Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный художник ( 2 класс)

Содержание.

1. Пояснительная записка- 3-5

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы -6-8

3. Теоретико-методологическое обоснование программы-8-9

4. Особенности возрастной группы детей-9

5. Тематический план и содержание программы-9-11

6. Учебно-тематическое планирование-12-19

7. Характеристика ресурсов-19-20

8. Литература-21

9.Словарь юного художника-22-24











Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Юный художник» имеет художественно-эстетическую направленность, составлена на основе требований к результатам освоения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Актуальность в сфере художественного творчества учащихся младших классов состоит в первую очередь в том, что рисование выполняет оздоровительную функцию, отвлекая школьников от грустных событий, снимая стрессовую ситуацию, обиды, страхи, переживания, нервное напряжение. Очень важно обеспечить хорошее настроение, положительные эмоции. Художественное творчество под лёгкую музыку носит терапевтический характер. В настоящее время это актуально, т.к. здоровье ученика, его душевное состояние превыше всего.
В программе начальной школы на занятия по рисованию отводится 1 час в неделю. Многие считают, что этого не достаточно, т. к. развитие моторики руки на данном этапе требует больше времени и сил, и занятия рисованием в этом окажут огромную помощь.
Помочь ребёнку открыть в себе художника, развить наблюдательность, художественный вкус нужно стремиться как можно раньше.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, «мастерская» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Новизна данной программы определяется требованиями к результатам основной образовательной программы ФГОС ООО.
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения».
Каждому человеку изначально присуща потребность в красоте. Потребность идеальная, т.е бескорыстная, и поэтому составляющая одно из оснований его духовной жизни .
Целью данной программы является: сформировать способности учащихся воспринимать, понимать, чувствовать и создавать прекрасное в своей художественной деятельности, в окружающей жизни и искусстве.

Задачи:
воспитательная – сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развить творческие способности, фантазию
и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры,
нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
техническая – освоить практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Программа составлена на 1 год обучения, для учащихся 2 класса. Режим занятий: 34 часа в год, 1 раз в неделю, продолжительность- 40 минут. Занятия осуществляются в кабинете начальных классов, по пятницам, сопровождаются беседами, индивидуальными и групповыми работами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования. В содержании программы рассматриваются аспекты , которые предлагаются в в рамках базовых предметов: изобразительного искусства, технологии, окружающего мира.
Условия реализации программы:
1. Помещение должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки, а также в помещении необходимо нахождение комнатных растений, способствующих очищению воздуха.
2. Освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Стены должны быть окрашены в светлые тона.
3. Для ведения занятий необходимо иметь книги, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приёмов росписи, муляжи, аудио и видео аппаратуру, мультимедийную систему.
4. Учащимся необходимо иметь инструменты и материалы: бумагу, акварельные, гуашевые краски, твердо-мягкие карандаши, различные мелки, кисти разных размеров, ластик.

Ожидаемые результаты освоения программы:
По завершении второго года обучения:  Ученик должен знать:  - Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.  Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства.  Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.  Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.  Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.  Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Ученик должен уметь:  - применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;  - правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;  - передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;  - передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;  - наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;  - в сюжетных работах передавать движение;  - искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Юный художник» .
Личностные: осознание своих творческих возможностей, проявление познавательных мотивов, развитие чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с мировой и художественной культурой, понимание чувств других людей, сопереживание им.
Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, различать способ и результат действия, адекватно воспринимать словесную оценку учителя, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя, строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Система отслеживания. Результативность программы можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участию в выставках, конкурсах. В конце года проводится итоговая выставка работ. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать кружок на следующий учебный год. Целесообразно провести анкетирование для родителей и учащихся, для того, чтобы выявить уровень удовлетворённости работой учителя.
Важнейший  показатель  эффективности  проведённой педагогической работы изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям, то педагог близок к цели.
При разработке данной программы использовалась типовая программа для образовательных учреждений под руководством Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации.
Ключевые принципы программы:
1. Доступность и наглядность.
2.Связь теории с практикой.
3. Учёт возрастных особенностей.
4. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
5. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному) .
В работе использованы такие современные образовательные технологии, как : здоровьесберегающие, ИКТ с применением ЭОР, технология дифференцируемого обучения, игровые технологии, метод проектов.

Формы  работы с детьми:
- беседа;
- практикум;
- тренинг;
- исследование (индивидуальное и групповое);
-экскурсия ( музей, парк, различные выставки);
- деловая игра;
- ролевая игра;
- консультация.
. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:
Объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
Репродуктивные (работа по образцам);
Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
Творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
Исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же  возможностей других материалов).

Организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности. Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений. Возраст детей-8-9 лет,количество-6 человек. Ребёнок сам изъявляет желание посещать данный кружок ,и родители пишут заявление.

Содержание курса.
Живопись.
Знакомство с основами живописи. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Графика
Знакомство с выразительными средствами этого вида. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение объектов природы и быта, насекомых, тканей. деревьев, трав.
Скульптура
Знакомство с мягким материалом для лепки глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Аппликация
Знакомство с разными техниками аппликации. Знакомство с техникой обрывной аппликации, «вырезанной аппликации» . Знакомство с другими материалами, например, с засушенными цветами и травами. Работа с необычными материалами, например, с фантиками.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Бумажная пластика:
Скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.
Практическая работа: изображение самолётиков, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Работа с природными материалами
Создание небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов, в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы, животных.

Организация и обсуждение выставки детских работ
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. Организуется выставка работ с последующим обсуждением.


Учебно-тематический план для 2 класса
№ п/п
Темы
Кол-во часов
во 2 классе

1
Живопись
20

2
Графика
5



3
Скульптура
2


4
Аппликация
3


5
Бумажная пластика
2


6
Работа с природными материалами
2


7

Организация и обсуждение
выставки детских работ
10 минут после изучения каждой темы на последнем уроке



Итого
34












Календарно-тематическое планирование
2 класс (2015-2016 уч. год)

Дата

Тема занятия
Цели и задачи
Практическая часть занятий


1-2
Живопись 20часов
Осенний пейзаж.

Развивать наблюдательность, умение видеть красоту окружающего мира.
Рисование красками. Закрашивание фона. Изображение пейзажей.



3
Фрукты и ягоды.
Рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками.

Изображение фруктов и ягод.
Рисование кистью или пальчиками.
Использование шаблонов груши, сливы.


4
Воздушные шары.
Подбирать яркие цвета, соответствующие праздничному настроению.

Рисование кисточкой, не используя карандаш для разметки.


5
Город солнца.

Развивать чувство цвета, передающего тепло.
Рисуем яркое солнце и крыши домов.


6
Весёлые мухоморы.
Закрепить умение ровно закрашивать шляпки грибов, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать, следить, чтобы краски не растекались.

Вначале дети раскрашивают шляпки, затем дают высохнуть. Позже наносят точки белого цвета. В паузе учитель загадывает загадки о грибах или проводит викторину.


7
Красота в природе.
Продолжить учить детей создавать композиции на тему.
Рассматривание картин природы, создание своей композиции.


8
Разноцветные бабочки.

Развивать воображение, творчество.

Работа с использованием шаблона.


9
Фантасти-
ческие звери.
Развивать воображение, творчество.

Можно использовать шаблон для туловища зверя. Остальные детали дети подрисовывают сами и раскрашивают.


10
Коллаж. Создание композиций на тему «Красоту нужно уметь замечать».

Закрепить умение создавать композиции.
Вначале вырезают картинки , приклеивают их и дорисовывают красками .


11
Дубовый лист.

Закрепить умение правильно держать кисточку, снимать лишнюю краску о край баночки.
Развивать эстетическое восприятие.
Используя шаблон дети обводят большой дубовый лист, затем его раскрашивают.


12
Осенние листья.
Учить смешивать краски прямо на листьях.

Самостоятельное рисование листьев.


13
Сказочное подводное царство.
Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.
Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.
Вначале раскрасить воду, затем нарисовать краской ярких рыбок.


14
Зима
в природе.
Закреплять навыки рисования красками, можно использовать ватные палочки.

Рисование фона голубым, деревьев, затем нанести снежинки.


15
Новогодняя ёлка.
Изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными средствами выразительности. Вызвать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником и ощущения радости с его приближением.
Рисование новогодней ёлки, украшенной игрушками.
Набросок выполняется карандашом, затем раскрашивание.


16
Дед Мороз и Снегурочка
Использовать такое средство выразительности, как фактура.

Просмотр ЭОР с изображением Деда Мороза и Снегурочки.


17
Моё любимое животное.
Продолжить рисование красками.
Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Просмотр презентации о животных.
Беседа о любимом животном. Срисовывание с иллюстраций.


18
Разноцветные жуки.


Продолжить знакомство с нетрадиционной техникой кляксографии.

Демонстрация кляксографии.
Дорисовывание насекомых из полученной кляксы.


19
Поляна цветов.
Продолжить учить детей рисовать красками, используя ватные палочки.
Рисование ватными палочками.


20
Ваза
с цветами.
Выставка работ.
Закрепить умение рисовать гуашью.
Вызвать у детей интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков цветов. Увлечь детей этим процессом и предоставить возможность поупражняться в получении розового цвета.

Наброски карандашом, разметка на листе.
Раскрашивание, используя смешивание красок.


21-22

Графика - 5 часов

Изображение трав и веточек.

Закрепить многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью)

Рисование линий. Изображение тонких веточек и травинок.


23
Объекты природы. Озеро.
Развивать мелкую моторику кисти руки.
Рисование озера с камышами, плавающими птицами.


24
Животные. Лошадка.
Развивать цветовосприятие.
Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Рисование животных, раскрашивание цветными карандашами.


25
Дома бывают разными.
Выставка работ.
Украшать дом садом. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Рисование дома с окнами, трубой, двором и садом. Раскрашивание
цветными карандашами.


26
Скульптура – 2 часа

Лепка овощей.
Продолжить знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки пластилином.

Лепка овощей: картофель, лук,помидор, огурец и др.


27
Лепка посуды.
Выставка работ.
Развивать умение передавать объём предметов.
Лепка посуды:
тарелка, сковорода, чашка, и др.


28
Аппликация - 3 часа
Создание орнаментов и узоров из фантиков

Развитие интереса к аппликации.
Вырезание геометрических фигур из цветных фантиков, создание орнамента.


29-30
Коллаж из картинок
«Здравствуй, лето».
Выставка работ.
Продолжить учить совмещать живопись и аппликацию.
Вырезание корабликов, машин и др. из списанных учебников, приклеивание, затем дорисовывание недостающих деталей.


31
Бумажная пластика-2часа

Кораблик.
Продолжить знакомство с возможностями трансформации плотного листа бумаги, освоение его возможностей (скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, сминание.)
Просмотр презентации работ из бумаги «Оригами».
Выполнение из бумаги кораблика при помощи сгибания.


32
Изготовление сказочной мышки.
Выставка работ.
Познакомить с выполнением работы, научить выполнять работу по образцу.
(Скручивание, разрезание, сгибание, склеивание частей)


33
Работа с природным материалом -2часа

Композиция: «Бабочка»
Продолжить учить детей составлению композиции из сухих листьев и трав.
Просмотр презентации поделок из природного материала.
Выполнение работы: приклеивание листьев, травинок.


34
Старичок -лесовичок. Выставка работ.
Изготовить поделку из сосновых шишек и пластилина.
При помощи пластилина и природного
материала
изготовить
поделку.



Критерии качественной оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность в работе.
Развернутость, аргументированность ответов.
Самостоятельность.
Оригинальность .


Для реализации  программы необходимо дидактическое обеспечение:
 а)  Наглядные пособия, образцы работ, сделанные ребятами.
б)  Слайды, видео-аудио пособия;
в) Иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;
г)  Схемы, технологические карты;
д)  Индивидуальные карточки.

Материально-технические ресурсы в расчёте на 6 учеников:
а) компьютер-1шт.
б) проектор-1шт.
в) интерактивная доска-1 шт.
г) принтер-1шт.
д) сканер-1шт.
Материалы и инструменты, необходимые для работы (в комплектах)
1.Бумага разного формата и цвета- 6 2. Акварельные краски- 6 3. Тушь разноцветная- 6 4. Гуашь--6 5. Ванночки с поролоном -6 6. Баночки для воды-6 7. Кисти круглые и плоские разного размера - 12 8. Салфетки-2 9. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов-12 10. Ватные палочки-1
11.Пластилин-6








Литература:
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать – М.: Столетие, 1998.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2011г.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение.









Словарь юного художника.

Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.
Блик – это самая светлая часть на предмете.
Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.
Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.
Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.
Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.
Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).
Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.
Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.
Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.
Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.
Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.
Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.
Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).
Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.
Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.
Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Палитра – 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или преображенной человеком природы.
Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.
Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.
Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.
Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.
Ритм – это повторение и чередование фигур.
Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.
Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.
Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.
Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).
Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики. В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».
Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.
Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.
Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.
Штрих – это черта, короткая линия.
Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.









13PAGE \* MERGEFORMAT141915




15