Использование эффективных технологий, методов и форм работы для формирования личностного развития ребенка в преподавании модуля «Основы светской этики»



В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций. Усиливается дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семьи. Нестабильность, высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие. Влияние школы на формирование личности детей в последние годы тоже очень ослабло. У нее появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию и введению новых стандартов, способствующих личностному развитию школьников. Я считаю, что модуль «Основы светской этики» способствует, пусть не полному, но частичному решению проблемы. Каковы же цели и задачи? Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичное представление о морали и обеспечить личностный рост ученика. Курс выступает в качестве связующего звена всего учебного процесса, призван обеспечить общественную значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Ученикам следует научиться адекватно, оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
Выйдя из декретного отпуска, я узнала, что меня ожидает «сюрприз» в виде преподавания неопробированного модуля «Основы светской этики». Как любой нормальный человек я испытала тревогу «смогу ли…», «получится ли…». Мои страхи и переживания были напрасными. Ребята очень положительно восприняли этот курс и с увлечением и интересом работали как на уроке, так и дома, и во внеурочной деятельности. Чтобы сделать свой урок интересным, я использую различные технологии, методы и формы организации учебного процесса, которые способствуют интенсификации (усиление) процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными. Применение в практике преподавания новых средств, идей, способов и приемов обучения позволяет мне заинтересовать моих учеников, включить их в процесс сотворчества. Итак, побробнее остановлюсь на технологиях, элементы которых я применяю в своей деятельности.
Технологии критического мышления (авторы американские педагоги: Чарльз Темпл и Джинни Стил) Структура урока, на котором используются эти технологии, состоит из трех этапов: вызов, осмысление, рефлексия.
Кластер (схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков);
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов ( «Тонкие» – это простые односложные вопросы, требующие простого ответа. «Толстые» - выводят учеников на более высокий уровень мышления, а именно анализ, сравнение, оценку);Мозговой штурм (автором является морской американский офицер Алекс Осборн. Класс делится на генераторов и аналитиков. Метод обучения, направленный на развитие креативных способностей – поиску и порождению новых идей, а также анализу и синтезу.); Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»;
Синквейн (в переводе с французского языка означает стихотворение из 5 строк, написанное по определенным правилам. Посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем» идеи, темы);Личностно – ориентированные технологии (использование проблемных творческих заданий)
Кейс – технологии (авторами является школа бизнеса Гарвардского университета США. Это технология обучения, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.)Информационно - коммуникационные технологии (использование презентаций, составленных как мной, так и детьми).
К наиболее предпочтительным методам учебной работы на занятиях я отношу:
Метод моральных дилемм и дискуссий (Создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопросов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельно выбор в реальных жизненных ситуациях. видео)
Эвристический (Используется для решения творческих задач в процессе открытия нового. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать и сделать вывод. Например: Выберите ключевые слова - синонимы из афоризмов и дайте определение понятию слову «дружба».)Исследовательский (Это организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы, обобщения. В прошлом учебном году мы приняли активное участие в научно-практической конференции с двумя проектами, один из проектов стал призером.)Метод проектирования (Вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате, которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества.)
Для успешной реализации технологий и методов использую следующие формы работы.
Взаимные вопросы и задания в группах. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера.
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к  игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации.
Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя, таким образом, его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.
Одной из важных форм учебной работы на уроке является работа с текстом учебника, поскольку он является одним из основных источников знаний при изучении модуля. Я использую следующие формы работы с текстом:
Комментированное чтение (оно актуально, если осваивается сложный материал);
Смысловое чтение;
Чтение текста или фрагментов с последующим обсуждением;
Передача текста в преобразованном виде (составление планов, опорных схем)
Чтение с остановками;
Инсерт (чтение текста с пометками на полях)
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Формирую у учащихся вдумчивое отношение к вопросам и заданиям текста. Часто использую работу со словарем. Эта работа способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но совершенствует навыки устной и письменной речи. Интересной и привлекательной формой занятий являются театрализованные сюжеты. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента при объяснении нового материала или домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. При невозможности организации экскурсии она может быть проведена в заочной или виртуальной форме. Для этого использую подготовленные учителем или учащимися презентации и видеофильмы.
Много лет назад я позаимствовала в журнале начальная школа закладку для записи домашнего задания по чтению, со временем ее усовершенствовала и пользовалась ею на уроках светской этики. Это одна из самых любимых форм работы.
В процессе обучения детей поощряю словом, поддерживаю попытки высказаться, осуществляю связь изучаемого материала с жизненным опытом детей, пытаюсь организовать диалоговое пространство занятий. На этом уроке ребята не бояться спорить, доказывать свою точку зрения и никто не боится ошибиться: ни я, ни мои дети. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До много ребенок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать ему думать.
Темы, поднятые в модуле «Основы светской этики», проходят и через другие предметы. Так, например, на уроке окружающего мира изучали символику Российской Федерации, на ИЗО было предложено нарисовать герб своей семьи, а на уроке музыки разучили Гимн нашей Родины. Конечно, темы, поднятые на уроках нового курса, очень эффективно подкрепляются на уроках литературного и внеклассного чтения. Ребята дают характеристику героям произведения, высказывают свое отношение к их поступкам, анализируют, сравнивают, делают выводы.
Получается, что мы об одном и том же говорим не раз и не два, а на всех предметах и маленькие зернышки нравственности, посеянные во время общения, формируют и развивают ребенка как личность, обладающими теми полезными качествами, которые ей (личности) необходимы для жизни в обществе.
Результаты бывают долгосрочными и краткосрочными. О каких результатах я уже могу сказать сейчас?
В конце учебного года я провела опрос учащихся и предложила им ответить на вопрос: «Чему вы учитесь на уроках светской этики?»
Подавляющее большинство учеников в своих ответах говорят о приобретении навыков нравственного поведения:
учусь добру;
учусь быть культурным;
учусь дружить;
учусь быть милосердным;
учусь уважать родителей и старших;
учусь терпению;
учусь стараться не совершать плохих поступков.
Большинство родителей учащихся оценили введение курса положительно, отметили повышение нравственности своих детей. Хочу привести примеры их высказываний родителей:
ребенок стал рассуждать об альтруизме;
моя дочь объяснила мне смысл волонтерского движения;
«Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью» – сказала дочь, придя из школы;
Самый главный порок – это зависть.
Организуя на своих уроках продуктивное сотрудничество, я отметила следующую результативность технологий, методов и форм обучения:
возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
ученики получают больше удовольствия от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
меняется характер взаимоотношений учеников;
усиливается сплоченность класса;
ученики получают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, гуманизм, толерантность.
Мои ученики являются активными участниками акций «Рубиновое сердце», «Спеши делать добро», «Подарок ветерану», «Помоги пойти учиться», «Письмо солдату», «Мы против терроризма», оказывали помощь сгоревшей школе в Усть–Аваме. Радует то, что дети сами становятся организаторами, приобщая к благотворительности родителей, старших братьев и сестер. Я верю, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Как и у каждого учителя у меня есть грамоты, благодарности, но для меня значимыми наградами стали награды моих учеников, значит я учу, живу, дышу в нужном направлении. Спасибо за внимание!