Урок «Водный транспорт»

ГУ «Тогузакская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района»




Урок физики по теме
«Водный транспорт»
7 класс













Учитель: Лысенко Владимир Алексеевич

2014 г


Урок физики по теме "Водный транспорт" 7 класс
Цели урока:
Образовательная:
Расширить представление о водном транспорте, закрепить и совершенствовать знания учащихся по темам «Закон Архимеда», «Условия плавания тел»;
Развивающая:
развивать логическое мышление учащихся, способность видеть и понимать окружающий мир, умение самостоятельно выбирать необходимую для себя информацию;
Воспитательная:
Формировать у учащихся информационную, коммуникационную, экологическую культуру, воспитывать у учащихся умение слушать и уважать мнения других.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок путешествие с элементами экспериментально исследовательской деятельности
Оборудование: ванночки с водой, аквариум, макет корабля, кусочки пластилина, постеры, маркеры.
ТСО: интерактивная доска, экран.
Ход урока
На экране - изображение воды. (слайд 1)
Учитель: Ребята, проходите, берите цвет, который соответствует вашему настроению Садитесь. Я не случайно предложил вам цвет розовый и оранжевый, потому что настроение у меня тоже очень хорошее.
Посмотрите внимательно в окно. Какая замечательная сегодня погода, ведь за окном весна, звучит капель. А что такое капель?
Ученик:
Капель - это вода.
Учитель: Ни на одной планете нет такого количества воды, как на Земле.
Учитель: А кто знает, сколько воды на нашей планете?
Ученик: 3/4 поверхности Земли занимает вода
Учитель: ВЫ совершенно правы. Чтобы зрительно представить посмотрите на это яблоко. Где очищено это вода, а где не очищено это суша.

Учитель: Да. Вода это самое удивительное вещество на Земле. Поэтому и тема нашего урока будет связана ни с чем другим как с водой.
Учитель: Обратите внимание на стол. Что вы наблюдаете? Ученик: на столе находится модель корабля
Учитель: Вода и корабли..Не подсказывает ли это вам тему нашего урока?
(Я считаю, что тема нашего урока будет связана с кораблями и судам, а именно с их плаванием).
Учитель:
Если точнее сказать, то тема нашего урока ребята называется « Водный транспорт» (слайд 2)
Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по воде. Нас в пути будет сопровождать маршрутный лист, где мы будем делать отметки о своем продвижении в познании физики и окружающего мира и отмечать свои успехи на уроке.Обратите внимание на таблицу внизу вашего листа. То, что у вас получается, вы отмечаете плюсом и в конце урока по набранным очкам получаете оценку. Поэтому на протяжении всего урока вы должны быть очень внимательны к моим словам и к тому, что говорят ваши одноклассники. Учитель: А на чем путешествуют по воде? Ученик: На кораблях и судах. ( Слайд 3)
Учитель: Вот и мы с вами сегодня наше путешествие совершим на двух кораблях. Учащиеся, которые на входе выбрали розовый цвет будут путешествовать на корабле «Дружба», учащиеся, которые выбрали оранжевый цвет поплывут по морю знаний на корабле «Удача». Я предлагаю вам занять свои места!!!!

Учитель: Из чего сделаны корабли?

Ученик: из железа

Учитель: Но ведь если железо опустить в воду смотрите, что будет. Почему так происходит?

Ученик: плотность железа намного больше плотности воды

Учитель: А почему корабли не тонут тогда? (слайд3)
Учитель: Чтобы ответить на мой вопрос я предлагаю вам проделать небольшой эксперимент и выяснить, почему корабли, сделанные из железа, находятся на поверхности воды и не тонут. При выполнении опыта я предлагаю железо заменить пластилином. Выполняя задание, не забывайте про плюсы и минусы в маршрутном листе

Алгоритм выполнения эксперимента
Опустите пластилиновый шарик в воду. Как он себя поведет?
________________________________________________________
А теперь спустите на воду лодочку, сделанную из точно такого же кусочка пластилина. Что произошло?________________________
Почему же лодочка плавает? Масса тела осталась прежней, значит, сила тяжести тоже осталась прежней. Что же изменилось?
увеличился объем тела, изменилась сила Архимеда!
Масса не изменилась, объем увеличился; как изменилась плотность? она уменьшилась
За счет чего это произошло? за счет воздушного пространства, которое стало частью нашего тела.

Учитель:
То же самое происходит и с железными судами.
Подробнее со строение водных судов вас познакомит Штальман Ангелина
(Опережающее задание «Строение судов»)

Сообщение
Корпус судов, крепления, делают из металла. Так же на строительство судна идет множество других материалов, плотности которых могут быть как больше, так и меньше плотности воды. Но на любом судне обязательно есть пространство, заполненное воздухом.( на экране появляется макет судна в разрезе).
Именно поэтому средняя плотность всего судна оказывается меньше плотности воды.

Учитель: Итак, почему же судно плавает по воде? (Слайд 4)
Делаем отметку в своих маршрутных листах: суда не тонут потому, что средняя плотность судна меньше плотности воды.

Учитель:
Вернемся к нашему кораблику. Как он располагается на воде? У моряков существуют такие понятия как осадка судна, ватерлиния. Я предлагаю вам посовещаться в группе и используя материал параграфа 47 заполнили маршрутный лист
Самостояительная работа с учебником

Выступлления ребят 1 группы :Глубина погружения судна в воду называется осадкой. Мы опустили в свою лодочку маленькую гирьку и осадка увеличилась Этоо позволило нам сделать вывод: Осадка судна меняется от количества груза, который грузится на судно.

Выступление ребят 2 группы: Мы тоже на свой кораблик опустили гирьку и он у нас потонул. Мы пришли к выводу, что посадке судна можно судить сколько груза можно погрузить на судно. Из учебника мы узнали что на каждом судне есть ватерлиния, которая показывает максимально возможную осадку. (Слайд 6 учитель демонстрирует на корабле ватерлинию)


Учитель: С кораблями вы разобрались А Что происходит с водой при погружении судна в воду?

Ученик: вода вытесняется

Учитель: Что вы знаете о весе жидкости, вытесненной телом?

Ученик: вес жидкости, вытесненной телом равен весу тела в воздухе

Учитель: Это же справедливо и для судна, а как это называется найдите в учебнике и отметьте в своих маршрутных листах. 2 минуты на работу
Самостоятеельная работа
Учитель: Что вы отметили в своих листах слово вам, путешествующие на корабле дружба.
Учащиеся: вес воды, вытесненной судном, равен весу судна с грузом в воздухе. Эту величину называют водоизмещением.


Учитель: Самыми сложными среди водного транспорта являются подводные лодки. Конструкторам подводной лодки приходится решать множество задач, о которых более подробно вам расскажет Дейн Виктор
(демонстрация)
Какие вопросы возникли у вас, когда вы слушали Витю? Тогда вопрос у меня к вам, почему, когда мы надуваем шарик, подводная лодка Вити поднимается вверх, а когда воздух выходит из шарика – лодка опускается. Благодаря каким физическим законам модель действует?

Учитель: Итак, мы познакомились с основными понятиями, необходимыми для грамотного плавания на наших небольших корабликах и можем смело продолжать путь по речке Тогузак.
Давайте подумаем, кого мы можем встретить, путешествуя по реке, что увидеть?
различные водоросли,
водоплавающих птиц,
рыб. ( изображения перечисленных животных появляются на экране)
Ребята, я предлагаю вам выполнить микро-исследование. Пользуясь литературой подготовленной учителем биологии и учащимися нашей школы первой группе необходимо определить какие водоплавающие птицы могут встретиться на пути, второй группе определить какие рыбы обитают у нас в реке. Отметки вы можете делать на постере.
(Презентация работ)
Учитель: Как вы думаете, благодаря чему рыбы способны регулировать глубину погружения в воду?
Ученик: рыба регулирует глубину своего погружения благодаря плавательному пузырю, который обладает большой сжимаемостью
Учитель: У водоплавающих птиц такого пузыря нет, почему же они мало погружаются в воду
Ученик: водоплавающие птицы мало погружаются в воду благодаря воздушному пузырю, окружающему тело птицы.
Учитель: Как я уже говорил, вода - удивительное вещество. Она помогает нам не только жить, но и отдыхать. Сейчас я предлагаю вам немного расслабиться, просмотрев небольшой фрагмент видео.
(Идет минута психологической разгрузки)
Недаром говорят, что на огонь и на воду можно смотреть бесконечно.

Мы продолжаем путешествие.
Представьте себе, что баржа с бочками, содержащими солярку потерпела крушение. Все бочки опустились на дно. В общей сложности масса всей солярки составляла 100 тонн. Как вы думаете, может ли это крушение, стать причиной экологической катастрофы?
(рассуждают) почему всплывет солярка?
Если предположить, что бочки дадут течь, Давайте рассчитаем площадь масляничного пятна , которое растечется пленкой толщиной 0,5 мм. И оценим последствия этой экологической катастрофы
(Один человек выходит к доске, где уже записано условие задачи, остальные работают в маршрутных листах.)

Учитель:
Как вы думаете, каковы же экологические последствия этой катастрофы? Ответить на этот вопрос вы сможете, выполнив следующее задание. У каждой группы имеется список возможных экологических последствий. Выберете те, которые подходят для нашего случая. Также вы можете назвать свои последствия
Экологические последствия:
гибель морских животных;
нефть смачивает оперение водоплавающих птиц, и они погибают увеличивается число морских животных;
кислород не поступает внутрь;
усиливается процесс фотосинтеза;
углекислый газ и метан не выходят наружу;
уменьшается освещенность водоема;
затрудняется процесс фотосинтеза;
улучшается газообмен;

Учитель:
Наше путешествие подходит к концу. Теперь подсчитайте набранные баллы. (учитель выставляет соответствующие оценки).

Рефлексия: В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
Вы видите рисунок, на котором изображено море. При выходе из кабинета прикрепите свой кораблик , пожалуйста, на той глубине, которая соответствовала бы глубине ваших знаний за сегодняшний урок.
Домашнее задание: п.47, упр. 27 № 3
Экспериментальное задание №32
































































Экспериментальное задание №1

Алгоритм выполнения :
Опустите пластилиновый шарик в воду. Как он себя поведет?
__________________________________________________________
А теперь спустите на воду лодочку, сделанную из точно такого же кусочка пластилина. Что произошло?___________________________
Почему же лодочка плавает? Масса тела осталась прежней, значит, сила тяжести тоже осталась прежней. Что же изменилось? ________
__________________________________________
Масса _________________, объем ______________________________; как изменилась плотность? ____________________________________
За счет чего это произошло? ___________________________________
___________________________________________________________


Экспериментальное задание №1

Алгоритм выполнения :
Опустите пластилиновый шарик в воду. Как он себя поведет?
__________________________________________________________
А теперь спустите на воду лодочку, сделанную из точно такого же кусочка пластилина. Что произошло?___________________________
Почему же лодочка плавает? Масса тела осталась прежней, значит, сила тяжести тоже осталась прежней. Что же изменилось? ________
__________________________________________
Масса _________________, объем ______________________________; как изменилась плотность? ____________________________________
За счет чего это произошло? ___________________________________
___________________________________________________________


Задание № 3
Выбери экологические последствия попадания нефтепродуктов в реку, озеро, море:
гибель животных;
нефть смачивает оперение водоплавающих птиц, и они погибают увеличивается число морских животных;
кислород не поступает внутрь;
усиливается процесс фотосинтеза;
углекислый газ и метан не выходят наружу;
уменьшается освещенность водоема;
затрудняется процесс фотосинтеза;
улучшается газообмен;



Задание № 3
Выбери экологические последствия попадания нефтепродуктов в реку, озеро, море:
гибель животных;
нефть смачивает оперение водоплавающих птиц, и они погибают увеличивается число морских животных;
кислород не поступает внутрь;
усиливается процесс фотосинтеза;
углекислый газ и метан не выходят наружу;
уменьшается освещенность водоема;
затрудняется процесс фотосинтеза;
улучшается газообмен;




















Маршрутный лист
Ф.И учащегося__________________________
Тема урока: _______________________________________________________
№ п\п
Задание
Кол-во баллов

1
Микроисследование «Условие плавания корабля»



Вывод: __________________________________________
__________________________________________________


2
Осадка судна -_____________________________________
__________________________________________________


3
Ватерлиния -_____________________________
________________________________________
________________________________________


4
Водоизмещение -_________________________
________________________________________
________________________________________


5
Рассчитайте площадь масляничного пятна, если солярка массой 100 тонн растекается пленкой толщиной 0,5 мм.
Дано










Микроисследование «Рыбы и водоплавающие птицы, встречающиеся в реке Тогузак»
________________________________________
_________________________________________
________________________________________
________________________________________



6
Общее количество баллов/ оценка:




























Проектирование подводной лодки
Получив опережающее задание, я задумался, а возможно ли такое и каким образом можно сделать подводную лодку в домашних условиях.
Первое с чего я решил начать, это еще раз прочитал параграф в учебнике где еще раз для себя отметил Условия плавания тел .
Далее мне пришлось, используя Интернет подробнее познакомится с устройством подводной лодки, и определить с чего же будет изготовлена моя лодка.
За помощью в изготовлении я обратился к папе. Мы внимательно изучили рисунки, взятые в Интернете. Долго думали, решали и нарисовали свою конструкцию разборного макета подводной лодки, чтобы дальше её можно было сделать лучше, если нам что-то не понравиться.
Все вместе начали придумывать, как же её сделать самим из того, что есть «под рукой» дома. Стали искать подходящий материал: в папиных инструментах, маминой кладовке, моих игрушках.
Найдя необходимый материал: пластиковая бутылка, одна часть упаковки от «Киндер джой», шприц, капельница, воздушный шарик, крышка пластмассовая (маленькая), гвоздь мы приступили к созданию модели.
Первое с чего мы начали это с того, что в маленькой крышке проделали отверстие равное диаметру капельнице, вставили в него капельницу.
В пластиковом корпусе проделали равномерно много отверстий, чтобы судно могло погружаться в воду, а также два отверстия параллельно друг другу равные диаметру шприца и туда вставили шприц. Шприц у нас выполняет действие перископа.
На крышку, которая расположена на капельнице надели воздушный шарик.
В отверстие крышки корпуса вставили шарик на капельнице и закрыли крышку корпуса. Ко дну корпуса с помощью проволоки прикрепить гвоздь, он будет при погружении подводной лодки тянуть её ко дну.
Удобно использовать именно капельницу потому, что надув шарик можно пережать трубку, а не зажимать и держать её руками, и лодка будет свободно плавать. Когда лодка была готова, вся семья приступила к её испытанию. Набрали полную ванну воды, подводную лодку опустили на воду. Она заполнилась водой и опустилась на дно.
Подув в капельницу шарик, стал надуваться и поднимать подлодку на поверхность. Я обратил внимание, что чем больше я надувал шарик, тем ближе к поверхности воды поднималась моя лодка.
Сконструированная модель подводной лодки погружается под воду и поднимается на её поверхность. Значит, мы правильно её сконструировали.
Я решил на этом не останавливаться. Настоящая подводная лодка может не только погружаться и всплывать, но и двигаться вперед и назад. Моя модель только опускается под воду и поднимается за счет груза и воздуха. Поэтому её нужно доделать (усовершенствовать): приделать к ней моторчик. Вот тогда она станет самой настоящей подводной лодкой.
А еще , в будущем я хочу проверить, способна ли моя подводная лодка поднимать груз.








15