Урок по теме Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)
Урок по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе.
На данную тему отводится четыре урока, данный урок – третий.
Цель урока: - закрепить навыки сложения, вычитания и сравнения десятичных дробей; совершенствовать навыки применения правил при решении различных заданий; - развивать внимание, память, логическое мышление; - воспитывать познавательный интерес к предмету; аккуратность при выполнении заданий.
Учащиеся должны: - знать определение десятичных дробей; - иметь чёткое представление о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, уметь читать и записывать их; - правильно употреблять термины, связанные с десятичными дробями; - знать и уметь применять правила сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей при решении заданий, различных по формулировкам; - уметь применять свойства сложения и вычитания для рациональных вычислений. Ход урока:
Актуализация опорных знаний. На доске написана тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей» и эпиграф к уроку «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»», на столах у ребят чистый лист и зелёный кружок. Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей», повторим правило сравнения дробей, девиз нашего урока: «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»». Откройте тетради и запишите число и наименование работы.
Сначала поработаем устно, вспомним, что мы уже знаем о десятичных дробях.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Ответьте на вопросы: Как короче записывают дроби, знаменатель которых единица с несколькими нулями? Как называют такую запись дроби? Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей. Как складывают и вычитают десятичные дроби? Ребята отвечают на вопросы.
На интерактивной доске написаны примеры со скрытыми ответами. 7,4+3,2=*; 1-0,12=*; 9,5-4,3=*; 7,19-7,08=*; 8+2,4=*; 0,863-0,563=*; 59,1-27=*; 2,65+0,25=*; 18,6+4,2=*; 6,25-2=*; 1,37+3,7=*; 3,3+1,5=*; 5,9+0,3=*; 12,35+2=*; 7,5-0,6=*; 17-1,3=*; 4-0,9=*. Ученики устно решают и проверяют ответ каждого примера на доске (каждый ответ скрыт и открывается последовательно). 10,6; 0,88; 5,2; 0,11; 10,4; 0,3; 32,1; 2,9; 22,8; 4,25; 5,07; 4,8; 6,2; 14,35; 6,9; 15,7; 3,1.
Найти какое-нибудь значение х, при котором верно неравенство.
1,41<х<4,75; 0,1<х<0,2; 2,7<х<2,8; 2,99<х<3; 7<х<7,01; 0,12<х<0,13. Ученики подбирают верные значения х; по каждому неравенству отвечают два, три человека.
Между какими соседними натуральными числами находится дробь: 2,7, 14,35, 8,222, 1,65. Ребята отвечают на вопрос. 2 и 3; 14 и 15; 8 и 9; 1 и 2.
Верно ли высказывание (да или нет)? Третий после запятой разряд в записи деся-тичной дроби – разряд тысячных. Цифра семь в записи десятичной дроби 6,157 находится в разряде сотых. Число 2,3 на координатном луче расположено ближе к двум, чем к трём. Разложение числа 7,0508 по разрядам есть сумма семи, пяти сотых и восьми тысячных. Корень уравнения х+2,5=6 – число 4,5. Ребята отвечают: да; нет; да; да; нет.
Формирование и отработка умений и навыков при решении различных заданий по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Учитель : Ребята, к нам обратился за помощью Незнайка. У него беда. Он никак не может восстановить примеры и сравнить дроби. Давайте ему поможем.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Запишите примеры в тетрадь, поставив в нужном месте запятые. 32+18=5; 3+108=408; 42+17=212; 736-336=4; 63-27=603; 57-4=17. Ученики выполняют работу на местах, а один ученик работает на интерактивной доске, вписывая запятые.
3,2+1,8=5; 3+1,08=4,08; 4,2+17=21,2 7,36-3,36=4; 6,3-0,27=6,03; 5,7-4=1,7.
Сравните дроби. 2,4*2,7; 3,04 *3,11; 0,01*0,0101; 15,042*15,0419; 4,01*4,0099; 0*0,014. Ученики выполняют задание в тетради, а один ученик выполняет у доски (комментированное решение), проверяя себя, открывая ответ. 2,4<2,7; 3,04 <3,11; 0,01<0,0101; 15,042>15,0419; 4,01>4,0099; 0<0,014.
А теперь Незнайке надо помочь прочитать зашифрованное слово. Для этого надо решить уравнения, выбрать правильные ответы и прочитать слово. 48,36+х=78,5; у+0,896=1,07; х-7,36=3,04; 9-у=1,5; 0,74-х=0,25; Ученики решают в тетрадях уравнения, по одному комментируя, затем выходят по одному к доске и перетягивают ответы к соответствующим уравнениям. 48,36+х=78,5; 30,14= т у+0,896=1,07; 0,174= о х-7,36=3,04; 10,4= ч 9-у=1,5; 7,5= к 0,74-х=0,25; 0,49= а
Незнайка очень хочет посмотреть сможете ли вы решить вот такие сложные уравнения. (х-18,2)+3,8=15,6, 34,2-(17,9-у)=22. Решить уравнения по вариантам. Два ученика решают уравнения у доски, а весь класс в тетрадях. Проверку осуществляют по интерактивной доске, открывая непрозрачный экран.
(х-18,2)+3,8=15,6, х=13,6.
34,2-(17,9-у)=22, у=5,7.
Вычислить сумму длин рёбер прямоугольного параллелепипеда, предварительно записав формулу. Ученики в тетрадях записывают формулу. L=4(а+в+с), затем, выполняют вычисления в тетрадях: L=4(5,2+3,5+2,3)=44.
Найти координаты точек А, В, С, Д, Е, К. Вычислить сумму координат точек А и К. Найти разность координат точек В и Е. Отметить на координатном луче точку М, координата которой на 0,2 больше координаты точки С. Ученики с места отвечают на вопросы.
А(5,3), В(5,8), С(6,2),Д(6,6),Е(7,1), К(6,8) – записывают на доске и в тетради.
5,3+6,8=12,1- записывают в тетради и проверяют по доске.
7,1-5,8=1,3 - записывают в тетради и проверяют по доске.
6,2+0,2=6,4; М(6,4) - записывают в тетради и проверяют по доске.
Решить № 1228 (а, г, д). Один ученик решает у доски, проговаривая свойства сложения и вычитания. а) 2,31 + (7,65 + 8,69) .
г) 14,537 – (2,237 + 5,9).
д) (24,302 + 17,879) – 1,302 .
Самостоятельно решить задачу № 1225 на заранее заготовленных листах и сдать на проверку. Ученики решают задачу самостоятельно на местах. Предварительно один ученик пишет условие на ИД.
3.Подведение итогов. Домашнее задание.
Деятельность учителя Деятельность учеников
На данном уроке мы повторили правила сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей поэтому можем помочь Незнайки найти потерявшиеся цифры. Восстановите примеры.
Эпиграф нашего урока «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»». Поднимите зелёные кружочки, если вы считаете, что ваши знания по этой теме отличные. ( Выставление оценок.) Запишите домашнее задание на следующий урок: №1268, №1267, №1265, №1264. Ребята устно восстанавливают примеры, проверка с помощью экрана. Учащиеся оценивают свои знания, затем записывают домашнее задание в дневник.
Подробный сценарий наглядного представления материала урока средствами интерактивной доски.
№ слайда Назначение объектов Вид слайда Цель слайда
1 Ученикам сообщается тема, цель, эпиграф урока. Постановка цели и задачи урока.
2
Ученикам предлагается устно выполнить сложе-ние и вычитание дробей, решить неравенства, найти соседние с дробями натуральные числа.
По мере выполнения задания учитель открывает правильные ответы, скрытые под непрозрачным экраном, для проверки. Актуализация знаний и умений учащихся по сравнению, сложению и вычитанию десятичных дробей. Развитие внимания, памяти, логики, математической речи.
3
Учащимся предлагается выполнить устный математический диктант.
Ответы проверяются с помощью последовательно открывающейся шторки. Актуализация знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Развитие внимания, памяти, логики.
4
Одному ученику предла-гается с помощью элек-тронного пера восстановить примеры, расставив запятые, в это время весь класс работу выполняет в тетради.
Другой ученик устно сравнивает дроби, проверяя ответ, открывая экран. Все учащиеся сравнение проводят в тетрадях. Закрепление навыков сравнения десятичных дробей, развитие логики, внимание, памяти при выполнении заданий на сложение и вычитание десятичных дробей.
5
Комментированное решение первой группы уравнений, затем по одному выходят к доске и с помощью перемещения объектов сопоставляют уранения с корнями, прочитывают слово.
Затем по вариантам решают по одному уравнению. Эти уравнения два ученика решают на классной доске, проверка идёт на интерактивной доске, открыв экран. Отработка навыков решения уравнений (от простых к сложным), совершенствование навыков сложения и вычитания десятичных дробей, развитие математической речи.
6
Классу предлагается вспомнить материал, касающийся прямоугольный параллелепипед, формулу, по которой вычисляется сумма длин рёбер, и выполнить вычисления по заданным значениям его измерений.
Проверка идёт с помощью открытия экрана одним из учеников. Показать связь изучаемой темы с геометрическим материалом.
7
Работа с координатным лучом. Нахождение координат указанных точек, нахождение точки по координате, выполнение арифметических действий с координатами.
Работа идёт с использованием электронного пера, открытием экрана, перемещением объектов. Отработка умений и навыков изображения десятичных дробей на координатном луче.
8
Восстановить пример.
Проверка идет с помощью последовательного открытия экрана. Закрепление представления о десятичных разрядах, отработка чтения и записи дробей при выполнении действий. Развитие памяти, внимания, логики. Подведение итогов урока.