Проектная работа на тему: Художественная гимнастика – воплощение эстетики, грации и красоты. 
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра  (Тюменская область)
город Радужный
                                           Проектная работа на  школьную  научно-практическую конференцию
 «Первые шаги в науку»
Художественная гимнастика - воплощение эстетики, грации и красоты
      Автор:                                       Кучерова Виктория Васильевна
2в класс 
      Муниципальное бюджетное общеобразовательное  
                                                                    учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8
      Руководитель:        Солонинка Лилия Богдановна, учитель начальных  
                        классов I квалификационной категории
        Муниципальное бюджетное общеобразовательное               
                                                                   учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8
 
г. Радужный
2014 год
  Оглавление.
 Введение.
Основная часть.
 Почему я выбрала  художественную гимнастику.
 Практическая часть.
От зарождения до олимпийских игр.
Условия для занятия гимнастикой в моем городе.
Сведения из архива ДЮСШ  "Факел".
4. Отношение сверстников к занятиям спортом. Анкетирование.
  5. Положительные и отрицательные моменты занятия гимнастикой.
    5.1. Гимнастика – занятие для молодых.
    5.2. Эстетическое совершенство "художниц".
    5.3.  Влияние художественной гимнастики на здоровье.
    Заключительная часть.
    Список литературы.
    Приложение.
Введение.
Гимнастика… Какое совершенство…
Владенье телом, трепетность души,
И красота струящегося жеста,
И элементов трудных виражи!
До вздоха все отточены движенья.
Сама - мила, прозрачна и легка;
Но сколько в ней, упорства и стремленья,
И живости, и сил, и огонька!
 Народная мудрость гласит: "В здоровом теле – здоровый дух". В нашей стране очень активно развивается спорт, как профессиональный, так и любительский. Для организации активного отдыха и здорового образа жизни предлагаются различные способы и средства. Я занимаю активную позицию в этом вопросе. Наблюдая за тем, как мои одноклассники тяжело  просыпаются утром, нередко опаздывая на первый урок, трудно включаются в работу, зевают, ленятся, считаю необходимым вовлекать как можно больше детей в различные виды спорта. Свой творческий проект по физической культуре я решила посвятить самому изящному и зрелищному виду спорта – художественной гимнастике. От своих наставников я наслышана о красоте и совершенстве этого вида спорта и о том, что художественная гимнастика способствует развитию гибкости, ловкости, координации движений, чувства ритма. Но мне хотелось бы немного глубже проникнуть в историю зарождения этого вида спорта, собрать информацию об особенностях снаряжения гимнасток, исследовать влияние гимнастики на обучающегося, доказать, что физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни.                                               
Актуальность данной темы продиктована нашей  действительностью. Здоровый образ жизни – это гарант успешности, хорошего настроения, а главное – долголетия! 
Цель исследования: Изучить художественную гимнастику как вид спорта,  собрать информацию об истории художественной гимнастики,  сведения из архива ДЮСШ  "Факел", об особенностях снаряжения гимнасток, исследовать отношение к спорту и влияние гимнастики на обучающегося, доказать, что физическое самовоспитание и самосовершенствование – условия здорового образа жизни. Задачи:
формировать потребность к здоровому образу жизни;
формировать представление о самой себе;
развивать мотивацию к занятиям гимнастикой;
развивать волевые качества.
Объект: художественная гимнастика.
Продукт проекта: показательное выступление.
Предмет исследования: представление учащихся о художественной гимнастике,  их отношении к ней.
Методы и приёмы:
изучение интернет-ресурсов, специальной литературы, архива ДЮСШ «Факел»;
анкетирование и обработка результатов;
моделирование ситуации своего будущего;
подготовка программы для видеопрезентации и выступления;
План работы:
I этап — подготовительный (сентябрь-октябрь 2013 года)
II этап — основной (ноябрь-декабрь 2013 года)
III этап — заключительный  (январь 2014 года) 
Задачи по реализации проекта: 
I этап: 
познакомиться с литературой по данной теме;
провести анкетирование с целью выявления отношения к занятиям спортом;
отбор проблем по данной теме. 
II этап: 
изучить архивные материалы ДЮСШ «Факел»;
выяснить «плюсы» и «минусы» занятия гимнастикой;
смоделировать ситуацию своего будущего;
провести беседу для учащихся начальной школы по теме «В здоровом теле – здоровый дух». 
III этап: 
собрать фото и видеоматериал для   создания презентации;
 подготовить  показательное   выступление.
Перспектива. Интересно изучить вопрос о школах олимпийского резерва в России. 
Основная часть.
    1. Почему я выбрала  художественную гимнастику. 
Художественная гимнастика считается одним из самых красивых видов спорта. Но, как и для любого спортсмена, для гимнасток – это упорный и самоотверженный труд. Вот уже 4-ый год я ежедневно  по несколько часов провожу в АУДОД ДЮСШ «Факел».  Не скрою, часто после таких тренировок   болит спина, ноют мышцы, пальцы рук не чувствуют предмета, а дома ещё ждут школьные домашние задания. Поначалу, устав от постоянного контроля со стороны родителей и педагогов, требований тренера, пыталась бросить. Очень хотелось наесться вдоволь пирожных, полежать перед телевизором,  поиграть в компьютере или погулять с подружками. Но, благодаря настойчивости мамы, вскоре привыкла, заметила положительные изменения в осанке, поняла, что во многом достигла большего, чем сверстники, почувствовала вкус побед. В прошлом году мне был присвоен I юношеский разряд. Захотелось достигать большего, становиться совершенней. 
Практическая часть.
2. От зарождения до олимпийских игр.
 Меня заинтересовало значение слова «гимнастика». Из Википедии я узнала, что слово,  «гимнос» - греческого происхождения в переводе – «обнажённый».  В Древней Греции каждый юноша для совершенствования своего тела обязательно занимался физическими упражнениями, причем в обнажённом виде. 
Художественная гимнастика – исключительно женский вид спорта, но, несмотря на это, у него много поклонников. Он сочетает в себе такие виды искусства, как танец и музыка. 
Листая страницы интернета, узнала, что основателями современной художественной  гимнастики стали 4 «Д». Это: Франсуа Дельсарт - французский теоретик сценического жеста, автор выражения «поэзия тела». Благодаря ему возникла Эстетическая гимнастика. 
Автор ритмической гимнастики –  Эмиль Жак Далькроз, преподаватель музыки и пения из Женевы, использовал её при подготовке к игре на музыкальном инструменте. 
                 Французский физиолог Жорж Демени, создал танцевальную гимнастику, способствующую улучшению осанки, обретению гибкости и ловкости, плавности и грациозности  походки. 
Танцовщица Айседора  Дункан, её танцы -  построены на движениях свободной пластики, где смешаны спорт и искусство, напоминают современную художественную гимнастику.          
 Именно слияние этих 4-х направлений способствовало возникновению этого прекрасного вида спорта.   В России он появился в конце XIX, начале  XX века, как способ выражения движения, и стал олимпийским. 
 Первый чемпионат по художественной гимнастике был организован в Советском Союзе в апреле 1941 года в Ленинграде. К сожалению, в 40-е годы развитие советского спорта остановилось  из-за Великой Отечественной войны. И только с 1949 г. ежегодно начинают проводиться чемпионаты СССР, а с 1965 – соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастике.  1954 год славится первыми мастерами спорта. С показательными выступлениями гимнастки выезжают в Германию, Бельгию, Францию, Чехословакию, Югославию. После чего, в 1963 году, художественная гимнастика признана Международной федерацией гимнастики видом спорта, а  с 1984 года – олимпийским видом спорта.                                                                                                                       
Выводы:  таким образом, Россия по праву считается   родиной художественной гимнастики.  В истории её развития   можно выделить следующие этапы: 
с 1917 по 1945 гг. – зарождение как средство физического развития девушек;         
с 1948 по 1954 гг. – становление художественной гимнастики, как вида спорта;  
с 1955 по 1983 гг. – совершенствование научно-методической основы советской школы художественной гимнастики и выход её на международную арену;
с 1984 по 1992 гг. – выход на олимпийскую арену; 
с 1992 г. – развитие гимнастики в условиях независимых государств.
3. Условия для занятия гимнастикой в моем городе.
Юным радужнянкам повезло. В нашем небольшом городе уже более 18 лет существует секция по художественной гимнастике, а в 2005 году была построена  детско-юношеская спортивная школа "Факел". 
Мой наставник – мастер спорта по художественной гимнастике,  Граф Татьяна  Алексеевна, тренер высшей категории, трудится в спортивной школе больше 15 лет, и подготовила за эти годы 3 кандидатов в мастера спорта и 15 обладательниц 1-го взрослого и 1-го юношеского разрядов по художественной гимнастике. Татьяна  Алексеевна имеет и хореографическое образование, поэтому все композиции её воспитанниц отличает особая гармоничность, согласованность и пластичность движений. 
3.1.Сведения из архива ДЮСШ  "Факел". 
На отделении художественной гимнастики спортивной школы "Факел" занимается 85 воспитанниц. Гордость  школы,  её выпускницы – кандидаты в мастера спорта – Крутий Алина, Шарапова Юля, Баженко Катя (уч-ся МБОУ СОШ №8), обладательницы 1-го взрослого разряда – Рекорян Татьяна,  Головчиц Юлия, Ямалеева Алсу, Клочкова Виктория, Тищенко Виктория (уч-ся МБОУ СОШ №8). (Приложение)
Приятно отметить, что Крутий Алина Валерьевна, окончив Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, в г. Омск, в настоящее время занимается тренерской деятельностью в данной спортшколе. (Приложение). 
 Каждый год набирают малышей в ДЮСШ  "Факел", следовательно, из года в год  юные радужнянки имеют возможность приобщиться к красоте. 
4. Отношение сверстников к занятиям спортом. Результаты анкетирования. 
С целью приобщения к занятию спортом и выявления отношения к урокам физкультуры, среди  моих одноклассников была проведена беседа на тему: «В здоровом теле – здоровый дух!», а также анкетирование. (Приложение) 
На вопрос – "Любите ли вы уроки физкультуры" – положительно ответили все 24 учащихся. Правда, в спортивных секциях задействованы лишь 66 % учащихся. 
На вопрос – "Почему вы выбираете спорт?"  
 - "Чтобы  быть здоровым" – ответили 64% учащихся,  
 - "Быть сильным" – 64%      и  "Быть красивым" – 32% учащихся.
Из всех видов спорта   предпочитают:
Плавание 24 %, Гимнастика 20%, Футбол 16%, Баскетбол 16%,  Каратэ 12%,  Хоккей 12%.
Вывод: В моем классе 100% выбирают спорт!
5. Положительные и отрицательные моменты занятия гимнастикой.                                                                              5.1. Гимнастика занятие для молодых.
Как и в любом спорте, в художественной гимнастике  есть свои «плюсы» и «минусы». Главные качества гимнаста не только сила воли, выносливость, но и пластика. Поэтому, начинать занятия  гимнастикой желательно с 4-5 лет, так, как организм ребёнка более восприимчив  к развитию гибкости, координации и быстроты движений. И, как правило, уже к 16-ти годам многие спортсмены   расстаются с гимнастикой и  переходят  в спортивный балет, фитнес или аэробику. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-25 лет. 
5.2. Эстетическое совершенство "художниц".
Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Многочасовые тренировки  развивают гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинируют спортсменку, совершенствуют её тело, учат владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляют чувство уверенности в себе, что очень важно в современном мире.                                    Музыкальное сопровождение развивает слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца не только расширяют общий кругозор девушек, знакомят с народным творчеством, но и  пробуждают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, чувства ритма, танцевальности и раскрепощенности, эмоциональности и совершенствованию двигательных качеств.  По сравнению со спортивной гимнастикой, художественная — более доступный и безопасный вид спорта, но к внешнему виду спортсменок предъявляются очень высокие требования.
Исполняя гимнастический танец, «художница» обязана выглядеть  эффектно.  Волосы укладывают в тугой пучок, закрепляют шпильками и фиксируют лаком, чтобы причёска не распалась во время выступления. Важный атрибут каждой гимнастки - красивый, яркий купальник, расшитый стразами для большей яркости и привлекательности. На стопах только полутапочки.
5.3.  Влияние художественной гимнастики на здоровье.
По мнению врачей, занятия художественной гимнастикой положительно влияют на здоровье. Ведь частота пульса у гимнасток в 2 раза превышает частоту пульса сидящего человека. Следовательно, сердечно-сосудистая и дыхательная системы   активно работают и развиваются, укрепляется иммунитет.
Однако, как и в любом виде спорта, возможны травмы. Чаще всего травмируются нижние конечности, а именно коленный и голеностопный суставы. Это связано с большим количеством сложных прыжков. 
Синяки и ссадины – постоянные «гости» на моем теле. 
И все же, я говорю художественной гимнастике – ДА, я выбираю этот спорт,  а вместе с ним – гармонию и красоту!
Заключение.
При работе над проектом мы с родителями попытались смоделировать ситуацию  моего будущего:  с гимнастикой и  без гимнастики (Приложение)
У гимнасток всегда прекрасная гордая осанка, красивая фигура, пластичные, красивые движения. А ведь это очень важно и для девочек, и для женщин, в которых они вырастут. Девочка, занимавшаяся художественной гимнастикой, в будущем   сможет легко перейти к занятием танцами, аэробикой, к тренерской деятельности. А еще в художественной гимнастике дети обретают неповторимое умение преподнести себя, как, наверное, во всех зрелищных видах спорта. Улыбка, разворот плеч, наклон головы, каждый жест - все здесь выверено, красиво, уверенно. И, даже если девочка не пойдет по пути соревнований и славы, эти умения и навыки останутся с ней на всю жизнь, а это, согласитесь, тоже немало.
Литература:
Кулагина Е. "Физическая культура для детей от 2до 9 лет". – Москва: Астрель: АСТ.2010г.
Литература под редакцией Студеникина Н.Я. "Справочник педиатра". Издательтство "Медицина". Москва, 1996г. -624с.
Спок Б. "Ребёнок и уход за ним", перевод с английского Дубровского А.В.-Минск: "Попурри"-2008г.-669с.
Фурни Д., Фрадетт Б., Гунель Ж. "Спорт. большая иллюстрированная энциклопедия".- Москва: Астрель: АСТ.2003г.-371с.
Архив ДСЮШ г.Радужный 
интернет- сайты
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EB%FC%F1%E0%F0%F2,_%D4%F0%E0%ED%F1%F3%E09.   http://ru.wikipedia.org/wiki/Эстетическая_гимнастикаПриложение 1.
Анкетирование.
Любите ли вы уроки физкультуры? 
                      Да               Нет
Занимаетесь ли вы в спортивной секции?
                      Да               Нет
Почему вы выбираете спорт?
а) чтобы быть здоровым      
б) чтобы быть сильным    
            в) чтобы быть красивым
4. Какой вид спорта предпочитаете? 
Приложение 2 
  
Любите ли вы уроки физкультуры?
Занимаетесь ли вы в спортивных секциях?