Доклад педагога дополнительного образования, руководителя творческого объединения «Родник» Арифова М.И. на педагогическом Совете МБОУ «ЦДЮТ» Нижнегорского района Республики Крым на тему « Какое оно хорошее занятие? Повышение эффективности труда педагога
Доклад
педагога дополнительного образования, руководителя творческого объединения «Родник» Арифова М.И. на педагогическом Совете МБОУ «ЦДЮТ» Нижнегорского района Республики Крым на тему « Какое оно хорошее занятие? Повышение эффективности труда педагога юных журналистов в новом правовом пространстве»
17 февраля 2015 г. п. Нижнегорский
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня перед нами, педагогами дополнительного образования достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического труда в новом правовом пространстве. И я задался вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый руководитель творческого объединения, студии или группы хочет, чтобы ребята, пришедшие к нему, с интересом и желанием занимались, получали знания. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и нам, педагогам, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ребенка не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Настоящий педагог знает, что ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности труда педагога и учебного процесса.
В последнее время мною достаточно широко исследуется проблема мотивации. Мои наблюдения и многочисленные беседы с ребятами показывают, что многие учителя их школ далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.
Здесь я хочу процитировать применительно к школе древнюю мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у учащихся формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах занятия разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, в начале каждого своего занятия я провожу « Эрудит-стружку», на определенную тему. При этом я «убиваю сразу двух зайцев»:- определяю уровень знаний моих учащихся по этой теме и пополняю словарный запас детей. В конце занятия при закреплении и проверке знаний использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.
Учащиеся любого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа на занятиях быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”.
А это - занимательные задания, загадки, и ребусы, использование красочной наглядности, литературных персонажей и сказочных героев.
Постоянно во время своих занятий замечаю, что больший интерес учащиеся проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ребятам. И очень часто мы вместе решаем практические задачи, используя «мозговые штурмы»
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать учащихся к их обсуждению и решению.
Например: Тема – Продукты питания.
Проблема: В составе многих продуктов есть красители с индексом Е..
Следствие: Это приводит к болезням человека – отравления, язва желудка, рак.
Как решить: - Повышение требований к ГОСТ
Предупреждения «МИНЗДРАВ предупреждает…»
- Разъяснения врачей для потенциальных больных
Или же другие темы, такие как – интернет и виртуальные игры, телевидение и дети
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если учащийся реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения у юных журналистов мотивации является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету «журналистика» необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы:- Филологическая игра-конкурс « Старая сказка на новый лад»
Юнкоры сочиняют новый текст, используя старую сказку, применяя при этом журналистские приемы, то есть пишут ее в жанре заметки или интервью, портретного очерка или зарисовки. Игра настолько увлекает ребят, что можно прочитать настоящие шедевры. При этом она так же развивает творческое мышление и фантазию ребенка, необходимую журналисту написать хороший материал в газету и хорошее сочинение в школе.
Прием» Конкурс ораторского мастерства»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Прием «Редактор »
…Если бы вы были редактором газеты, как бы вы объяснили вашим читателям необходимость освещения той или иной темы?
…Если бы вы были редактором газеты, какой бы была ваша газета? И т.д.
Прием «Наборщик»
Пишу на доске определенное слово. И юнкоры в течение 3 минут используя буквы этого слова, должны образовать новые слова. Побеждает тот, кто за этот период времени написал больше новых слов. Таким образом, активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие. Так же этому способствуют задания:
∙ подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;
∙ придумать слова и словосочетания на тему;
∙ составить предложения с заданным словом;
∙ составить рассказ по вопросам, по картинкам;
∙ нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа,
∙ озаглавить части рассказа, картинки,
Включение в занятия подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.
Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать заметку или зарисовку, изменить в них лицо, от которого идёт повествование.
Коллеги! Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.
На каждом из этапов занятия необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:
▪ вопросы, адресованные юнкорам, в которых сталкиваются противоречия.
Я на своих занятиях часто использую эту практику. К примеру жаркие дискуссии вызвали среди ребят следующие темы: Два взгляда:- на прописку, смертную казнь, наркотики, жизнь с ВИЧ, свободу слова, свободное ношение оружия, насилие в семье, насилие в школе.
Не секрет, что проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и руководителя творческого объединения, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного занятия до нескольких лет), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один юнкор, так и заинтересованная группа ребят Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции руководителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учащихся. Я уже не раз рассказывал о том, как использую в своей педагогической деятельности метод проектов. Хочу лишь напомнить о том, что на сегодняшний день в творческом объединении успешно реализованы и плодотворно работают следующие проекты: монопроекты - авторский журнал «Меридиан» - автор Бекир Аблаев, авторская радиопрограмма «ДОМ» - автор Татьяна Шрамко.
Коллективные проекты - молодежная информационно - познавательная газета «Школьный ковчег», мини-редакцию возглавляют Бекир Аблаев и Владимир Рубельский, новостная радиогазета «Сейлер-ньюс», возглавляеют Иван Синюк и Мустафа Темиргазиев, информационно-познавательные и публицистические радиопрограммы « Новое поколение», «Формула юности», « Кролики ФМ», «Нью Дженерейшен», «Ровесники» которые также возглавляют юнкоры «Родника» Светлана Багмет и Александр Шатохин, Даниил Косиченко и Дмитрий Семенцов, Лемара Сеферова и Елена Пыник, Фериде Мензатова и Вероника Денисенко.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Вот поэтому кроме реализации проектов, я стараюсь принимать участие во всех детских и молодежных конкурсных программ, касающихся СМИ. И думаю, что вполне успешно. Продукция воспитанников «Родника» востребована, конкурентоспособна, а сами ребята известны далеко за пределами Крыма.
Уважаемые коллеги, а закончить свое выступление хочу небольшой поучительной и мудрой притчей.
Эта история произошла очень давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу – ка, я у него: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку и отправился к мудрецу. И он спросил у того. Какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: "Все в твоих руках". Все в наших руках, и каким вырастет новое поколение- грамотным или невежественным, созидательным или разрушающим, добрым или жестоким тоже в наших руках.
Спасибо за внимание.