Инновационная деятельность Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе


Инновационнная деятельность по теме:
“Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей
в коррекционной школе”.

Костина Ольга Владимировна
учитель-дефектолог
ГБС(К)ОУ «Елабужская специальная
(коррекционная) школа VIII вида №7”.

В настоящее время не создана и неотработанна технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике, поэтому преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствования педагогического мастерства растет и развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», которые в концентрированном, упорядоченном виде могут перерастать в технологии.
Умственно отсталые дети трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, рассеянное внимание, быстро утомляемые, неусидчивые, слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и общественной жизни, я решила изучить и использовать на уроках адаптированную мною форму интегрированного обучения в коррекционной школе, что способствовало снятию перенапряжения, перегрузки утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.
Практической значимостью моей работы явилось создание серии интегрированных уроков в коррекционной школе, как эффективной формы обучения, развития и воспитания.
Каждый учитель коррекционной школы сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение умственно отсталыми школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, решение практических задач по трудовому обучению требует чисто математических навыков, работа по развитию речи на уроках письма и чтения связана со знанием соответствующей лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, я увидела, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
     По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике.
И.Ю. Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования. И.Ю. Алексашина отметила, что в самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности единого качества на основе многих качеств и что процесс интеграции знаний неразрывно связан с их дифференциацией.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Интеграция выполняет ряд функций в обучении: по Г.Ф. Федорцу
Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости и осознанности познания.
Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
В.А. Афанасьев считает, что интегрированный подход можно отождествлять с синтетическим, поскольку синтез и анализ выступают как "непременные черты системного подхода", они дополняют, обогащают друг друга. Без анализа не может быть синтеза, а синтез есть не что иное, как интегрирование результатов анализа. Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.
Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.
Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.
За методикой интегрированного преподавания в коррекционной начальной школе большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Интегрированные уроки в коррекционной начальной школе я предлагаю проводить как одному учителю, так как специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам, так и нескольким учителям, при условии, если они работают на данном классе.
С учётом возрастных особенностей младших умственно отсталых школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Так, например, развитие речи объединяет 7 областей знаний, математика 3 и т .д. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями, способствуют естественному установлению межпредметных связей, с целью интеграции знаний при рассмотрении определённых объектов, явлений, процессов.
Все школьные дисциплины в начальной коррекционной школе обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков, курсов зависят от многих условий. Поэтому я стараюсь учитывать те обстоятельства, которые помогли ей сделать вывод о возможности и необходимости интеграции.
В каждом классе есть группа школьников, отличающихся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то из них темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают ее только после длительных разъяснений. Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный ему путь решения, хотя, конечно, остается проблема: как вооружить ученика приемами, способами, средствами, из арсеналов которых он сможет выбрать подходящее для решения поставленной задачи. Препятствием является и ограниченное время урока, и то, что момент финиша у каждого ученика свой, а организующий их деятельность учитель – один.
И вот теперь в этом процессе могут участвовать два учителя. Проще или сложнее проводить такой интегрированный урок? Во многом это зависит от учителей. Но надо помнить, что урок, важнейшее звено всей работы. Именно через него реализуем главные задачи интегрированного урока и приходим в итоге к успеху или неудаче (если не сумеем сделать это).
Однако организовать одновременную работу на уроке в коррекционной школе нескольких учителей труднее из-за жесткого расписания, из-за несовпадения по времени прохождения сходных тем различных предметов. Еще одна причина затруднений – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций в коррекционных школах по реализации межпредметных связей в конкретных учебных темах.
Преобладающее большинство учителей решает проблему межпредметных связей на уровне двух учебных предметов. При этом получилось достаточно много парных комбинаций, применяемых учителями, а именно – 13. Приведем некоторые из них: объединяются чтение и развитие речи и письмо и развитие речи, математика и трудовое обучение , математика и изобразительное искусство, физкультура и музыка, ИЗО и музыка, развитие речи и чтение и развитие речи, чтение и развитие речи и ИЗО, развитие речи и ИЗО и др.
Проведенный мной анализ двух разделов программы по предмету показал, что в них, с одной стороны, имеются богатые возможности для установления
межпредметных связей как основы интегративного изучения тем; с другой стороны, данные связи не нашли отражения ни в программе, ни в учебниках, ни в методических рекомендациях для учителей коррекционных школ VIII вида.
Из  проведенного мною анализа программы И.М. Бгажноковой, пришла к выводу, что при осуществлении интегративного подхода в развитии речи необходимо подходить с двух позиций. Во-первых, межпредметность как горизонтальный срез всех учебных программ коррекционной начальной школы, то есть основа кооперирования знаний отдельных предметов разных циклов для их реализации на уроках развития речи. Во-вторых, привлечение знаний различных наук, не входящих в программы начальной коррекционной школы.
Схематично межпредметные связи анализируемых разделов можно представить следующим образом.























Межпредметные связи. Схема1



























Осуществление интегрированного подхода в коррекционной школе начинаю:
1.С четкого определения для себя цели проведения интегрированных уроков. На мой
·взгляд, общепредметной целью интеграции является формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир, место человека в нем, определенного стиля мышления, позволяющего видеть объекты, явления, процессы в их взаимосвязи и системе, начиная с младшего школьного возраста, умения видеть природу во всем ее многообразии. В то же время каждый урок имеет свою конкретную цель, заданную с позиции интегрирования.
     2. С пересматривания содержание изучаемого материала. Я предлагаю строить интегрированные уроки на базе имеющихся учебных предметов и того материала, который предлагается учащимся и учителю в ныне действующей программе И.М. Бгажноковой. Для проведения интегрированных уроков проанализировала программу коррекционной начальной школы по различным учебным предметам, выявила одинаковые темы и объединила их с позиции ведущей идеи и ведущих положений. Так, например, тема "Весна" изучается в развитии речи, чтении и развитии речи, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении. Нужно пересмотреть материал таким образом, чтобы данное природное явление учащимися воспринималось целостно, комплексно, то есть учесть взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющую рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии.
По данной теме провела интегрированные уроки как в паре с другими учителями, так и одна.
Особенно интересны и очень понравились детям интегрированные уроки, которые проводили два учителя. Один из них – это урок природоведения и ИЗО по теме: «Птицы», который мы дали с учителем ИЗО.
Для того чтобы интегрированные уроки перестали быть чем-то необычным, редким, в коррекционной начальной школе провожу работу над созданием системы интегрированных уроков. Первым этапом данной работы явилось согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Затем рассматривает , как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений в разных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирую тематику и конспекты интегрированных уроков.
Считаю, что интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность и требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортнее.
Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Каковы могут быть формы интегрированных уроков? Методист Г.И. Модышевская раскрывает факторы, влияющие на эффект интегрированных уроков. В своих работах она выделяет уроки, которые более приемлемы для интеграции. При этом используются методы и формы, способствующие осуществлению интегрированного подхода: беседа, экскурсии, словесное рисование, рисунки-пантомимы, репродукции мастеров живописи, фотоальбомы, грамзаписи.
Хотелось бы еще раз отметить, что интегрированные уроки может вести в коррекционной и один учитель. Роль второго может состоять в совместной разработке системы уроков, постановке целей и задач, в подготовке занятий, отборе материала, а также в присутствии на уроке у коллеги, чтобы и свои уроки построить в соответствии с общими планами, с обязательными ссылками на материал другого предмета, активизируя тем самым в сознании школьников представления о взаимосвязи учебных дисциплин. Интегрированными уроками должны быть не только уроки объяснения, но и обобщения и закрепления знаний.
С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. На уроке обмена знаниями, например, ребята делятся на группы, и каждая группа имеет своего консультанта. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большей предварительной подготовки учащихся.
Урок с элементами творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и высокий уровень самостоятельности.
Для повышения устойчивого интереса к процессу обучения провожу урок-игру, урок-практикум, урок-экскурсию, путешествие. Это стимулирует активность ребенка.
В коррекционной школе интегрированные уроки рекомендую строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение и развитие речи как предмет включает помимо литературных текстов материалы по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, краеведения. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности включает сведения из географии, биологии, ботанике.
На интегрированных уроках умственно отсталые дети работают сравнительно легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят умственно отсталых детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.
Введение интегрированной системы, как традиционного предметного обучения, способствует развитию человека, обладающего целостным мировоззрением, способного самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает нам лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, логопедов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей с ограниченными возможностями, их способности и интересы.


Литература:

1. Адольф, А. Что такое школа по воззрениям Коменского. - М.,1997.
2. Балагурова, М. И. «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира ». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября».
3. Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.
4.Долженко, Г.И. Интегрированные уроки как средство развития детей с нарушениями речи. // Начальная школа, - 2000, - №12. – с. 43-46.
5.Евдокимова, А.О., Кочурова Е.Э. Примерное поурочно - тематическое планирование интегрированного курса «Грамота». // Начальная школа, - 2001, - № – с. 84-91.
6.Куденко, Н.И. Интегрированный урок чтения и музыки. // Начальная
школа. - 1995. - № I. - С. 79-80.
7. Колягин, Ю. М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа.-1989.-№3.- с.52-53.
8. Коменский , Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982.
9. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. (Под редакцией Б.П. Пузанова)/ Б.П. Пузанова – М. :Просвещение, 2001. – 118 с.
10.Михайлова, О. С «Интеграция, как методическое явление».– Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября».
11. Монтессори, М. Начальная школа / Статьи, рекомендации, практический опыт.- М.: Карапуз-Дидактика, 2008.- 224с.
12. Петренко, Л. А. «Интегрированный урок, как форма учебного занятия». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября».
13. Подласый, И.П. Основы коррекционной педагогики/ И.П. Подласый М.: Владос, 2000. - 98с.
14. Светловская , Н.Н Об интеграции как методическом явлении её
возможностях в начальном обучении. // Начальная школа. -1990. - №5. - С. 14.
15. Смирнов, А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: Пособие для учителей и воспитателей. Из опыта работы. – 3-е изд., перераб/ А.Н. Смирнов – М.: Просвещение, 1982. – 102 с.
16. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: Сравнение и познание отношений предметов/ И.М. Соловьев – М.: Просвещение,1966. -279 с.
17. Щербакова, С.Г., Проблема интеграции в школе ИД «1 сентября», фестиваль педагогических идей «Открытый урок», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
18. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. // Дефектология, - 1999, -№ 2. – с.49-56.
Дополнительные сведения

Трудовое обучение

математика

Развитие устной речи

Письмо и развитие речи речи

ИЗО

Чтение и развитие речи