Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках обществознания и географии
Методы и приемы активизации познавательной
деятельности на уроках обществознания
Потребность в познании - это одна из самых начальных потребностей человека. В отличие от способностей, которые необходимо развивать из задатков, с потребностью в познании человек рождается. Для обеспечения благоприятного развития потребности в познании необходимы, прежде всего, создание климата доверия к ребёнку, максимальное развитие его уверенности в себе, интересов и склонностей, обеспечение связи умственной деятельности с положительными эмоциями. Лишь на фоне умственной радости может развиваться познавательная потребность, а вслед за ней и способности ребёнка.
В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса обучающихся к занятиям. Произошло в какой – то степени отчуждение их от познавательного труда. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении.
Активизация познавательной деятельности обучающихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и методов обучения. В современной школе при переходе на новые государственные образовательные стандарты идёт интенсивный поиск путей усиления развивающей направленности традиционной классно – урочной системы, главное место в которой и должна занимать рациональная познавательная деятельность обучающихся.
Содержание учебной дисциплины географии отражает жизненную необходимость знаний и умений в данной области, но ученики и их родители все же относят этот предмет к группе “неосновных”. Возникает противоречие: необходимо знать, но редко кто из школьников хочет учить. Как же добиться прочных знаний? Выход один - необходимо решить задачи:
заинтересовать
убедить
увлечь.
"В деятельности человек раскрывает своё особенное место в мире и утверждает себя в нём как существо общественное. Поэтому ответить на вопрос "Что такое человеческая деятельность?" - значит выяснить, что представляет собой сам человек".
Некоторое время назад проблематика деятельности в различных науках, в том числе и в педагогике и в психологии, была весьма популярна. Разные варианты этого подхода разрабатывались такими выдающимися философами, как М.К.Мамардашвили, Г.С.Батищев, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин. Интенсивно изучались в эти годы проблемы общей структуры деятельности, предпринимались попытки представить её как систему (Каган М.С., Кветной М.С.), исследовались отдельные аспекты деятельности (Буева Л.П.). Много философских, социологических, психологических и педагогических исследований были посвящены различным видам деятельности. Между тем в настоящее время деятельностная тематика утратила былую популярность, в адрес деятельностного подхода выдвигается ряд обвинений, в частности, в пагубном антропоцентризме, "узости" теории деятельности. Но ведь можно и иное понимание деятельности. Взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе участников, коллективная деятельность может дать новый толчок для развития деятельностного подхода в разработке теорий различных наук.
Деятельность как философская категория является "сквозной" для разных отраслей наук, в том числе и для психологии. Психологическая теория деятельности, составной частью которой является и мыслительная деятельность, служит основой для ряда теоретических и экспериментальных разработок в области педагогики, ряда её концепций. Неслучайным является и тот факт, что выдающиеся психологи, такие, как С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, занимались изучением отдельных аспектов данной категории.
Большую роль в содержании обучения отводится знаниям. В "Российской педагогической энциклопедии" (1993 г.) "знания" определяются следующим образом: "проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков". Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития обучающихся. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей. С учетом вышесказанного перед учителем стоит несколько задач:
А) перевести знание из его застывших фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;
Б) преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной и практической деятельности обучающихся;
В) сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.
Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность обучающихся, направляемая преподавателем. Знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию, применению знаний в знакомых и новых условиях, творческой переработке усвоенных знаний, оценке самим учеником полезности, новизны этого знания. Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития. И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения:
· уровень различения (или распознавания) предмета;
· уровень его запоминания;
· уровень понимания;
· уровень применения.
Сходные уровни усвоения знаний предлагаются и В.П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и, рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, ученый выделил следующие уровни усвоения учебной информации.
У Р О В Н И
IV .
«творчество»
III
«применение»
II ..
«воспроизведение»
I
«узнавание»
0 ..
«понимание»
Характеристика уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько)
Уровень усвоения
Название уровня
Характеристика уровня
0 (нулевой)
Понимание
Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости
I
Узнавание
Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие)
II
Воспроизведение
Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной
III
Применение
Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное
IV
Творчество
Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством
Мы видим, что высшим уровнем усвоения учебной информации является творчество, которое невозможно сформировать, не используя на уроках приёмы активизации мыслительной деятельности.
Прежде, чем мы остановимся на определённых формах и приёмах активизации мыслительной деятельности, следует затронуть вопрос о методах преподавании географии, т.к. данный вопрос является общим по отношению к формам и приёмам работы на уроке.
Слово "метод" означает путь, способ познания, систему правил и подходов к изучению явлений и закономерностей развития природы, общества и мышления. Другими словами, метод - способ достижения какой-либо учебной цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения учебных знаний.
Для осмысленного усвоения знаний и умений обучающимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя. Поэтому особое внимание в педагогической деятельности, на мой взгляд, следует отнести группе методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. Данная группа включает в себя методы эмоционального стимулирования, методы развития эмоционального интереса и методы формирования ответственности и обязательности.
Методы формирования ответственности и обязательности.
Данная группа методов предполагает формирование у обучающихся личностной значимости учителя, предъявление учителем учебных требований, осуществление оперативного контроля. Как этого достичь?
Обратимся к психологии. Очень часто мы замечаем, что при обучении тому или иному конкретному приему работы одному ученику достаточно один раз его продемонстрировать, а другому и нескольких раз будет мало. Известный психолог Н.Ф.Талызина считает, что дело здесь не только в руках. Показывая выполнение рабочих приемов, надо подробно объяснять, что за ними скрываются процессы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, формирование понятий и др. Ведь что голова “прикажет”, то руки и сделают. Поэтому объяснение нужно начинать с анализа того действия, которому хотим научить. В тоже время обучение даже простейшим двигательным навыкам содействует развитию умственных способностей.
Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше он со стороны учителя. Если учитель во всем направляет ученика, помогает ему в том, с чем он бы справился сам, то такое управление подавляет самодеятельность школьника, тормозит его развитие.
Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребенка к творчеству. Известный психолог В.Н.Дружинин считает, что именно подражание является главным механизмом формирования креативности. Но в то же время даже при выполнении задания по инструкционно-технологическим картам или образцам не следует ограничивать обучающихся жесткими рамками: “Делай так и не иначе!”. Нужно предлагать им найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задуматься. И если кому-либо из учеников это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоемкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.
Успешность обучения во многом определяется эффективностью организации контроля за усвоением знаний и формированием умений и навыков. Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Цель учета и контроля знаний и умений – содействовать воспитанию у школьников ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа.
Контроль должен быть систематичным, гласным, быстрым и малотрудоемким. В последнее время с этой целью используются специальные тестовые задания. Предлагаю использовать тестовые задания двух уровней усвоения. При разработке заданий первого уровня усвоения знаний применялись: контрольные вопросы альтернативного характера, требующие ответа типа “да – нет”; задания на различения или избирательные, в которых дается несколько вариантов ответа (правильные, неправильные, неполные, неточные); задания-классификации, в которых необходимо установить соответствие между двумя видами явлений. Для построения карточек контроля второго уровня использовались задания, в которых пропущены слово или часть фразы, практические задания, требующие от обучающегося формулировки того или иного понятия, правила, а также типовые задания, условия которых позволяют применить известное правило или алгоритм.
Методы эмоционального стимулирования.
В основу данной группы методов положен принцип успешности в обучении, который включает в себя собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности и постановку системы перспектив.
Для реализации данного принципа в своей работе использую следующий прием.
Прием поощрений.
Цель: Активировать мыслительную деятельность и познавательный интерес обучающихся к предмету.
Средства: Поощрение обучающихся при помощи накопления баллов.
Задачи:
1. Определить уровень познания обучающихся на данном этапе обучения через практические умения и навыки.
2. Поддерживать интерес к предмету и активность каждого обучающихся как на уроке, так и при выполнении домашнего задания.
3. Воспитывать ответственность за грамотные вопросы и верные, лаконичные ответы.
4. Развивать навык самоанализа учебной деятельности и самоконтроля за результатами учебного труда.
Методика:
1. В начале изучения курса география ознакомление обучающихся с системой поощрения:
“+” - оценивается работа, выполненная на уровне различия учебного материала (выбери правильный ответ, найди лишнее, ответь на вопросы “что?”, “где?”).
“++” - оценивается деятельность, выполненная на уровне восприятия учебного материала (перескажи , назови ).
“v” - оцениваются ответы, требующие понимания учебного материала (установи причинно-следственные связи, выдели главное, ответь на вопросы “почему?”, “в связи с чем?”).
“ vv” - оцениваются вопросы, дополнения или ответы, имеющие логическую связь с темой, т.е. касающиеся уровня применения(выполни по образцу, правилу, алгоритму, определи свойства, выяви закономерность).
“vvv” - оцениваются сложные, проблемные вопросы, ответы, требующие сравнения и доказательства (реши проблемную задачу, выскажи собственное суждение, предложи технологию изготовления изделия).
2. Заготавливаю жетоны пяти видов: “+ ”; “++ ”; “v”, “vv ”; “ vvv”.
3. В процессе всего урока ученики получают жетоны, в зависимости от качества ответов, дополнений, участия в обсуждении, выполнения правил техники безопасности, приемов работы, проявленной творческой активности в ходе практической работы и т.д.
4. В конце урока все накопленные жетоны отмечаются в листе контроля и на обложке тетради, сами жетоны сдаются учителю.
5. Жетон – это не оценка, а возможность ее получения.
6. Заранее устанавливается срок накопления жетонов (урок, месяц, тема, четверть). Обычно итог подводится в конце изучения раздела программы.
7. Оценку за жетоны можно в классный журнал в отдельную графу.
Данный прием очень эффективен. Он позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности обучающихся и возможности оценивать каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условия для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.
Методы развития познавательного интереса.
Как сделать, чтобы обучающиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании на уроках методов развития познавательного интереса. Данная группа методов предполагает большое количество приемов:
- использование игр и игровых приемов на уроках;
- выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета;
- стимулирование занимательным сюжетом;
- создание ситуации творческого поиска и др.
Уроки с использованием данных приемов дают прекрасные результаты.
Рассмотрим, например, использование игр и игровых приемов на уроке. Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью развития познавательного интереса не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф. Фребель рассматривал игру ребенка, как “зеркало жизни”. Русский педагог К.Д. Ушинский отмечал: “В игре формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно, и не его будущую судьбу”.
Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку, усвоение информации, вовлечение обучающихся в творческую деятельность. Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра? Определим место, направленность и форму проведения игровых уроков. Учителю необходимо хорошо потрудится, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.
Для успешного проведения игровых уроков учителю нужно иметь склонность к драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. В зависимости от своих индивидуально-личностных способностей, интересов, учитывая подготовку класса, материальные возможности и пр., учитель самостоятельно разрабатывает сценарии игровых уроков. При этом можно заимствовать идею, какие-либо элементы, привлекать обучающихся. Со временем складываются определенные традиции проведения игровых уроков. Их отличают высокая активность обучающихся, эмоциональная атмосфера сотрудничества, использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы.
Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности, “активный принцип”, “содержательная функция со многими гранями смысла” (Хейзинга Й.). Она должна строится на полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых. Игра способствует формированию у школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Порой именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.
Деловая игра предполагает воспроизведение некоторой деятельности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом. В процессе ролевых игр часть функций, выполняемых учителем, передается детям. Это могут быть контрольные, организационные и другие функции, которые выполняют обучающиеся-ассистенты, контролеры, докладчики, консультанты, бригадиры и т.д.
Кроме уроков в игровой форме, можно использовать отдельные игровые элементы на обычных занятиях. В каждом уроке должна быть “изюминка”. Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Учителю следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.
На уроках географии с целью активизации познавательной деятельности можно проводить дидактические игры в виде эстафет, различных конкурсов, которые позволяют выявить качество знаний как по отдельным темам и разделам, так и по программе в целом.
При подведении итогов обязательно следует поощрить всех участников, чтобы кто-либо из них не чувствовал себя обиженным, в дальнейшем не ощущал боязни перед проверкой знаний. Одновременно отмечать наиболее старательных, стремиться к тому, чтобы дети испытывали чувство гордости не только за себя, но и за удачи своих друзей-соперников.
Создавая игровые моменты на уроках географии необходимо учитывать интересы обучающихся. Ведь многие игры, которыми мы увлекались в детстве, не представляют интереса для наших детей и даже бывают им непонятны. И наоборот, то, чем увлекаются сейчас школьники, может вызвать у учителя в лучшем случае недоумение.
В последнее время с целью активизации познавательной деятельности многие учителя используют на уроках кроссворды.
Кроссворд (от англ. “cross” – пересечение и “word” - слово) – задача-головоломка, состоящая в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и по горизонтали) словами, разгадываемыми по списку определений их смысла. Реже встречаются круговые кроссворды, в которых клетки для вписывания букв расположены вокруг номера, и диагональные. Кроссворд, пожалуй, самая популярная и широко распространенная игра в мире, хотя и имеет короткую (по сравнению с другими интеллектуальными играми) историю. Решение кроссвордов - это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.
В зависимости от возраста обучающихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме - тематические кроссворды, включающие в себя 6 – 8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу. Очень хороший результат дает задание обучающимся составить кроссворд самим во внеурочное время, обычно в качестве домашнего задания. В этом случае они не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Затем кроссворд, составленный одним, передается для решения другому. Желательно сначала проверить составленный детьми кроссворд, так как дети могут допустить ошибки, делающие его решение невозможным.
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения, ведущей целью обучения, становиться ориентация на усвоение обучающимися опыта творческой деятельности. Современному человеку не достаточно быть просто эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. При таком подходе к обучению изменяется его содержание, и на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблему, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторить поиск.
Основное условие эффективности урока - обеспечить максимальную активность обучающихся на всех этапах урока. Включить класс в активную работу необходимо с первых минут урока, т.е. с проверки знаний обучающихся.
Очень важно подготовить обучающихся к активному восприятию нового материала. При этом надо использовать такие приёмы и средства, которые бы вызвали познавательный интерес, возбудили мыслительную деятельность обучающихся. Поэтому особое внимание в педагогической деятельности, на мой взгляд, следует отнести группе методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. Данная группа включает в себя методы эмоционального стимулирования, методы развития эмоционального интереса и методы формирования ответственности и обязательности. Все они не только активизируют познавательную деятельность ученика, но и способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности.
Главными итогами применения активных методов и приемов познавательной деятельности на уроках географии модно отнести:
Рост уровня самостоятельности и самодеятельности обучающихся на уроке;
Положительное отношение обучающихся к предмету география, к учителю, друг к другу;
Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;
Появление и рост у обучающихся познавательного интереса;
Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование данных методов и приемов активизации познавательной деятельности в преподавании географии – это не дань моде, а назревшая необходимость; приемы и методы активизации познавательной деятельности являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения.
15