Конспект учебного занятия театрального объединения по теме Сценическое движение. Имитация движений животных

Конспект учебного занятия по теме
«Сценическое движение. Имитация движений, характерных для различных животных»

Возраст детей: младший школьный возраст
Тип учебного занятия: изучение и закрепление нового материала.
Форма проведения: занятие-игра
Оборудование: карточки с названием животных, музыкальное оборудование, текст сказки «Теремок».

Цель:
- создание мотивации детей к занятию театральным творчеством, развитие творческой фантазии.

Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с элементами сценического движения и пластики.
- дать основные знания и умения по теме «Сценическое движение (имитация движений, характерные различным животным).
Воспитательные:
- воспитание в учащихся чувства правды на сценической площадке.
Развивающие:
- содействовать развитию творческого мышления, умения работать и взаимодействовать в группе воспитанников.


Краткий план занятия:

Организационная часть. 
Вступительное слово педагога
Артикуляционная разминка, скороговорки
Ритмическая настройка (хлопки)

Основная часть. Изучение нового материала.

Настройка внимания и разогрев мышц тела.
Упражнения: «напряжение – расслабление», «движение по поверхности Венеры», «движение по поверхности Луны», «движение сквозь масло».
Рассказ о пластике, о этюдах.

Выполнение практической работы.

Этюды – домашние заготовки по животным.
Игра-упражнение «Угадай сказочное животное»
Игра-упражнение «Волшебная палочка»

Игра-упражнение «Угадай и изобрази»
Разыгрывание -импровизация сказки «Теремок»

Заключительная часть.
Подведение итогов занятия и обобщение.



Ход занятия:
Звучит спокойная музыка.
Здравствуйте, дорогие дети!
Давайте встанем в кружок и поприветствуем друг дружку. Я буду вас приветствовать, а вы кричите в ответ «Привет и хлопайте в ладошки, если приветствие относится вам.
- Приветствую тех, у кого хорошее настроение!
- Приветствую тех, кто любит театр!
- Приветствую тех, кто любит сладости!
- Приветствую тех, кто любит хулиганить! Нет таких? Молодцы!
- Приветствую тех, кто получает двойки! И это не про вас?
- Приветствую тех, кто хочет научиться актерскому мастерству!
Молодцы! Ну что ж, давайте с вами учиться. Сегодня наше занятие посвящено теме «Сценическое движение. Имитация движений, характерных различным животным.» Но какова бы у нас не была тема, начинаем наше занятие, как всегда с артикуляционной разминки. Вы уже знаете, что такое «артикуляционный аппарат» для чего нам надо не забывать каждый день заниматься «артикуляционной гимнастикой». Знаете? Ну, кто скажет, для чего? (дети отвечают) Правильно. Для того, чтобы развивать наш голос, четкость звучания, дикцию. Итак, начнем

Сначала осторожно разомнем пальчиками наш артикуляционный аппарат. Почувствовали тепло?
Выполняем упражнения.
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Пятачок.
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Пятачок.
Чередование положений губ.

6. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

7. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

8. Пятачок вращается.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

9. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

10. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

11. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

12. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

13. Лопаточка
Язык лежит «лопаточкой» на нижних зубах и губе Произносим: Пя-пя-пя

14. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

15. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Молодцы. А теперь давайте каждый произнесем по скороговорке. Кто первый? (дети произносят скороговорки)

Хорошо. Артикуляционную разминку мы провели. Теперь давайте проведем ритмическую настройку. Я прохлопаю вам определенный ритм, а вы повторите. (хлопки). А теперь тоже самое протопайте. (ритмический топот). А теперь тоже самое движениями плеч. Наклонами головы. Молодцы!
Упражнения по сценическому движению нужны для того, чтобы настроить наше тело на актерскую работу. Представьте себе, к примеру, трех человек, каждый из них говорит вам: «Привет! Как здорово, что ты пришел!».

Первый, говорит пряча глаза и скороговоркой.

Второй, откинувшись на стуле, положив ногу на ногу, и с безразличным выражением лица.

Третий с веселой улыбкой и «светящимися» глазами, устремив свое тело вам «навстречу».

В первых двух случаях картина, которую рисует наше воображение совсем не соответствует фразе «Привет! Как здорово, что ты пришел!» и она звучит неуместно и даже глупо.
Причиной не выразительной игры на сцене часто становится не воспитанное тело, находящееся не в ладах с сознанием актера, противоречащее ему, отвергающее непривычное и необычное.
Как опытный настройщик настраивает инструмент, та и мы с вами будем настраивать наше тело. Следующие упражнения на настройку внимания и разогрев мышц тела.
Упражнение на «напряжение всех мышц тела и снятие напряжения»
Упражнение «Движение по поверхности Венеры» (притяжение в 6 раз выше земного),
Упражнение «Движение по поверхности Луны» (в полуневесомости),
Упражнение «Движение сквозь масло»
Молодцы! У вас очень хорошо получается!

Напоминаю вам, друзья, что у нас сегодня тема урока «Сценическое движение. Имитация движений, характерных для различных животных».
Дома я просила вас понаблюдать за своими домашними любимцами, или за уличными животными, или за животными из какой-нибудь телепередачи про животных и сделать домашние заготовки «Пластические этюды по животным».
«Пластические этюды»- это некие зарисовки, фантазии, эксперименты из которых впоследствии методом отбора могут рождаться целые спектакли.
Ну, кто первый? Кто самый храбрый?
(дети показывают этюды заготовки)
Молодцы!
А теперь по очереди подходите ко мне и вытягивайте карточку, на обратной стороне которой написано какое-нибудь известное животное из сказки или мультфильма. Карточку никому не показывайте, вслух ничего не говорите. Ваша задача–изобразить животное как можно точнее, чтоб остальные могли угадать, кто это!
(идет игра «Угадай сказочное животное»)
Молодцы! А теперь я сама буду превращать вас в каких-нибудь животных с помощью вот этой волшебной палочки.
«Чтобы всех расколдовать,
Надо зверя угадать!»
(идет игра «Волшебная палочка»)
А теперь я включу магнитофон и мы будем двигаться под музыку, изображаю пластику животных, которым подходит эта музыка, или изображая тех, чьи звуки мы услышим.(звучит фонограмма, педагог делает подсказки, дети выполняют)
Помните, вначале занятия я говорила, что из пластических этюдов могут рождаться целые спектакли? Давайте сейчас покажем сказку про животных. А какую, сейчас сами отгадаете.
Я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывайте.
Кто загадку отгадает,
тот и роль получает.
Загадки:
Белый по белому
Написал белым.
Рыжая пойдет,
Белого найдет. (заяц и лиса)

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ: Медведь.

Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят и ягнят ищет.
Ответ: Волк.

Скачет зверушка -
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
Ответ: Лягушка.

Маленький росток, длинный хвосток,
Серая шубка, острые зубки.(мышка)

(дети отгадывают и получают роли)
Так, роли распределили. У нас есть мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь. Что за сказка?
Правильно, «Теремок»! Кто-то будет читать за автора, а остальные дети будут пластикой тела показывать, изображать персонажей. Давайте начнем!

У нас получился пластический спектакль – импровизация «Теремок»!
Спасибо актерам, спасибо автору! Давайте похлопаем себе!
Ребята, скажите пожалуйста, что вам понравилось на занятии больше всего?
(дети отвечают) А теперь пусть каждый выберет картинку смайлик с тем настроением, который больше всего соответствует вашему настроению после занятия. Спасибо!
Итак, мы сегодня с вами узнали, что такое пластические этюды, подражали движениям различных животных. К этой теме мы еще не раз вернемся на наших занятиях, и непосредственно в наших спектаклях.
Спасибо! Вы молодцы! (звучит музыка)




15