Мастер-класс: Приемы работы над правописанием словарных слов.
Слайд
Мастер класс
«Приёмы работы над правописанием словарных слов»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс. Попробуйте догадаться, какова его тема?
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя»
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мед. Лиса — лисица, посмотри,
Очень любит букву И.
-Спасибо! А тема мастер-класса звучит так: «Развитие орфографической грамотности учащихся начальных классов на уроках русского языка». Слайд СлайдЭпиграфом мастер-класса, взяла высказывание К.Д.Ушинского: «Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество): но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их
Особо актуальной, на уроках русского языка, становится задача формирования орфографической зоркости. А одним из путей решения данной проблемы - это знакомство с правописанием словарных слов.
– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?
– Выучить, запомнить.
– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.
При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.
Слайд
Например, учитель сообщает о том, что новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, спряталось в цепочке букв. Внимательно рассмотрите цепочку букв, найдите в ней слоги в следующем порядке: СГ, СГС, СГС. Сложив эти слоги в указанной последовательности, вы узнаете слово.
Можно усложнить данное задание, используя элементы фонетики.
Пример: даны буквы: пфбктхешсрчёшзцфУчитель дает задание: мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и узнаете новое словарное слово.
Данное задание способствует формированию регулятивных УУД:
-принимать и удерживать учебную задачу;
-осуществлять деятельность по плану, предложенному учителем;
-соотносить цель деятельности и конечный результат.
Познавательных общеучебные УУД:-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-извлекать информацию, представленную в разных формах;
-осуществлять анализ наблюдаемого объекта;
-осуществлять синтез.
Слайд
Формированию познавательных логических УУД способствуют такие виды работ, как отгадывание загадок и ребусов.
Слайд, слайд, слайд
Для введения нового словарного слова можно использовать следующие знаково-символические модели: геометрические фигуры, буквы, точки.
Слайд
При определении нового словарного слова можно широко применять инструкцию, что способствует формированию регулятивных УУД:
-умение действовать по плану, предложенному учителем.
Познавательных логических УУД:
-осуществлять анализ изучаемых объектов;
-осуществление синтеза.
Пример: Составьте слово по плану.
1 буква является согласной в последнем слоге слова комната.
2 буква – последняя согласная в корне слова север.
3 буква - непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.
4 буква – обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове малина.
5 буква – с нее начинается второй слог в слове овес.
6 буква – является окончанием в слове солома.
7 буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук, который есть в слове урожай.
Слайд, слайд
На этапе словарно-орфографической работы особое внимание уделяется ознакомлению с лексическим значением изучаемого слова. Лучше изучать лексические значения сразу двух слов в сравнении. Это дает возможность отследить смысловые сходства и различия и на основе выделенных существенных признаков дать наиболее точное определение. Для более полного сравнения можно использовать диаграмму Венна или сравнительные таблицы с использованием иллюстраций. Такая организация работы способствует формированию познавательных логических УУД:
- умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков;
-умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным или самостоятельно выбранным критериям;
- умение осуществлять логическое действие «обобщение»;
- умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
Познавательные общеучебные УУД:
-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-умение формулировать устное высказывание в пределах 1-2 предложений доступное для понимания.
На этапе словарно-орфографической работы основное внимание уделяется введению нового словарного слова в активный словарь детей. Эту работу необходимо организовать так, чтобы она была направлена не только на развитие речи обучающихся, но и способствовала формированию метапредметных УУД. Для этого можно использовать инновационные способы.
Слайд
Слайд
Какакая смысловая связь между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке?
Вариант ответа учащихся: «В каждой паре первое слово означает время года, второе – месяц, являющийся вторым. Следовательно, второй осенний месяц – октябрь. Значит, сегодня мы познакомимся со словом «октябрь».
Слайд
Подход второй реализуется посредством сравнения слов, обозначающих понятия одной родовой принадлежности, и последовательного составления сначала предложений, в которых отражаются только общие признаки всех указанных слов, а затем предложений, в каждом из которых общие свойства противопоставляются отличительным.
Пример. После ознакомления со словами капуста, картофель, огурцы, помидоры учащиеся могут составить при помощи схем, иллюстраций такой последовательный ряд предложений.
Слайд
1.Капуста, картофель, огурцы, помидоры – это овощи.
3. В капусте, картофеле, огурцах, помидорах много полезных для здоровья человека веществ.
4. Плоды капусты, картофеля, помидоров обычно имеют круглую форму, а плоды огурцов – продолговатую.
5.У капусты, помидоров, картофеля стебли растут вверх, а у огурцов стелются по земле.
6.Плоды помидоров, капусты, огурцов солят на зиму, а картофель хранят в таком виде, в каком собрали.
Данные подходы позволяют успешно формировать познавательные логические УУД:
-осуществлять сравнение изучаемых объектов по заданным критериям;
- умение устанавливать взаимосвязи между объектами на основе общих признаков;
- умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации;
-осуществлять классификацию объектов.
Познавательные общеучебные УУД:
-умение извлекать информацию из схем, моделей;
-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
Слайд
Второй способ введения нового слова в активный словарь связан с использованием разнообразного фольклорного материала.
Первый прием – для определения качеств предмета. Так при ознакомлении с новым словом овес, учитель предлагает детям прочитать ряд пословиц и определить, о каких новых качествах этого растения в них идет речь.
1.Сей овес в грязь, будешь князь.
2.Овес любит хоть в воду, но в пору.
3.Сей овес, когда босая нога на пашне зябнет.
4.Овес и сквозь лапоть прорастает.
Использование данного приема способствует формированию познавательных общеучебных УУД:
-извлекать необходимую информацию в соответствии с учебной задачей;
-интерпретировать информацию;
Познавательные логические УУД:
-осуществлять анализ;
-выделять существенные признаки объекта;
-устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Слайд
Прием второй – на определение общего смысла. Так при ознакомлении со словом ягода, учитель просит сгруппировать пословицы по общему смыслу.
1.Гриб не хлеб, а ягода не трава.
2.Какая ягода, такое и варенье.
3.С одной ягоды сыт не будешь.
4.Красна ягода, да на вкус горька.
5.Ягоды не видел 42 года, а хоть бы и век, так нужды нет.
6.В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина.
(смысл – ягода не является основной пищей; не всякая ягода вкусна)
Использование данного приема позволяет успешно формировать познавательные логические УУД:
-осуществлять группировку изучаемых объектов по общему смыслу, признаку;
-осуществлять анализ, сравнение
На этапе рефлексии, также иногда использую словарные картинки и прошу детей определить, кем они себя ощущали на уроке. ( весёлым и радостным яблоком, засыпающей обезьянкой или самой умной собакой)
Используя современные педагогические приемы, дети неоднократно возвращаются к словарным словам, сложная работа над запоминанием словарных слов, превращается в увлекательную игру.
. Реши задачу.
В портфеле 2 тетради в линейку и 8 тетрадей
в клетку. Каких тетрадей в портфеле боль-ше и во сколько раз?
2. Реши задачу.
Купили 3 м голубого шёлка и 9 м розового
шёлка. Во сколько раз больше купили розо-вого шёлка, чем голубого?
73
3. Реши задачу.
В саду растут 3 куста белой и 6 кустов крас-ной смородины. Во сколько раз больше в саду
растёт кустов красной смородины, чем белой?
4. Реши задачу.
В одном кармане 5 орехов, а в другом карма-не 10 орехов. В каком кармане меньше оре-хов и во сколько раз?
5. Реши задачу.
На ёлке висело 12 лиловых и 4 розовых ша-рика. Во сколько раз больше висело на ёлке
лиловых шариков, чем розовых?
6. Реши задачу.
Купили 2 баночки лимонного желе и 16 ба-ночек клубничного желе. Во сколько раз
больше купили баночек клубничного желе,
чем лимонного?
7. Реши задачу.
В вазу положили 24 апельсина и 3 яблока.
Во сколько раз меньше положили в вазу яб-лок, чем апельсинов?
8. Реши задачу.
На полочке лежало 6 щёток для обуви
и 2 щётки для одежды. Во сколько раз боль-ше на полочке щёток для обув
В школьную столовую привезли 6 кг, лимонов, яблок на 24 кг больше чем лимонов,
а груш на 12 кг меньше чем яблок.
Сколько килограмм груш привезли в школьную столовую?
Для приготовления обеда повару понадобилось 24 кг картошки,
свеклы в 3 раза меньше,
а лука в 2 раза меньше чем свеклы.
Сколько килограмм лука потратил повар?
В парке выкорчевали 6 орешников, а вместо них посадили 18 орешников.
Во сколько раз больше посадили орешников, чем выкорчевали?
В магазин привезли 14 кг огурцов и 28 кг помидоров.
За день продали 24 кг овощей.
Сколько килограммов овощей осталось в магазине?
В школьную столовую привезли 24 кг яблок, а груш 3 раза меньше.
Сколько всего кг яблок и груш привезли в школьную столовую?
В книге 78 страниц. Ученик читал 8 дней по 6 страниц.
Сколько страниц осталось прочитать ученику?
В коробке 10 гелевых ручек, а шариковых
ручек в 2 раза больше. Сколько всего ручек в коробке?
Начерти прямоугольник со сторонами 3 см
и 5 см. Узнай площадь этой фигуры.
Начерти прямоугольник со сторонами 2 см
и 4 см. Узнай площадь этой фигуры.