СТАТЬЯ СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Г. П. Овсянникова
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей
№ 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга
г. Санкт- Петербург

Аннотация
Статья посвящена проблеме обновления основ процесса современного обучения в педагогике (на примере уроков русского языка) путем совершенствования педагогической техники учителя. Педагогическая техника является неотъемлемой частью мастерства педагога. Она выражается в умении учителя найти адекватные способы, с помощью которых он может максимально выразить себя в учебной и воспитательной работе, а так же заинтересовать учеников новой формой и содержанием урока. В статье так же рассматриваются конкретные примеры приемов педагогической техники, используемых на уроках русского языка.


Одним из важных условий успешной работы педагога в современной школе является ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Учитель должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает. Учитель становится центром процесса повышения качества обучения. Педагогическая техника наряду с направленностью, знаниями и способностями является одним из компонентов педагогического мастерства. В реальной практике работы учителя именно во владении им педагогической техникой выражается его мастерство и уровень развития способностей.
Педагогическая техника – совокупность приемов, способствующих гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения [4, с.4]. Особо стоит отметить, что педагогическая техника – это не только наличие мировоззрения педагога (как составляющей «внутреннего содержания»), но и умение выразить его, донести до сознания учеников. Поскольку общий итог обучения учащегося будет состоять из нескольких частных результатов. Можно выделить, как минимум, четыре их них [2].
Первый, самый очевидный – это знание, которое он получит или умение, которое он освоит.
Второй результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
Третий результат – это эмоциональный след от занятия – удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
Наконец, четвертый результат – след на отношениях между учеником и педагогом. Здесь итог также может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).
Исследователи Д. Ален и К. Райт разработали описание умений педагога, имеющего высокий уровень развития способностей и владеющего педагогической техникой [2, с.35]. Согласно этим исследованиям умения педагога выражаются примерно в следующем:
1. Варьирование стимуляции учащегося (может выражаться, например, в отказе от монологической, монотонной манеры изложения учебного материала).
2. Индуцирование установки учащегося на восприятие и усвоение материала (привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т. п.)
3. Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части.
4. Использование пауз или невербальных средств коммуникаций
(взгляда, мимики, жестов).
5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.
6. Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера.
7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материла.
8. Использование задач дивергентного типа (с возможными различными вариантами решения) с целью стимулирования творческой активности.
Таким образом, умение педагога взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения педагогических задач так важно на уроках русского языка.
Рассмотрим некоторые современные приемы педагогической техники на уроках русского языка, которые можно использовать как в средней (5-8 классы), так и в старшей ступени обучения (9-11 классы) [1,2,4].
Один из них «Пила» - прием, разработанный в 1978 г. и названый «Jigsaw» (дословно с английского – «ажурная пила», «машинная ножовка»), но не потерявший своей актуальности при использовании современных педагогических техник. На первоначальных этапах целесообразно отводить целый урок на освоение учащимися данной техники.
Описание:
1 шаг – определить 4 темы/фрагмента темы/логических или смысловых блока для беседы и совместной работы (на начальных этапах – темы может предложить учитель), назначить регламент для работы над каждым шагом.
2 шаг - учащиеся организуются в группы по 4-6-8 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (до 3-х минут).
3 шаг - каждый член группы находит материал по своей части (до 7-10 минут).
4 шаг - «встреча экспертов». Учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу (до 5 минут).
5 шаг - эксперты возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы) (до 15 минут).
Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся особенно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. 
Следующий пример приема педагогической техники – «Диаграмма Венна». Описание: чертятся два пересекающихся эллипса. В первом и во втором эллипсах помещаются отличительные черты. В пересечении - общее между двумя понятиями.
Например, при начальных этапах изучения темы «Причастие» «Диаграмма Венна» используется для выявления общих черт у причастия и глагола (рисунок 1).

«Телеграмма» - приём актуализации субъективного опыта при помощи очень краткой записи. Например, кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание учителю, пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. «Синквейн» – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по какому-либо поводу, и может служить отличной педагогической техникой.
Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк. При знакомстве учащихся с синквейнами нужно объяснить им, как они пишутся. Правила его написания таковы:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно это существительное).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например, при заключительном уроке изучения раздела «Фонетка»: Фонетика.
Гласные и согласные.
Говорим, не как пишем.
Учись слушать и слышать.
Звукопись.
Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Стоит отметить, что обучение при помощи современных педагогических техник, оказывается действенным лишь в том случае, если все педагогические средства, применяемые учителем, взаимосвязаны и педагогический процесс характеризуется целостностью и системностью.
Литература
Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 2002
Коротаева Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия. – М., 2007
Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации знаний. – М., 2007
Приёмы педагогической техники./ Составитель: Ушакова И.А. – Саратов.: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008
15