Комплексный план самообразования«Приемы организации деятельностного подхода в обучении на уроках биологии»
Жизненное кредо: «Нет таких проблем, которые нельзя решить».
Тема самообразования:
«Приемы организации деятельностного подхода в обучении на уроках биологии»
Комплексный план самообразования
Цели самообразования:
- формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
- уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла
Задачи: * Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания биологии.
* Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности программу по биологии с применением ИКТ,
* Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
- Разработать и внедрить в практику программы по работе профильных и предпрфильных уроков.
Основные направления самообразования:
- Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
- Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
- Охрана здоровья,
- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
- Правовое,
- Эстетическое (гуманитарное),
- Социальное
Источники самообразования. Телевидение Газеты, журналы Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) Интернет Видео, аудио информация на различных носителях Платные курсы Семинары и конференции Мастер-классы Мероприятия по обмену опытом Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты Курсы повышения квалификации Путешествия
Формы самообразования учителяВсе формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.
Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и , к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.
Составляющие процесса самообразования учителя:*Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культурыТеперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя: Систематический просмотр определенных телепередач Чтение конкретных педагогических периодических изданий Чтение методической, педагогической и предметной литературы Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий Выполнение заданий, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики Систематическое прохождение курсов повышения квалификации Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету Изучение информационно-компьютерных технологий Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету Общение с коллегами в школе, районе, республике и в Интернете. Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.Результат самообразования: повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество ) доклады, выступления разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей создание комплектов педагогических разработок
Реализация плана самообразования в 2014-2015 учебном году
№
Содержание
План
Сроки
Выполнение
1
Изучение психолого-педагогической, методической литературы
1. Чтение научно-методического литературы
2. Обзор в Интернете информации по биологии
в течение года
Конспекты
Памятки
Рекомендации.
2
Разработка программно-методического обеспечения
а) научно-методическая работа
1. Организация работы с учащимися.
Систематически
Исследовательские работы учителя и учащихся по биологии
3
б) Опытно-экспериментальная работа.
1. Разработка дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ по биологии
В течение
года
Учебные рабочие программы,
Тестирующие
Программы,
4
Изучение информационно-коммуникационных технологий.
1. Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер).
2. Разработка пакета
материала в электронном виде.
2013-2015
учебные годы
Конспекты
уроков.
Методико-дидактические
материалы.
Медиа – уроки, презентации.
5
Самообобщение
опыта
1. Разработка конспектов уроков
2. Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся.
3. Разработка комплекта заданий по подготовке к ЕГЭ
4. Участие в конкурсах, конференциях, семинарах
В течение года, по плану МО
Комплекты методико-дидактических электронных материалов
7
Повышение квалификации по
биологии
1. Прохождение предметных курсов по биологии.
Ноябрь-декабрь 2014
Дистанционные курсы по биологии
8
Физическое самосовершенствование
Вести здоровый образ жизни.
В течение года
.
15