Статья Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения в коррекционной школе
Интегрированный урок
как одна из эффективных форм обучения в коррекционной школе
Подготовила учитель МКОУ
« Долгобудская СОШ»
Алтухова Е. А.
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Включение детей с тяжелой умственной отсталостью в процесс обучения выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. Для меня, как педагога, работающего с детьми, которым рекомендовано надомное обучение, особо актуальной становится проблема поиска эффективных форм обучения. Дети с тяжелой умственной отсталостью характеризуются стойким нарушением всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимся в сфере познавательных процессов. Школьники трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, они быстро утомляются. И, как следствие, у таких детей наблюдается отсутствие или очень низкий интерес к учебе, к окружающей действительности. Чтобы повысить интерес детей к учебе и общественной жизни я стала использовать форму интегрированного обучения.
В настоящее время проблема интеграции предметов в обучении детей с нарушениями интеллекта изучена недостаточно. Интегрировать (лат. integrare восстанавливать, восполнять) - производить интеграцию, объединять части в одно целое.
Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. И поэтому на одном уроке не могут быть представлены в равной степени сразу два или три предмета. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и по-новому раскрыть себя. В противном случае польза от интегрирования сомнительная, а вред (хотя бы в виде перегрузки) явный. Отличие интегрированного урока от обычного прежде всего состоит в специфике учебного материала, на нем рассматриваемого или изучаемого. Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей. Чаще всего предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
Интегрированные уроки в начальной коррекционной школе VIII вида призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
При планировании интегрированных уроков я учитываю, что интегрирование делится на вертикальное и горизонтальное. Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения, а вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.
Интегрированные уроки в коррекционной начальной школе может проводить как один учитель, так как специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам, так и несколько учителей, при условии, если они работают в данном классе или с данными обучающимися. Интегрированными уроками могут быть не только уроки объяснения, но и обобщения и закрепления знаний.
Все школьные дисциплины в начальной коррекционной школе обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков зависят от многих условий. Поэтому я стараюсь тщательно отбирать материал по содержанию, четко формулировать вопросы, придумывать задания и проблемы, «синтезирующие» материал нескольких предметов.
Преподносить знания стараюсь так, чтобы была реакция удивления — «Вот еще где это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать» и т. д.
Подготовку интегрированного урока я начинаю с четкого определения для себя цели проведения данного урока. На мой взгляд, общепредметной целью интеграции является формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир, место человека в нем, определенного стиля мышления, позволяющего видеть объекты, явления, процессы в их взаимосвязи и системе, умения видеть природу во всем ее многообразии. В то же время каждый урок имеет свою конкретную цель, заданную с позиции интегрирования.
При построении интегрированных уроков я опираюсь на имеющиеся учебные предметы и тот материал, который предлагается обучающимся и учителю в ныне действующей программе под редакцией И.М. Бгажноковой. Анализ программ по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможность использования процесса интеграции. Существует множество «перекрестных» тем при изучении каждого из предметов. Однако эти темы во времени могут не совпадать, и полного согласования в содержании рассматриваемых вопросов не бывает. Чтобы устранить барьеры между предметами, их можно объединить вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть предмет с разных сторон, раскрыть его взаимосвязи.
Так, например, очень хороший эффект дает интегрирование уроков устной речи и математики, живого мира и занимательного труда. Уроки изобразительного искусства можно успешно интегрировать практически со всеми другими предметами.
Форма интегрированного обучения для меня интересна тем, что она способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.
В заключении хотелось бы отметить, что интеграция способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления учащихся. Она помогает детям с тяжелым нарушением интеллекта целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. За методикой интегрированного преподавания в коррекционной начальной школе большое будущее, так как благодаря ей в сознании умственно отсталых школьников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Интегрированный подход в обучении младших школьников с нарушениями интеллекта осознается мною как актуальная потребность современного образования. Именно интегрированное обучение является образованием будущего.