, в то время как современная школа выдвигает требование кумению строить учебный процесс с их применением.
Таким образом, возникает необходимость разрешения сложившейсяситуации, которое возможно только совместными усилиями и педагогических вузов и школ.