Методическая разработка урока обучения грамоте на тему Заглавная буква Ш. Чтение слов с изученными буквами. (1 класс)
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках обучения грамоте
Мастер-класс в 1 классе по обучению грамоте по букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (УМК «Школа 2100»)
ТЕМА: " Заглавная буква Ш. Чтение слов с изученными буквами."Цель: Познакомить с заглавной буквой Ш; активизировать знания о звуке ш, о написании заглавной буквы именах собственных; развивать умение анализировать текст, интерес к чтению.
Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, модели звуков, образцы печатных букв «Ш» и «ш».
Ход урока:
1.Орг.момент.
2.Актуализация. (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) На доске Шапокляк
Эта героиня у нас сегодня на уроке, но безобразничать она не будет, а наоборот, я думаю, что она заинтересуется нашей работой и станет умнее и добрее. но сначала скажите , что такое Шапокляк? Это имя. Шапокляк - (от франц. chapeau a claque - букв. - ""шляпа-хлопок""), складная шляпа-цилиндр на пружинах.
-Какой первый звук слышим в этом имени?
-Расскажите, что вы знаете об этом звуке?
- Почему мы произносим одинаково звук Ш, а буквы две?
-Где можем встретить заглавную букву?
3.Постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Пропись
Посмотрите на сову. Где спряталась буква ш? (Оперение похоже на элементы буквы) Она заглавная или строчная?
-Сравните письменные буквы Ш и ш, что можете сказать? (С середины междустрочия, вверх с закруглением, вниз и т.д.)
-Давайте пропишем заглавную букву в воздухе по слайду, ещё раз по ладошке (и раз- и два- и три- и). Обведите букву в рамке.
-Скажите, почему в прописи с буквой Ш нам прописали букву И? (Сходство, различие) Пропишите И-зелёной пастой, Ш-синей.
-Прочитайте слова на последней строчке. Кого зовут таким именем, девочку или мальчика?(запись слов) Можно ли в этот ряд имён добавить имя Саша? (запись слова, звукобуквенный анализ) Ученик у доски
-А ещё ребята на эту букву начинаются фамилии известных всему миру людей: художник Шишкин, писатель Шукшин, певец Шаляпин. Какие орфограммы встретились в этих словах?
3.Физминутка. Шапокляк предлагает нам игру «Лови звук»
Если звук в начале слова –хлопок в ладоши, в середине- присели если в конце – топнули ногами.
Кошка, шум, груша, мошка, шрам, машина, шутник, шалаш, шапка, крышка, шалунишка.
4.Первичное закрепление.
Букварь с.82 – Почему звуковичок Ш не встал рядом с другими звуковичками?
Выборочное чтение
- Прочитайте слова с орфограммой ШИ.
- Найдите и прочитайте слова с сочетанием ИШ.
- Найдите группы однокоренных слов, назовите корень.
- Прочитайте имена детей. Почему легко найти? Как написаны?
- У Шапокляк для вас снова есть задание.
Работа в парах (на карточках). Повторить алгоритм работы в парах.
- Прочитайте задание, выполните объясните свой выбор.
У Шуры Ш(ш)арик. На лугу играл Шарик.
- В каком из предложений могло быть 2 варианта выбора написания слова? Почему?
5.Рефлексия деятельности.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что особенно понравилось?
36801242812600-Если вы довольны своей работой, вам было интересно
385493552010200116552421082000-Если вы затруднялись в выполнении задания, что-то осталось не понятным, вы не очень довольны собой
-И если вам на уроке было скучно, вам не было интересно
Пропись с.1 Продолжим работу с предложениями.
Чтение, анализ и запись предложений.
Букварь с.82 Работа с текстом
-Рассмотрите иллюстрацию, предположите, о чём будем читать?
Чтение про себя, затем вслух.
- Как зовут мышат? Что они делали? Почему они устроили пир?
- Оправдались ли наши предположения?
- Как бы вы озаглавили текст?
- Шапокляк тоже любит мышей, потому что у неё есть … крыска Лариска.
А ещё у неё появились… послушайте кто:
У меня есть три Щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне ребята помогите,
Клички для щенков найдите.
- Какие из перечисленных ниже в рамке имён вы предложите щенкам?
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Пропись с.1
- Отгадайте ребус Шапокляк, запишите слово (шутки)
- Старуха решила испытать наши знания и спрятала буквы в словах. Давайте ей покажем, что мы умеем справляться с трудностями. Подставьте подходящие буквы С или Ш и прочитайте получившиеся слова. Запишите их рядом письменными буквами. Покажите Шапокляк, как вы умеете писать аккуратно и без ошибок.
7.Физминутка. «Лошадка».
Прослушивание стихотворений
- Что интересного узнали о кошке?
- Вы обратили внимание на то, с какой интонацией, выразительностью было оно прочитано. Следующее стихотворение, которое мы послушаем, есть у вас в учебнике.
Букварь с.83
- Слушаем и рассматриваем иллюстрацию.
- О каких моряках говорит поэт?
- Кто им страшен?
- Можно было бы догадаться, что моряки мыщи, без картинки?
- Какие бы слова нам помогли?
Дома подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, чтобы Шапокляк осталась довольна.
8. Рефлексия деятельности
(итог урока)
- С какой буквы начинается имя нашей гостьи?
- Расскажите об этой букве.
- Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?
- Шапокляк ответила бы так же. Я думаю, что она очень довольна вашей работой, и ей ещё не раз захочется побывать у нас на уроке.
- А сейчас дайте Самооценку результатам деятельности с помощью смайликов в дневниках.