Проблема выбора учебно-методического комплекса при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Проблема выбора учебно-методического комплекса при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия№50» Здобнякова С.Д.
Основная концепция модернизации российского образования предусматривает принцип вариативности в выборе учебных пособий для подготовки учащихся к выпускному экзамену, к ЕГЭ. В своей практике учителя гимназии используют учебно-методические комплексы А.Д. Дейкиной-Т.М.Пахновой и УМК Н.Г. Гольцовой, совмещая их, так как первый комплекс имеет текстоориентированную основу и готовит непосредственно к части С более, чем какой-либо другой; УМК Н.Г. Гольцовой предусматривает серьёзную систематическую работу по орфографии и пунктуации, готовя к решению частей В и С.
Гимназический учебный план рассчитан на преподавание русского языка в количестве трёх часов в неделю, что даёт возможность, в отличие от других учебных заведений, более качественно подойти к решению этого вопроса, а также включает в себя поддерживающий курс риторики, который учит гуманитарному мышлению, развивает аналитические навыки формирует позитивное отношение к происходящему вокруг и учит быть внимательным к своему слову.
УМК А.Д. Дейкиной- Т.М.Пахновой не имеет обширных теоретических параграфов и несёт исключительно практическую направленность: научить, сформировать навыки написания сочинения-рассуждения. Разнообразна тематика текстов: от строго научных, лингвистических до культурологических текстов и текстов с нравственно- эстетической направленностью. Их обилие даёт возможность выбрать вместе с учащимися тот текст, над которым пройдёт работа в течение урока. Основной принцип анализа традиционен- это вопросы к тексту упражнения. Но есть и оригинальные задания, требующие индивидуального подхода; например, закрыть часть текста и попытаться домыслить его в соответствии с авторской позицией, сравнить получившийся текст с оригиналом, выявить проблему, поднятую в тексте , найти решение проблемы и сопоставить свой ответ с ответом, данным в рубрике для самопроверки, что позволяет выявить авторскую позицию, принять или не принять её. Очень интересна система памяток. Такую подачу теории отличает наглядность, конкретность и практическая направленность, что сама по себе ценно и важно для учащихся.
Учебник Н.Г.Гольцовой включает все элементы образовательных стандартов по русскому языку. По всем темам учебник предлагает достаточное количество упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости, на развитие грамотного письма. Дифференцированные задания по вариантам включают аналитические задания на грамматические разборы, комплексные упражнения учитывают индивидуальные особенности ребёнка. Совмещение двух УМК на уроках русского языка в старших классах гарантирует успешность учащихся на ЕГЭ.
Кроме УМК на уроках широко используются тренировочные материалы пособий для подготовки к ЕГЭ авторов С.И.Львовой и И.П.Цыбулько, так как они полностью соответствуют контрольно-измерительным материалам ЕГЭ. Залог успеха при выполнении части С- соблюдение всех формальных критериев, которыми руководствуются эксперты при оценивании работ. Поэтому методические рекомендации Нижегородского института развития образования были тщательно изучены и учителем, и учащимися, а на их основе разработаны памятки для написания сочинения, что позволило всем учащимся гимназии приступить и выполнить часть С. В качестве подготовки к государственной аттестации использовался « Практикум по русскому языку» , составителями которого стали преподаватели кафедры словесности ГОУ ДПО НИРО. Его ценность прежде всего в кратких инструкциях для учащихся, пояснении по разным разделам лингвистики.
Такой предмет, как литература, трудно уложить в банальную схему теста. Кроме того, у учащихся возникают трудности с третьей частью, т.к. она предусматривает ограничение во времени и необходимость уложиться в определённое количество знаков. Предлагаемые пособия не содержат рекомендаций для подготовке к такой работе. Учитель остался «один на один» с экзаменом и мог рекомендовать учащимся повторение текстов художественных произведений и вести работу с теоретическим аппаратом.
Большую роль в подготовке к ЕГЭ по литературе сыграл спецкурс « Филологический анализ текста» в рамках дополнительного образования, целью которого является овладение навыками анализа художественного текста разной жанровой специфики.
В условиях изменений системы государственной аттестации учащихся необходимостью стало оказание психологической помощи выпускникам. С целью помочь ребёнку найти ресурс и более полно проявить свой потенциал, велась работа и педагога-психолога. Проводились групповые занятия, индивидуальные консультации учащихся и их родителей.
Такая система работы позволила решить обозначенные проблемы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, подготовить успешного выпускника.
15