Методический материал Словарь терминов
приспособление организма (физиологическая адаптация) или личности (психологическая адаптация) к изменяющимся условиям среды.
Адаптивность - способность организма в процессе онтогенеза адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды с помощью различных приспособительных механизмов.
Адаптация социальная – активное приспособление индивида к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Адаптация социально-психологическая - оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций, вхождение в ее ролевую структуру.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. Тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов. В более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию). Включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба , губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Гидроцефалия – избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.
Гидроцефалия врожденная – гидроцефалия, развивающаяся во внутриутробном периоде, может возникнуть вследствие инфекционных заболеваний, травм и интоксикаций матери во время беременности.
Гидроцефалия приобретенная – гидроцефалия, возникшая в постнатальном периоде, может быть следствием менингита, менинго-энцефалита, травм черепа, родовых травм новорожденных.
Дебильность – легкая степень умственной отсталости.
Детский церебральный паралич – развивается в результате поражения головного мозга, внутриутробно, во время родов или в ранний период жизни ребенка в результате инфекций, интоксикаций, сосудистых нарушений или травм. Чаще встречается болезнь Литтла, возникающая в результате родовой травмы (узкий таз роженицы, асфиксия плода в родах и др.). Такие дети плохо развиваются физически, с опозданием начинают сидеть, ходить, говорить. С возрастом двигательный дефект уменьшается, в легких случаях может исчезнуть почти полностью. Психических нарушений нет или они выражены незначительно. Иногда отмечаются эпилептические припадки.
Деятельность социально-реабилитационная – целенаправленная и активность специалиста по социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в целях подготовки и вовлечения последнего в продуктивную и полноценную социальную жизнь посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дислалия – нарушение звукопроизношения.
Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Задержка психического развития – временное отставание развития психики или ее отдельных функций.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Имбецильность – выраженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении.
Инвалид – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Интеграция социальная инвалидов – активное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в различные сферы деятельности и жизни общества.
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями – обучение и воспитание детей с различными дефектами психического и физического развития в учреждениях системы общего образования вместе с нормально развивающимся детьми при наличии индивидуальных средств коррекции дефекта.
Комплексное сопровождение - это помощь педагогов и специалистов семье, ребенку-инвалиду в подготовке к жизни, с привлечением общественности муниципальных, государственных структур.
Комплексная реабилитация - процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
Лечебная физкультура – это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний. Занятия лечебной физкультурой содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям. Главное средство лечебной физкультуры – специально подобранные, методически оформленные физические упражнения. Физические упражнения подбираются в соответствии с состоянием больного, особенностями заболевания. Продолжительность занятий в среднем от 15 до 45 мин.
Массаж – система приемов механических воздействий (растирание, поглаживание, поколачивание и т.п.) на поверхность тела, способствует улучшению крово – и лимфообращения, обмена веществ в тканях; применяется с лечебными, гигиеническими и другими целями.
Психодиагностика – процедура определения особенностей актуального психического состояния и потенциальных особенностей психического и личностного развития.
Реабилитация – восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.
Реабилитация комплексная – процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Реабилитация социальная - целенаправленный процесс возвращения человека, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий, а также с помощью комплекса психотехнических и педагогических средств, направленных на целостное развитие индивида как личности в пределах его психофизических возможностей.
Сопровождение – метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных
Социализация личности – процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качествах личности.
Социальный патронаж – медико-социальная, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая, социально-трудовая и социально-правовая поддержка инвалидов и их семей на дому с целью создания оптимальных условий их реабилитации и жизнедеятельности.
Среда социальная – конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность.
Трудовая терапия – система методов лечения в целях восстановления различных нарушенных функций организма с использованием определенных видов трудовой деятельности.
Характер – совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.
Центральная нервная система – основная часть нервной системы, представляющая собой скопление нервных клеток (нейронов) и их отростков и играющая важнейшую роль в осуществлении рефлекторной деятельности; состоит из головного мозга, который находится в полости черепа, и спинного мозга, расположенного в позвоночнике.
Школа - интернат для глухих детей – специальное учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для обучения и воспитания детей с врожденной или рано приобретенной глухотой.
Школа - интернат для детей с нарушениями речи - специальное учебно-воспитательное учреждение для детей, страдающих тяжелыми речевыми нарушениями при нормальном слухе.
Школа-интернат для детей с расстройствами движений – учебно-воспитательное учреждение, в котором дети, имеющие последствия полиомиелита, детских церебральных параличей и др. заболеваний опорно--двигательного аппарата, получают образование в объеме средней школы и профессионально-трудовую подготовку.
Школа-интернат для слабовидящих детей - специальное учебно-воспитательное учреждение для детей с остротой зрения после коррекции очками от 0,005 до 0,2; по заключению врача-офтальмолога в эту школу могут быть зачислены с остротой зрения, выходящей за установленные пределы; при зачислении в школу учитывается характер снижения зрения – стационарный или прогрессирующий, состояние цветоощущения, поля зрения, а также умение ребенка пользоваться слабым зрением.
Школа-интернат для слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших детей – специальное общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением; осуществляет обязательное совместное обучение слабослышащих и позднооглохших детей.
Школа-интернат для слепых детей – спец. учебно- воспитательное учреждение для слепых детей.
Школа-интернат для умственно отсталых детей – специальное учебно-воспитательное учреждение для умственно-отсталых детей.
15