Реферат. Педагогические приемы и техники в начальной школе.
Реферат
ТЕМА «Педагогические приёмы и техники»
План.
1.Принципы педагогической техники.
Принцип свободного выбора.
Принцип открытости.
Принцип идеальности.
2. Повышение интереса к учебному материалу.
Привлекательная цель.
Удивляй!
3. Коллективная учебная деятельность.
Организация работы в группах.
Лови ошибку!
Пресс-конференция и вопросы к тексту.
Своя опора.
4. Мозговой штурм.
Учебный мозговой штурм.
Технология.
5. Игровая учебная деятельность.
Игры-тренинги.
Скажи – «да» или «нет»
6. Руководство классом.
7. Вывод.
Вступление
Конструктор методик – это практика.
Школу делает школой учитель.
Учителя разные - ведь они вырастают из учеников.
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учиться этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменного языка. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краскиё этюдыё приемы.
Вот учитель-мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на изучение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не вылились в музыке урока.
Мастерство - это специальность с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но существует много сильных специалистов. Конечно, они имеют свои профессиональные хитрости, способы. Сильных педагогических приемов не так уж и много – часто хороший специалист активно пользуется всего лишь двумя-тремя «секретами». Мой реферат - это «копилка» разных приемов, которые я наиболее часто применяю в своей работе. Некоторые из них уже прочно вошли в мою работу, многие – требуют совершенства.
Вот некоторые принципы педагогической техники. Приемы педтехники – это сетка. Они поддерживают друг друга, складываются в одно целое, в систему, позволяют эффективно и быстро решать профессиональные задачи и ставить новые. Я думаю, что некоторые из этих приемов пригодятся учителю, который желает, чтобы на уроках было интересно и ему и детям и при этом, не имея времени искать жемчужины в лавине педагогической литературы.
Принцип свободного выбора.
«В каком-либо обучающем действии давать ученику право выбора. С одним условием – право выбора всегда уравновешивается осмысленной ответственностью за свой выбор».
Это можно сделать в границах современной системы обучения. Вот некоторые примеры свободного выбора. В. Ф. Шаталов задает ученикам много задач – и дети сами выбирают, какие из них они будут решать; у С.М. Лысенковой учащиеся самостоятельно выбираютё какие сложные слова, учительница напишет на доске.
Я в своей работе, использую этот прием в самостоятельных работах и предлагаю сначала выбрать и выполнить те задания, с которыми легче справиться, а затем уже более трудные. Это дает возможность сэкономить время и выполнить все задания или большую их часть. Ученик чувствует себя более уверенно, и гордиться своими успехами.
Принцип открытости.
«Не только давать знания, но еще и показывать их границы».
Это не подбор аккуратно вложенных в голову ответов на стандартный свод вопросов – главное приобретение школьника! Единственный оправданный и приятный вид жадности – жажда к познанию и саморазвитию. Потому, что образование не достигает точки насыщения. Например, на уроке природоведения в 3 классе я предложила доказать, что кукушка – заботливая мать. Сколько же было споров и сомнений, пока к следующему уроку дети не перечитали массу информации о птице. И было доказано, что:
«Кукушка – очень полезная птица и заботливая мать. Среди насекомых, особенно среди гусениц бабочек, есть ядовитые. Их не едят многие птицы. А кукушка с удовольствием ест. Не станет же она кормить своих деток ими?! Американские кукушки-личинкоеды кормятся около стад копытных животных и уничтожают клещей. Кукушка-подорожник живет в пустыне и питается ящерицами и змеями. Дальше. Зародыш в яйце кукушки развивается быстрее, чем в яйцах приемных родителей. Поэтому он появляется на свет раньше. Не стоит возмущаться поведением птенца. Кукушонок не может сохранить свою жизнь, не выбросив из гнезда конкурентов, – его приемные родители не способны прокормить всех. Либо они прокормят свой выводок, либо одного кукушонка: ведь он очень прожорлив. И есть в кого! Взрослая кукушка за час съедает до ста гусениц, при этом работает так по десять часов. А если в лесу, где живет кукушка, появляется много вредителей, то птицы будут трудиться до тех пор, пока не уничтожат всех насекомых. Другими словами, одна кукушка уничтожает гораздо больше вредных насекомых, чем уничтожили бы все птицы, погубленные кукушонком. Очень жаль, что кукушку до сих пор считают вредной птицей и стараются уничтожить ее или птенцов».
Принцип доказал, что если ты чего-то не знаешь, но желаешь этого, то ты можешь это узнать, используя разные источники информации.
Принцип деятельности.
«Ученик который напиханный знаниями, но не умеет ими пользоваться, похож на фаршированную рыбуё которая не способна плавать». А. Л. Минц.
Единственный путь, который ведет к знаниям – это деятельность. Работать со знаниями - это применять, искать условия и границы их использования, превращать, распространять и дополнять их, находить новые связи.
Принцип обратной связи здесь обязателен. Учитель отслеживает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания.
Принцип идеальности.
Какие-либо наши действия характеризуются не только пользой, но и затратами силы, нервов, времени.
Идеальность действия тем выше, чем больше польза и меньше затраты.
Надо максимально использовать возможностиё знания, увлечения самих учеников с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего действия.
Если мы совместим содержание и формы с увлечениями школьников, то они сами будут желать узнать: а что там дальше? Если совместим темп, ритм, сложность обучения с возможностями учеников – тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее укрепить. Вот к уроку истории в 3 классе, предлагаю прочитать текс по теме «Первое жилище» и ответить на вопросы к нему, обращая особое внимание на жилище сельского населения. Задаю вопросы:
-Сколько дворов насчитывалось в славянском поселке?
-Как выглядели хижины?
-Зачем нужны были валы и частоколы?
-Что такое соха?
-Что выращивали славяне?
-Чем занимались?
Ответов в учебнике на эти вопросы нет. Надо вспомнитьё то, что ученик знал раньше, возможно видел по телевизору или читал. После правильных или неправильных ответов, рассказываю о древнем славянском поселении, объясняю значение слов и понятий. Что мне дает этот прием? Оказалосьё что повторяя тему и готовясь к уроку, некоторые дети сами стали обращать внимание на то, чтобы в классе рассказать что-то новоеё еще более интересное по изучаемой теме.
Повышение интереса к изучаемому материалу.
Привлекательная цель.
Перед учеником должна стоять простая, понятная, вызывающая интерес цель, при достижении которой, он желая или не желая, выполняет учебное действие, которое планирует учитель.
Например: урок «Окружающий мир», тема «Удивительные открытия». Цель учителя познакомить учащихся с лупой и микроскопом, разъяснить значение этих приборов. Перед учениками же другая цель – научиться пользоваться этими приборами и понять возможности их использования.
Удивляй!
Известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу мозга, как интересное.
Учитель должен найти такой угол зрения, чтобы даже повседневное стало удивительным.
Пример. Урок «Окружающий мир». Тема «Вода».
Сразу заставляю детей поразиться. (Предупреждая, что название такой страны можно сказать учителю только шепотом)
-Однажды, - говорю я, - в одной африканской школе детям читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде!
И самое интересное, что это был целиком правдивый рассказ. Некоторые ребята, сразу догадались о чем речь, некоторые высказывали фантастические гипотезы, но были и такие, что не поверили и доказывали, что так не бывает, пока им не предложили посмотреть в окно, ведь дело было зимой.
Урок математики. Тема «Состав чисел».
Дети трудно запоминают состав числа 9. Что 4 и 4 это 8 или 5 и 5 это 10, легко запоминают. А что 4 и 5 – плохо Тогда дети берут в руки 9 палочек, и я им предлагаю, разложить их такё чтобы в каждой руке стало поровну. Для многих открытием стало тоё что это сделать невозможно. И сами пришли к выводу, что разложить можно только на 5 и 4 , или 6 и 3 и т.д.
Коллективная учебная деятельность.
Фактор успеха.
Что больше всего влияет на успеваемость? Все важно: и квалификация учителя, и уровень развития одноклассников, и оборудование кабинета. Но больше всего – класс! Развитие товарищей, их успешность. В коллективе, который умело организован, каждый работает на каждого. Учителю остается мелочь – помочь классу умело организоваться на своих уроках. Наверное, в этом и есть тайна лучших учителейё которые умеют создать класс.
Старое становиться новым.
Организация работы в группах, с одним и тем же заданием.
Зависимо от типа задания, результат своей работы, группа может просто сдать учителю, или же назначенный ученик объявляет результаты, а другие его дополняют.
Например. Урок «Окружающий мир» в 3 классе.
Тема «Явления природы». В конце урока класс делиться на группы (можно по рядам). Каждая группа придумывает загадку о явлении природы, используя опорные схемы.
____ , но не____ ; ___ , но не ____ ; ___ ,но не _____ .
Получается вот что:
1.Холодный, но не мороженое; мокрый, но не рыба; ожидаемый, но не праздник; грибной, но не суп. (дождь)
2.Поливает, но не лейка; капает, но не сосулька; идетё но не человек. (дождь).
3.Блистит, но не алмаз; бьет, но не палка; пугает, но не привидение. (молния).
Интересный эффект выходит, когда результаты групп не совпадают. Дети в таких случаях «загораются», и я на острие их интереса строю проблемную беседу, направленную на решение этого противоречия.
Организация работы в группах с разными заданиями.
Урок риторики.
Каждая группа получает маленький сюжет, который надо инсценировать.
Лови ошибку.
Дети ищут ошибку группой, спорят, советуются. Сделав вывод, назначается ответственный. Он передает результаты учителю или объявляет задание и результат его выполнения перед классом.
Например, урок русского языка.
Даю несколько грамматических правил. Одно из них неверное. Надо указать его и доказать ошибочность.
Или урок математики.
Тема «Таблица умножения».
На доске столбики примеров с ответами. Игра проходит по рядам. Задание простое - найти ошибки. Виды ошибок могут быть разные.
Например: 7·8=65
9:9-81
21:5=4
Пресс-конференция и вопросы к тексту.
Дети составляют списки вопросов, поделившись на группы.
Группы могут работать с одним и тем же текстом, но одна группа над репродуктивными вопросами, другая над развивающими. Можно и по-другому: группы работают над разными частями текста и готовят к ним вопросы.
Своя опора.
Группа создает опорный план к уроку или теме, записывая, его на доске. Например, урок чтения. Тема: «Устное сочинение-описание по картине В. М Васнецова «Богатыри».
План.
1. Что изображено на картине (какие персонажи и пейзаж).
2.Описание богатырей: выражение лиц, одежда, позы (сила, мужество и сметливость, одежда и доспехи воинов).
3.Образ русской земли (степь, лес, небо).
4. Мысли и чувства, которые вызывает картина (сплоченность, решимость одолеть врагов).
Другие группы могут задавать вопросы.
Мозговой штурм.
Технология.
Штурм проводится в группах до 10 учеников.
1. Группу перед штурмом инструктируют. Главное правило – никакой критики.
2. Проводится первое обсуждение и уточнение условия задания.
3. Назначается время, примерно 20 минут.
Первый этап: образование банка идей.
Второй этап: анализ идей.
Третий этап: обработка результатов.
Группа отбирает до 5 наиболее интересных решений и выбирает ведущего, который рассказывает о них классу.
Каждая группа может штурмовать свою задачу.
Например:
а) Ступеньки, особенно каменные, очень опасны в гололед. Предложите идеи, которые бы уменьшили травматизм.
б) Предложите обувь, в котором безопасно ходить в гололед.
в) Гололед – причина большого количества автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность.
Главное в этой работе – стимулировать интенсивную мозговую деятельность над учебной задачей, выдать определенное количество идей за строго назначенное время. Иногда можно обойтись только первым этапом по оглашению всех найденных идей.
Игровая обучающая деятельность.
Игры-тренинги.
Эти игры приходят на помощь в трудную минуту, чтоб развеять скуку однообразия.
Например:
Урок математики.
Тема «Сложение с переходом через 10»
Игра «Покорение вершины»
Решаем примеры и перемещаем фигурки на определенное количество шагов. Чтобы покорить вершину, нужно правильно решить много примеров.
Игра «Цепочка»
На доске записаны примеры в 3 столбика. Ученики разделены на 3 команды. Первые участники одновременно подходят к доске, решают первое задание своего столбика, возвращаются на свои места, передают мел следующему. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание.
Игра «Двоеборье»
Урок математики. Тема: «Таблица умножения»
Играют 2 участника. Учитель держит участников за одну рук, стоя между ними, дает пример одному из них. Если ответ правильный – руку поднимают. Затем задают пример другому участнику. Остальные ребята считают правильные ответы. Игру надо проводить в начале урока, в быстром темпе, чтобы в игре могло поучаствовать большее количество учеников. Побеждает тот, у которого больше правильных ответов.
Скажи – «да» или «нет».
Это универсальная игра для всех. Она учит:
-составлять разные факты в единую картину;
-систематизировать информацию, которая очевидна;
-слушать и слышать одноклассников;
Игру можно использовать для ситуации, которая интригует детей, для организации отдыха на уроке.
Учитель загадывает предмет или явление. Ученики стараются найти ответ с помощью вопросов.
Вопросы должны быть поставлены так, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет».
Например. Урок чтения в 1 классе.
- Я загадала персонаж детской сказки. Он не боялся опасностей и за это пострадал. Отгадайте – кто он?
№
Вопросы детей
Ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Это животное?
Это существует?
Этот персонаж встречается в других сказках?
Это фея?
Может говорить?
Оно большое?
Ходит ногами?
Ползает?
У него 4 лапы?
Он может двигаться?
Катится?
Колобок?
Нет
Нет
Нет
Нет
Да
Нет
Нет
Нет
Нет
Да
Да
да
Подобные игры на отгадывание литературных героев, исторических персонажей, ученых или явлений природы, могут быть уместны на разных уроках.
Руководство классом.
Руководство группой учеников требует авторитета.
Бывает авторитет силы. Бывает авторитет знаний. Ему покоряются по доброй воле: все понимаютё что так будет лучше. Ключевое слово в этом случае – уважение.
В реальных условиях авторитет учителя вмещает две эти части – авторитет силы и авторитет знаний. Вопрос меры – что базовое, главное, ведущее.
Необходимо поддержание демократического и дружественного авторитета. Такой авторитет требует сотрудничества.
Демонстрация профессионального уровня.
Профессионализм уважают все. Учитель должен подавать пример творчески выполненногоё хотя и сложного задания.
Например, когда я разбираю сложные олимпиадные задачи, я не смотрю в конспект (его нет). Считаю, что пусть ученики видят размышления вслух, ошибочные попытки, радость от осмысления логической нити и распутывание всего клубка. Конечно, диспозиция обычного урока такая: учитель с одной стороны задачи, а ученик – с другой. А тут все не так. Здесь учитель и ученик вместе ведут бой с задачей. И при победе поздравляют друг друга!
Приемы устного опроса.
Устный опрос - что есть проще? Рассмотрим его по-внимательней. Вот учитель задает вопрос. Что происходит? Одни ученики поднимают руку, другие – нет. Казалось бы, те кто поднял руку, знают ответ, а те кто нет – не знают. Но не все так просто.
Кто на самом деле поднял руку? Во-первых, те, кто действительно знает, во-вторых, те, которые уверенны, что их не спросят – показывая свою активность. В-третьих те, кто рискует, а вдруг не спросят, а если и спросят, как-то выкручусь. Но есть и другой вариант: ученик знает ответ, но руку не поднимает. Почему? Или «все равно не спросят», или боится быть «выскочкой». Такие дефекты делают устный опрос не очень эффективным. Но исключать его из урока нельзя, ведь и польза его, безусловна. Для повышения эффективности устного опроса можно использовать прием «Светофор».
Светофор – это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики поднимают красной или зеленой стороной к учителю, показывая свою готовность отвечать.
Способ применения «светофора» зависит от типа опроса.
1 тип - опрос по базовым вопросам, которые ученик должен знать. При этом красный сигнал показывает незнание, это сигнал тревоги.
При использовании светофора ученик ставится в другую психологическую позицию: пассивность невозможна, сигнализируя, ученик должен каждый раз явно – для себя и для учителя – зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания. Но зачем же ученику каждый раз поднимать красную карточку и признаваться в незнании. Не будут ли некоторые обманывать зеленым цветом? Это маловероятно, потому, что невыгодно. Ученикам надо четко объяснить, что каждый может отказаться от ответа на какой-либо вопрос, поднимая красный цвет. Но если поднял зеленый – отвечай, пожалуйста. Незнание одного вопроса в этом случае – достаточная причина для плохой оценки. Кто же будет рисковать в этом случае?
2тип – учитель задает творческие вопросы, на которые ученик не обязан знать ответ. Здесь зеленый цвет показывает только одно «Хочу ответить!»ё а красный «Не хочу». Конечно, в этом случае неудачная попытка ответить не оценивается. Польза от «светофора» в активной позиции ученика: он должен снова фиксировать свою готовность по каждому вопросу.
Опрос цепочкой.
Применяется в случаеё когда предвидится развернутый логически связанный ответ. Рассказ одного ученика прерывается в каком-либо месте и передается другому ученику. И так несколько раз до завершения ответа. Напримерё учитель показал на доске решение задачи. После этого проверить и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария цепочкой: как решалась задача. Опрос «цепочкой» применим и на уроках чтения при пересказе. Детям необходимо внимательно слушать, что бы продолжить пересказ или дополнить его.
Тестовый опрос.
Ученик должен выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.
Вывод.
Главное быть творческим человеком, любить свою профессию, желать научить детей приобретать знания, давать возможность самостоятельно их добывать и находить применение полученных навыков в жизни.