Мастер-класс по биологии на тему Методы и приемы активизации деятельности обучающихся. Циклические процессы.


Мастер-класс по биологии на тему «Циклические процессы. Методы и приемы активизации деятельности обучающихся».
Учитель: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.
Прием обратной связи "Ладошки".Спасибо за поддержку, начинаем наш мастер-класс. Прошу вас, внимание на экран. (ВИДЕО)
ВРЕМЕНА ГОДА.
Коллеги, вы, наверное, узнали – это фрагмент музыкального произведения из цикла «Времена года» Антонио Вивальди. Каждый концерт посвящен определенному времени года. Он состоит из трех этапов, которые соответствуют определенным месяцам. Возникает иллюзия, будто перед нами 4 возраста человека: детство, юность, зрелость, старость – будто перед нами прошел весь миг, с момента рождения до смерти человека.
ПРИЕМ ЗЕРКАЛО.
Но я бы хотела отметить, что вопросы, связанные с цикличностью – сменой времен года – лежат не только в общих понятиях, но и во всей системе мироздания, которая доказана была нем. Философом 18 в. Геккелем.
СЛАЙД №1. Свой мастер-класс я назвала «Всё повторится вновь?». Он посвящен методам и приемам активизации деятельности обучающихся, которые я применяю на уроках биологии. Я как учитель биологии на своих уроках очень много говорю о цикличных процессах. Цикличные процессы в биологии – это круговорот веществ в природе, это суточная и сезонная активность живых организмов, это цикл Кребса и цикл трикарбоновых кислот на уровне клетки, но однако же, я хотела бы поработать сейчас, уважаемые коллеги, с более широким понятием цикла, которое связано с цепью питания в экосистеме.
СЛАЙД №2. Посмотрите, пожалуйста, первое звено цепи питания – это все зеленые организмы на земле – растения. Дело в том, что они производят органические вещества как основной источник энергии для жизнедеятельности, поэтому они называются производители, или продуценты. Далее, следующее звено – те организмы, которые не могут самостоятельно производить питательные вещества – они их потребляют в готовом виде – это травоядные живые организмы и хищники, поэтому называются потребителями, или консументами. И завершающее звено цепи питания организмы, которые являются разрушителями, или редуцентами. Это те организмы, которые органические вещества, мертвые, тлен, разлагают до простых неорганических веществ.
Это не просто цепь питания – это цикл, потому что неорганические вещества необходимы вновь растениям для создания органических веществ – при помощи солнечного света, СО2 и воды вновь создаются углеводы.
СЛАЙД №3. Вашему вниманию предлагается ПРИЕМ КРОССЕН. Вы получаете файлы, в которых находятся по 6 картинок. Ваша задача – расположить их попарно в зависимости от связей, которые существуют, по вашему мнению, между данными биологическими объектами.
ПРИЕМ ЦЕПОЧКА. Уважаемые ребята, перед вами 3 предмета: яйцо, игрушка и цветок. Я попрошу вас о следующем: вы должны придумать некий цикл, связанный с этим объектом. Он даже может быть небиологическим. Прошу вас, предлагайте (предложить яйцо, игрушку и цветок).Теперь все 3 предмета мы должны объединить в некую цепочку, именно биологическую, смысл которой вы должны определить сами.
СЛАЙД №4. Теперь я хотела бы вас познакомить с таким приемом, как синектика, который я часто использую на уроках. Слово синектика в переводе с английского обозначает «совмещение разнородных элементов».. Как он работает?
Назовите, пожалуйста, любые неодушевленные предметы. ЧАСЫ, СТОЛ, КНИГА. (записываю).
А сейчас я попрошу вас продолжить фразу: ЧАСЫ ПОЖОЖИ НА ЦИКЛ, ПОТОМУ ЧТО …. КНИГА ПОЖОЖА НА ЦИКЛ, ПОТОМУ ЧТО……. СТОЛ ПОХОЖ НА ЦИКЛ, ПОТОМУ ЧТО…….. Я даю вам 5 секунд подумать. Спасибо большое, а теперь давайте с вами начнем с понятия часы. Слушаем.
Посмотрите, у нас прием СИНЕКТИКА срабатывает тогда, когда мы сравниваем 2 объекта – объекты, которые между собой обычно никак не сопоставляются. Очень сложно их сравнить, но, тем не менее, выявляется нечто общее. Самое интересное, что прием СИНЕКТИКИ срабатывает тогда, когда нужно накидывать много идей и установить взаимосвязь – между изучаемым новым и опираясь на опыт чего-то изученного.
Данный прием позволяет широко использовать межпредметные связи с целью получения метапредметных результатов. Я предлагаю вашему вниманию литературный пример жизненного цикла:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Это стихотворение известного русского поэта А. Блока.
На своих уроках я часто рассматриваю некие объекты с разных точек зрения. Для этого использую такой прием как куб.
СЛАЙД №5. ПРИЕМ КУБ. Куб – это фигура с 6 гранями, и на каждой грани расположены задания. В данном случае это фразы:
ПРОИЛЛЮСТРИРУЙ ЭТО,
ЗАДАЙ ВОПРОС ОБ ЭТОМ,
СВЯЖИ ЭТО С ЧЕМ-ТО ЕЩЕ,
КАКОЕ ЭТО ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ,
СРАВНИ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ и
ОПИШИ ЭТО.
Давайте используем этот куб для характеристики жизненного цикла человека. Пожалуйста, подкиньте куб. Какое задание Вам выпало? Выполните его.
Итак, когда мы используем данный прием «КУБ», то объект или понятие можно рассмотреть не только с разных сторон, но и с разных точек зрения, таким образом, идет погружение в изучаемый предмет на данном уроке.
СЛАЙД №6. А теперь – замечательная игра, популярная у русской интеллигенции 19-начала 20 веков. БУРИМЕ. Для выполнения задания нам необходимо разделиться на 4 группы. (По времени года, в которое вы рождены: 1 группа-зима, 2-весна, 3-лето, 4-осень). Каждый из вас, используя при необходимости бумагу и карандаши, должен составить четверостишие, опираясь на данные рифмы. Рожденные зимой, используют рифмы первого столбца, весной – второго, летом – третьего, рожденные осенью – рифмы 4-го столбца.
СЛАЙД №7. Очень часто я в своей педагогической деятельности использую прием, позволяющий сформировать навыки, касающиеся описания, сравнения при использовании ВИЗУАЛЬНОГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ. Посмотрите, перед вами картина Л. Да Винчи «Мадонна в скалах».
Ее можно описать с точки зрения человеческих чувств, которые она вызывает.
Однако, предмет изобразительного искусства может служить способом для получения предметных знаний. Например, данная картина изображает и некоторые этапы жизненного цикла человека
(младенчество, детство, юность и зрелость).
СЛАЙДЫ №8,9. А теперь рефлексия, подводим итоги. Здесь я использую синквейн по теме ЦИКЛ.
На 1 строчке располагается 1 слово – существительное, которое называет тему, на 2 строчке – 2 прилаг., которые характеризуют данное понятие, на 3 строчке – 3 глагола, связанных с данным понятием, на 4 – фраза из 4 слов о данном понятии, на 5 строчке – заключительное слово, вывод, суть данного понятия.
Итак, предлагайте…
Самоанализ. Когда мы рассматривает предмет с разных сторон, объединяем несопоставимые вещи, мы способствуем формированию у ребенка целостной картины мира. Те приемы, о которых я сегодня рассказала, (прием СИНЕКТИКА, КУБ, КРОССЕН, СИНКВЕЙН, ЦЕПОЧКА) - способствуют достижению данной цели.
Круг таких приемов и методов велик. Я представила те, которые помогают мне в моей педагогической практике.