Статья Виртуальная экскурсия как одна из форм работы музея

Виртуальная экскурсия как одна из форм работы музея
У Г.Х. Андерсена есть замечательная сказка «Соловей». Это сказка-предостережение: люди, оторванные от истории своего народа, его культуры, не способны адекватно воспринимать явления жизни, их духовная бедность несомненна, их стойкость перед трудностями жизни мала. Музеи – хранители духовных ценностей, поэтому так важно каждому человеку периодически посещать их, делая для себя открытия.
Музей истории развития образования в Куйбышевском районе – структурное подразделение Куйбышевского Дома детского творчества. Необходимость его создания назрела сама собой. Педагогами и обучающимися краеведческого отдела был накоплен материал о жизни школ района, о тех, кто из стен школы уходил защищать Родину в годы Великой Отечественной войны, о том, какими делами прославились ученики школ и т.д. Нужно было привести собранный материал в систему. Так были оформлены альбомы: «Учитель – воин», «Учительские династии», «Образование в Каинске», «Выпускники школ - участники локальных войн», «Визитная карточка образовательного учреждения». Музей был открыт в день 55-летия Дома детского творчества.
Работа музея направлена на сохранение духовных, исторических, культурных ценностей и традиций Куйбышевского района, сохранение и популяризацию истории развития образования и как следствие этого – формирование общей культуры личности обучающихся; воспитание гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории и культуры.
В процессе поисково-исследовательской деятельности бала налажена связь со школами города и района, МУК «Музейный комплекс», ветеранами образования Куйбышевского района. Неоценимую помощь в сборе информации и документов оказали работники Куйбышевской архивной службы, ветераны педагогического труда: Басевич Александр Эдуардович, Александрова Нина Михайловна, Ботанцева Римма Фадеевна, Левашова Надежда Васильевна, Тельменева Светлана Ивановна, Усикова Галина Сергеевна, руководители школьных музеев и музейных уголков ДОУ. Собранные материалы обработаны, оформлены в экспозицию «Образование в Куйбышевском районе», разделы которой представлены на слайдах:
Становление и развитие образования в Куйбышевском районе.
(История возникновения и развития школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, органов управления образованием)
Заслуженные учителя Российской Федерации.
Учитель-воин.
Учителями славится Россия. (Правительственные награды педагогов Куйбышевского района.
Сведения о педагогах, внесших вклад в развитие образования. Учительские династии. Материалы конкурсов педагогического мастерства и краеведческих чтений, Материалы о деятельности первичной ветеранской организации «Образование»)
История детского движения.
Дополнительное образование
«Неизвестное об известном». История школьной формы, школьных принадлежностей.
Среди экспонатов есть и раритеты: награды и удостоверения учителей, школьная парта, ученические формы, пионерская атрибутика, чернильница-непроливашка, фотографии, воспоминания ветеранов педагогического труда и др.
Организация поисковой, исследовательской деятельности в условиях музейной среды, непосредственный контакт с историческими материалами, культурным наследием предшествующих поколений обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом.
Однако сегодня на экскурсии в музей приходят дети, значительно отличающиеся от своих сверстников, которые посещали музей 10-15 лет назад. Современных детей с рождения окружают интеллектуальные игрушки, компьютерные игры и свободный доступ в Интернет, где без труда можно почерпнуть информацию о любом предмете, который раньше можно было увидеть только в музее. Исходя из этого, музей должен предложить такой продукт, который сможет составить достойную конкуренцию индустрии развлечений. Чтобы быть востребованным сегодняшним поколением детей и подростков, музей должен стать мобильным, находиться в постоянном поиске не только новых экспонатов, но главное, новых форм и методов общения посетителя с музейными ценностями, которые позволят заинтересовать современную детскую аудиторию. Одной из таких форм является виртуальный музей. Виртуальный музей представляет собой отражение экспозиции реального музея в сетевом пространстве Интернет (фотографии, рисунки, схемы, документы). Конечно же, он не ставит целью заменить реально существующий, т.к призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий. Основная идея заключается в том, что создание виртуального музея повысит эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, путём включения обучающихся в социально значимые виды деятельности на основе эффективного использования информационных технологий. Кроме того, виртуальные экскурсии очень удобны, когда посещение территориально отдаленных музеев невозможно для всех учащихся, а благодаря такой экскурсии они «побывают» в гостях не только в соседней, но и в самой отдаленной школе. Виртуальная версия музея предоставляет более широкие возможности для раскрытия содержания и демонстрации материалов музея.
Уже сейчас собранный материал позволяет создать тематические виртуальные экскурсии по страницам архива и музеям образовательных учреждений Куйбышевского района.
В зависимости от вида источника выбираем разные способы его представления в электронном варианте: для письменных источников - их электронный текст или оцифрованная (электронная) копия документа в виде его изображения; фотодокументы и другие изобразительные и вещественные источники - в виде их оцифрованных изображений. Важно, что данные материалы становятся доступными не только для просмотра более широким кругом посетителей, но могут использоваться для работы. Кроме того, создание виртуального музея имеет практическую значимость: формирование электронного каталога, который позволит сохранить оригиналы музейных документов, подверженные быстрому физическому износу, сократив количество обращений к ним, ускорить поиск информации при создании экспозиций и выставок, оптимизирует научную работу, объединит всю информацию из различных музейных документов о единице хранения в единую базу данных, поможет комплектованию фондов музея и их эффективному использованию в воспитательно-образовательном процессе. Слайд 17
Таким образом, виртуальная версия музея позволяет систематизировать и более организованно хранить и использовать различные материалы, сделать работу музея более яркой и глубокой, а значит более качественно выполнять основную функцию - воспитывать духовно богатую личность средствами музейной педагогики.