Методическое сообщение: Подготовка вокалистов эстрадного ансамбля к концертному выступлению.


Преподаватель эстрадного вокала МАОУК ДО МО г. Нягань "Детская школа искусств"
Афанасенкова Любовь Александровна
"Подготовка вокалистов эстрадного ансамбля к концертному выступлению".
Эстрадное пение сегодня – наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Концертное исполнение является важнейшим, ответственным завершающим этапом подготовки артиста, когда на суд публики выносится результат его многочасового напряженного труда.
Во время выступления реализуется творческий потенциал исполнителя. Выступление дарит артисту особое состояние-вдохновение. Оно мобилизует, концентрирует внутренние силы, всю энергию и волю исполнителя, открывая наиболее глубокие пути воздействия на восприятие слушателей.
В то же время, исполнитель испытывает сильнейшее волнение, во многом связанное со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач. Ему нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность - утвердить себя как артиста. Великие музыканты и педагоги считали одним из важнейших критериев артистизма – умение владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания в нужное русло.
Процесс разучивания вокальных произведений требует постоянной тренировки и умения вслушиваться в мелодию, правильно воспроизводить ее и запоминать. На примере своих учащихся, могу заметить, что большое значение имеет также то, выступает исполнитель как солист, или в ансамбле. Распределение ответственности между несколькими «ансамблистами» снижает остроту переживаний.
Известно, что у волнения, есть причины. Мне бы хотелось привести основные из них:
«Нечистая совесть»- боязнь не столько слушателя, сколько недоученного произведения. На мой взгляд, любая мелочь способна повлиять на степень волнения исполнителя. По мнению Н.А.Римского-Корсакова, волнение обратно пропорционально степени подготовленности программы выступления. Для преодоления этой причины, и педагог, и сам ученик должны быть уверены в том, что программа полностью готова. Следующей причиной можно назвать «Боязнь забыть» Память. Как говорил С.Савшинский,- «не совсем ясно, толи боязнь забыть порождает волнение, толи волнение разрушительно действует на память».
Память нужно постоянно развивать и укреплять. Так же нужно опасаться «механической памяти». Для музыкантов, например, отличный способ избежать этого- научиться петь или играть с разных мест, исполнять фрагментами, заниматься без нот и текста. И если исполнитель сможет ,закрыв глаза,
представить нотный текст или текст песни то это может помочь в борьбе с волнением перед выступлением. Особую роль так же играет регулярность выступлений. Обязательно нужно увеличить их число.
Перед выходом на сцену следует сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Сердцебиение приходит в норму, и мы чувствуем себя гораздо спокойнее.
Не все дети, к сожалению, могут индивидуально выступать на сцене. А в творческом коллективе они чувствуют себя уверенно. Именно в творческом коллективе дети имеют возможность выходить на сцену, выступать на концертах, на конкурсах различного уровня. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий коллектив. Во многих странах Европы идет популяризация детского эстрадного пения в музыкальных телевизионных проектах "Голос", "Новая волна", "Славянский базар".
Вокальный эстрадный коллектив, который я представляю, состоит из учащихся подросткового возраста 9-12 лет. Необходимо отметить, что это сложный возраст и руководителю не просто овладеть вниманием и интересом детей. Большого труда стоит и подбор репертуара, который бы нравился детям и, в то же время решал ряд целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель- вокалист:
Цель моей работы – формирование у учащихся навыков к публичному выступлению. Чтобы достичь этой цели, преподаватель ставит перед собой ряд задач:
овладение и понимание материала произведений;
создание художественного образа, отражающее содержание произведения; цельное исполнение разнохарактерных произведений
развитие интереса к эстрадной и джазовой музыке, музыкальному творчеству;
формирование умений и навыков вокального исполнительства;
приобретение обучающимися опыта ансамблевого пения и публичных выступлений.
В ансамбле учащиеся уже имеют первоначальные навыки работы с партитурой, которая на первых порах представляет нечто абстрактное. Преподаватель учит учащихся работе с партитурой, отмечая наиболее важные моменты, на которые следует обратить внимание. Готовясь к концертному выступлению, преподаватель подбирает такой репертуар, который будет наилучшим образом презентовать данный вокальный ансамбль.
Доступность и понимание произведений – это расширение кругозора, накопление музыкально-творческой деятельности обучающихся:
по содержанию;
по голосовым возможностям;
по техническим навыкам; Осмысление музыкальной формы:
художественный образ произведения;
выявление идейно-эмоционального смысла.
Разнообразие данного репертуара:
по стилю
по содержанию;
темпу, нюансировке;
по сложности.
Опираясь на поставленные нами задачи в работе с вокальным коллективом, преподаватель работает над:
развитием певческого дыхания и звукообразования;
расширением диапазона голоса;
формированием навыков пения legato;
развитием навыков певческой дикции;
формированием навыков музыкального интонирования;
достижением унисонного, гармонического ансамбля и строя. Выбор программы дает возможность детскому коллективу участвовать в
концертной деятельности школы, города и района, выступать перед аудиторией городских поселений, организациях города.
С целью подготовки к концертам проходит много репетиций, проводятся родительские собрания с концертом вокального ансамбля. На репетициях ведется видеосъемка, с дальнейшим ее просмотром и анализом выступления. Порой делаешь замечания детям, а они не исправляют их. А когда просмотрят видео со своим выступлением, прослушают, как поют то, или иное произведение, сами говорят ошибки и затем их исправляют.
Заключение
Подготовка к концерту – этап длительный, разносторонний и кропотливый, занимающий много сил, времени и репетиционной деятельности. Так же для успешного выступления важно в день концерта придерживаться определенных рекомендаций:
Накануне вечером чуть раньше лечь спать, хорошо выспаться и лучше заняться своими делами, погулять, отдохнуть. Заниматься в этот день много не стоит. И не обязательно исполнять произведение целиком, лучше оставить целостное исполнение до выступления.
Итогом этой огромной работы является успешное выступление детей на конкурсах, в концертах. Благодаря выступлениям на разных сценических площадках вокальный коллектив сплачивается, растет и развивается в творческом плане. Появляется заинтересованность детей к коллективному исполнительству, совершенствуются певческие навыки и понимание разных жанров музыки.
8.05. 2016 г
.
4