Доклад «Коммуникативная компетентность педагога»

МБДОУ ЦРР - детский сад №5 «Солнышко»







Доклад

«Коммуникативная компетентность педагога»


Подготовила
воспитатель:Рябкова
Татьяна Алексеевна


г. Рыльск
2016г.


Профессиональный стандарт педагога указывается на то, что “квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций”. Профессиональная же компетенция определяется, как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении
профессиональных задач.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными по индивидуально- психологическим характеристикам, родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус, коллегами, администрацией детского сада и др.
Выделяются следующие виды компетентностей:
познавательная;
интеллектуальная;
информационная;
технологическая;
культурологическая;
психологическая;
психолого-педагогическая;
профессиональная;
социально-психологическая;
общекультурная;
коммуникативная.
У педагогического работника, реализующего Программу в соответствии с ФГОС ДО, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого- возрастные и индивидуальные
возможности и склонности, открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников. Все это невозможно обеспечить, не обладая одной из ключевых компетентностей - коммуникативной.
Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.
Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Вот
ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА
с высоким уровнем профессиональной компетентности.
Он должен обладать следующими личностными качествами;
Эмпатийность и социорефлексия
Умение обеспечить взаимопонимание участников образовательного процесса.
Умение поддержать детей и коллег в работе, анализировать поступки и поведение воспитанников и встать на позицию другого.
Способность разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку воспитанникам в проблемных ситуациях, соблюдение прав и свобод обучающихся, умение поддержать дисциплину, уважать человеческое достоинство, честь и репутацию воспитанников.
Наличие инновационных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) и другими социальными партнерами.
Самоорганизованность
Умение организовать свою деятельность и деятельность воспитанников для достижения намеченных целей,
сохранять самообладание в ситуациях серьезной эмоциональной нагрузки.
Общая и педагогическая культура
Каждый педагог должен обладать эрудированностью и тактичностью.
Уметь создавать положительный микроклимат в коллективе,
соблюдать традиции в организации.
Немаловажную роль играет общая коммуникативная культура, умение взаимодействовать с родителями (лицами, их замещающими),
ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, а так же

компетентность в области владения и эффективного применения современных образовательных технологий и методик (в том числе ИКТ),

умение принимать оптимальные решения в педагогических ситуациях на основе сотрудничества, диалога субъектов.
Компетентность в области организации учебной деятельности.
Умение устанавливать субъект-субъектные отношения в процессе совместного проектирования образовательного маршрута воспитанника.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить.
Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению, нет: большинство из них отмечают низкий уровень коммуникативной культуры и неготовность к эффективному педагогическому общению.
Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.


Для эффективного общения педагога с родителями и детьми недопустимо
* информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью,
* менторcкие нотации,
* недоброжелательный тон,
* жалобы на ребенка,
* обвинение его и родителей в чем-то.
Поэтому искусству разговора следует учиться. Например, игра «Выбери фразу », см. приложение.
Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения с ребенком. См. приложение.
Воспитателю важно научиться общаться так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. См. приложение.
Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная Т. Гордоном.
Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Я считаю, что основными факторами эффективности взаимодействия педагога с детьми и родителями являются:
* повышение авторитета семьи;
* восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;
* учет интересов и запросов детей и родителей;
* единство в подходах к работе с семьями воспитанников;
* использование широкого спектра методов и форм работы с детьми и родителями;
* установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – враг, соперник»);
*доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);
* заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»);
* системный характер работы с воспитанниками и родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий);
* создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.
Все, о чем шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения ».
Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть; знает, что необходимо, чтобы общение было содержательным; и, главное, активно действует.

Быть компетентным- значит, уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.
“ Компетентность- это успешное действие в конкретной ситуации” (И. А. Зимняя).
И так, что такое коммуникативная компетентность? Это эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;
установление контакта с воспитанниками, родителями, коллегами по работе;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение убеждать, аргументировать свою позицию;
владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.






























Причины во взаимоотношениях педагогов и детей:

1.Авторитарная позиция по отношению к детской активности.
2. Избирательное отношение педагога к детям.
3. Личностные качества педагога.
4. Низкий уровень развития коммуникативных способностей у педагога.
5. Наличие у педагога стереотипов.
6. Акцентированность в типе межличностных отношений.
7. Модель семейного воспитания, полученная педагогом в детстве.
8. Воспитательная неуверенность.
9. Неустойчивость стиля воспитания.
10. Неприемлемые методы воспитания.
11. Организация учебно-воспитательного процесса.
12. Нарушение технологии воздействия педагога на детей.
13. Количество детей в группе.
14. Нарушения в нервной системе ребенка (невропатия).
15. Эмоциональное выгорание педагога.
16. Незнание педагогом своеобразия психического развития детей.
17. Неприятие педагогом индивидуальных особенностей детей.
18. Несоответствие семейного воспитания и воспитания в детском саду.
19. Нарушения педагогического такта.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






Задача педагога – найти оптимальную дистанцию общения с каждым ребенком и с группой в целом.



Выработать у педагогов личностно-ориентированную модель общения с детьмсформировать у них эмоциональную устойчивость
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



При общении педагога с ребенком следует использовать

тактические приемы:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






игра «Выбери фразу»





Извините, если я помешала.
Я бы хотела
Вероятно, вы об этом еще не слышали
Вам будет интересно узнать
Я бы хотела еще раз услышать .
Мне представляется интересным то, что
Я пришла к такому выводу, что
Вы хотите
Думается, ваша проблема заключается в том, что
Давайте с вами быстро обсудим .
Как вы знаете
Хотя вам это и неизвестно
Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать .
Вы, конечно, об этом еще не знаете
А у меня на этот счет другое мнение .
Конечно, вам уже известно
Вы, наверное, об этом слышали














Я бы хотела - Вы хотите

Вероятно, вы об этом еще не слышали - Вы, наверное, об этом слышали

Вам будет интересно узнать

Мне представляется интересным то, что - Вам будет интересно узнать

Я пришла к такому выводу, что - Думается, ваша проблема
заключается в том, что

Вы хотите
Думается, ваша проблема заключается в том, что

Как вы знаете
Хотя вам это и неизвестно - Конечно, вам уже известно

Вы, конечно, об этом еще не знаете - Как вы знаете

Конечно, вам уже известно
Вы, наверное, об этом слышали

Выработать у педагогов личностно-ориентированную модель общения с детьми, сформировать у них эмоциональную устойчивость





Заголовок 1 Заголовок 415