Конспект урока МХК на тему: Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре древнеегипетских пирамид (10 класс)
Конспект урока по МХК (10 класс) по теме:
«Культура Древнего Египта.
Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей»
Цель: выяснить, как идея вечной жизни воплощается в архитектуре древнеегипетских пирамид.
Ход урока.
Учитель Обучающиеся
- Ребята, что знаете о проекте «Россия 10»?
- На основе какой идеи было построено это СМС-голосование?
- Почему именно пирамиды сохранились до сих пор?
- Давайте проверим ваши предположения.
Проверка предположений (мифология, выбор пирамидальной формы, парусность).
- Почему нужно было создать такие пирамиды, которые бы стояли вечность?
- Что кроме этого знаем о взаимосвязи пирамид и идеи вечной жизни?
- Каким образом будем это выяснять?
- Вернемся к заданиям по группам. Ребята расположили пирамиды так, что первой среди пирамид оказалась ступенчатая пирамида. Почему?
- Итак, как форма пирамид связана с идеей вечной жизни?
- Первая ступенчатая пирамида – пирамида Джосера была наполнена подземными лабиринтами.
- Зачем проводилась мумификация?
- Раз пирамиды имели такое сакральное значение, какую функцию выполняли сфинксы?
- Вспомните древнеегипетских сфинксов, находящихся на Университетской набережной Санкт-Петербурга. Что можно сказать о сфинксах кроме того, что они охранники?
- Можем ли мы теперь более полно ответить на вопрос, как идея вечной жизни связана с архитектурой древнеегипетских некрополей?
- Захотелось ли вам увидеть это единственно сохранившееся чудо света – древнеегипетскую пирамиду?
Тогда дома составьте список из достопримечательностей: «Увижу, услышу, может быть, потрогаю».
Кто интересуется и Египтом, и Петербургом, могут поразмышлять о сфинксах на Университетской набережной: можно ли было привозить сфинксов из Египта в Россию?
Еще предлагаю поискать информацию об еще одном виде некрополей - древнеегипетских храмах.
Из этих трех заданий вам нужно выполнить одно.
Выставление оценок. - Время реализации проекта 25. 03. 2013 – 6. 10. 2013. Результаты проекта – выбор 10 символов России (по итогам СМС-голосования):
- Псковский Кремль;
- Нижегородский Кремль;
- Коломенский Кремль;
- Ростовский Кремль;
- Мечеть «Сердце Чечни»;
- Троице-Сергиева Лавра;
- Кижи;
- Петергоф;
- Байкал;
Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет».
- На основе идеи перечисления чудес света.
- Классический список чудес света:
- Храм Артемиды в Эфесе;
- Статуя Зевса в Олимпии;
- Мавзолей в Галикарнасе;
- Колосс Радосский;
- Висячие сады Семирамиды;
- Александрийский маяк;
- Пирамида Хеопса.
(Проверка по видеоролику)
Предположения обучающихся.
Работа по группам – ребята делятся самостоятельно по желанию (строительство пирамиды из конструктора «Лего», расположение изображение пирамид в последовательности их строительства; соотношение мифов с сувенирами из Египта).
Выступает каждая группа.
- Идея вечной жизни, которая выражается в мифологии.
Цель: выяснить, как идея вечной жизни воплощается в архитектуре древнеегипетских пирамид.
Выяснить, как форма пирамид связана с идеей вечной жизни.
Зачем проводилась мумификация.
Какую функцию выполняют сфинксы.
- Строительство более простое по сравнению с гладкими пирамидами. Связь с мифологией – восхождение, лестница к солнцу. Также пирамида напоминает окаменелый луч солнца.
Пирамида – символ лестницы к солнцу и окаменелого луча солнца.
Просмотр видеофрагмента о мумификации.
- Мумификация нужна была для того, чтобы сохранить тело для вечной жизни. Пирамиды – это жилища фараонов в загробной жизни.
- Сфинксы являются охранниками.
- Сфинксы имели портретное сходство с фараоном, захороненным в той пирамиде, рядом с которой они находились.
- Пирамиды строились для того, чтобы обеспечить фараону вечную жизнь. Уже сама форма пирамиды являлась символичной и связанной с верховным божеством – Богом Солнца Ра. Самым священным местом в пирамиде были лабиринты, в которых находилась мумия и внутренние органы. Чтобы пирамиды не разграбили, рядом находился охранник – сфинкс.