Словарь литературоведческих и лингвистических терминов +тест по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»


Словарь литературоведческих и лингвистических терминов
Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические средства.
Лексические средства.
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образах лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи.
АЛЛИТЕРАЦИЯ (буква) - повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический,приём.
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
АНТОНИМЫ - слова, имеющие противоположное значение. Служат для создания контраста.
Сладкий - горький, толстый - тонкий, острый тупой. Белый - чёрный, добрый - злой, молодой -- старый. Мир — война, здесь – там, приходить - уходить.
АРХАИЗМЫ – устарелые для определённой эпохи, вышедшие из употребления слова, выражения, заменённые другими.
Архаизмы используются 1) для воссоздания исторического колорита эпохи;
2)для придания речи оттенка торжественности;
3)для создания комического эффекта, иронии, сатиры;
4)для речевой характеристики персонажа ( например, лица духовного звания)
ГИПЕРБОЛА - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчёркивает, что он прославляет или высмеивает.
В сто сорок солнц закат пылал.
ЛИТОТА (троп, противоположный гиперболе) - образное выражение, содержащее преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.
Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
ИСТОРИЗМЫ - устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали. В художественной литературе используются для воссоздания той или иной исторической эпохи
Боярин, пристав, опричник, урядник, арбалет.
МЕТАФОРА - скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Крыло самолёта (переносное значение) - крыло птицы (прямое значение);
росток сомнения: догорает заря, закат пылает; люди переступают через совесть; льется речь;.нос корабля, ножка стола
Особый интерес представляет МЕТАФОРА ЛЕКСИЧЕСКАЯ (мёртвая, окаменевшая, стёртая). Это слова, в которых первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается.
Стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.
МЕТОНИМИЯ - перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:
1)с человека на какие- либо внешние признаки: Скоро ли обед? - спросил постоялец, обращаясь к стёганной жилетке.
2)с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство А. С. Пушкина.
3)между содержимым и содержащим; Ну. скушай ещё тарелочку, мой милый!
4)с имени автора на его произведение ( книгу, картину, музыку, скульптуру): Читая Пушкине, всегда восхищаешься его мастерством.
НЕОЛОГИЗМ - слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия. Астронавт, космодром, компьютер. После того как слово входит в широкое употребление, оно перестаёт быть неологизмом. Интересны индивидуально-автроские неологизмы. Благодаря своей новизне они позволяют создавать определённые художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблему.
Зеленокудрые (Н.В.Гоголь). москводуите (В.Г.Белинский), громадье(В.В.Маяковский)
ОКСЮМОРОН-сочетание двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. Чаще всего оксюморон передаёт отношение автора к предмету или явлению.
Грустное веселье, горькая радость, убогая роскошь.
«Живой труп» Л. Толстой, «Горячий снег» Ю. Бондарев
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - это троп, состоящий в том. что неодушевлённому предмету приписываются качества или действия, присущие человеку или живому существу вообще (это неодушевлённое существительное + глагол, обозначающий действия человека или живого существа).
Весна бродила вместе с легким сквозным ветерком.
Не забудем, что насилие не живёт одно, оно непременно сплетено с ложью.
Дождь зашлёпал босыми ножками по дорожкам сада.
ОМОНИМЫ - слова, одинаково звучащие, но различные по значению.
Брак (супружество) – брак (испорченная вещь)
Печь пироги- топить печь
ПЕРИФРАЗА (парафраза) - описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора.
Город на Неве приютил Гоголя (вместо «Петербург приютил Гоголя»).
Царь зверей находится на грани исчезновения (вместо «Лев находится на грани...»)
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, используемые автором, делают речь образной, выразительной, меткой.
СИНОНИМЫ - слова, близкие и тождественные по значению, но различаются оттенками лексического значения.
Неприятный, противный, отвратительный, мерзостный. Омерзительный.
СРАВНЕНИЕ - это уподобление одного предмета другому на основании обшего у них признака. Сравнение выражается:
1)творительным падежом: Снежная пыль стоит столбом « воздухе. (Стоит как столб)
2)оборотами со сравнительными союзами: Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают.
3)формой сравнительной степени прилагательного или наречий: Ты всех милее, всех дороже, русская земля.
4)с помощью слов ПОХОЖ, ПОДОБЕН, НАПОМИНАЕТ: Кленовый лист напоминает нам янтарь.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ - лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.
Зарыть талант в землю, бить баклуши, плыть по течению, тоска берёт, иметь значение...
ЦИТАТЫ из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной.
ЭПИТЕТ-образное определение, выраженное именем прилагательным в переносном значении.
Седой туман, бездонное небо, ядовитое воспоминание, влюблённые взоры
Синтаксические средства.
АНАФОРА (вынесение вверх) - повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков.
Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища.
Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.
Черноглазую девицу. Черногривого коим!
Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов.
Не напрасно дуют ветры
Не напрасно шла гроза.
Анафора синтаксическая. Повторение одних и тex же синтаксических конструкций.
Брожу ли я вдоль улиц шумных. Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных. Я предаюсь своим мечтам.
АНТИТЕЗА (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто строится на антонимах. Служит для усиления выразительности речи.
Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
БЕССОЮЗИЕ. Бессоюзная связь однородных членов членов простого предложения или простых предложений в составе сложного: нередко используется как стилистический приём.
Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то. очень далеко от них. идёт война.
МНОГОСОЮЗИЕ- синтаксическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий.
И гром грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя! Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
ГРАДАЦИЯ - постепенное усиление (или реже уменьшение) признака или качества. В основе лежит синонимия.
Пришёл, увидел, победил. Неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный.
ИНВЕРСИЯ - расположение членов предложения в обратном порядке с целью усилить выразительность речи.
Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь. (Прямой порядок слов: охота опасна,зверь страшен).
Вышел месяц ночью тёмной. (Прямой порядок слов: месяц вышел тёмной ночью).
Рассказ он написал замечательный. (Прямой порядок: замечательныii рассказ он написал). Яркое вырвалось из печи пламя. (Прямой порядок слов: яркое пламя вырвалось из печи).
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК - это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Всё. сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ - одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль.
1) Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.
2) Мать - это начало всех начал. Мать ото чудо земное.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным.
1)С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.
2) У Елены тут беда стряслась. Большая.
... 3) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился.
ПОВТОР - сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целыо усилить значение этого образа, понятия.
Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС- это вопросительное только по форме, но повествовательное по смыслу предложение. Риторический вопрос легко трансформируется в повествовательное предложение.
Кто же не знает Ивана? - трансформируем: Все знают Ивана.
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - Какое лето, что за чудо! Да просто колдовство!
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - состоит в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи.
Мечты, мечты! Где ваша сладость?
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ создаёт некое подобие диалога: автор ставит перед читателями вопрос, на который тут же отвечает.
Что плохого в пронзительном взгляде? А всё плохо. Я не хочу попадать под рентген недобрых глаз.
Часто весь текст является ответом на поставленный в начале текста вопрос. Поэтому, если текст начинается с вопроса Что такое красота (любовь, счастье и т. п.)? и далее автор начинает размышлять над этой проблемой, то перед нами вопросно-ответная форма изложения.
УМОЛЧАНИЕ - оборот речи, заключающийся в том. автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю или слушателю самому догадаться, что именно осталось недосказанным.
Но cлушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.
ОДНОСОСТАВНЫЕ. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной.
Шёпот. Робкое дыханье. Трели соловья.
ЭПИФОРА - одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа.
Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Тест по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»
Ребята! При выполнении данного теста пользуйтесь словарём литературоведческих и лингвистических терминов (см. выше)! В нём вы найдёте подсказки, которые помогут вам выполнить тест без ошибок! Удачи!
Назовите выделенное средство выразительности:
Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола.
Кленовый лист напоминает нам янтарь.
Седой туман окутал долину.
На горизонте догорает заря.
Хмурое небо висело над горизонтом.
Весна бродила вместе с лёгким сквозным ветерком.
Сожаления просыпаются утром, а засыпают ночью.
Что плохого в пронзительном взгляде? А всё плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз.
Какие только толкования «Медного всадника» не предлагали разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки.
Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла быть всех осторожными.
Капельками крови горят ягодки брусники на ещё зеленой листве
Вот почему я думаю, друзья, сто мы способны помочь миру в его раскаленный час.
Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте и уродстве мы выносим из родной земли.
Не всё в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, свои правды.
Для чего уничтожать самостоятельное развитие ребенка, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу.
Образующийся при нуле градусов лёд ещё легче и потому не тонет. Поистине сказочное чувство!
Хорошо живётся общительному человеку: полмира у него в товарищах.
Так тонет свинцовая гирька, если положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик, если его выпустишь из рук.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив?
Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и визжит.
Грустная берёза задремала у окна.
Очень часто люди переступают через свою совесть и идут по жизни дальше.
Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают.
Её карие глаза похожи на пуговки.
Щёки ребят пылали багрянцем от холода.
Альпинисты спускались с ледника. В две связки.
Как бы мы красиво ни извинялись, память помнит, кто нанёс рану и от кого остался рубец, шрам, чёрный след в сознании.