Конспект урока математики Число и цифра 1. Различие понятий «число» и «цифра». Последовательность событий 1 класс
Учреждение: МБОУ СОШ № 28
Учитель: Петрова Наталья Анатольевна
Предмет: математика
Класс: 1
УМК: «Гармония»
Тема урока: Число и цифра 1. Различие понятий «число» и «цифра». Последовательность событий
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения: урок «открытие» новых знаний
Форма организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование и материалы:
Для учителя:
Для учащихся: учебник «Математика» Истомина Н.Б..Т. 1 часть, рабочая тетрадь 1 часть, набор геометрических фигур.
Цели: формирование представления о понятиях «число» и «цифра»; создание дидактических условий для понимания учащимися различие понятий «число» и «цифра».
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся c с понятиями «число» и «цифра», используя для этой цели калькулятор как дидактическое пособие, учить обозначать цифрой количество предметов, научить писать цифру 1.
Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности, развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать своё мнение, работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, аналогии, сопоставления, развивать внимание, воображение, память.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, чувство товарищества, взаимоуважения к одноклассникам, дисциплину, самообладание, выдержку, чувство любознательности и пытливости в процессе учения; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, уверенности в своих возможностях.
Формируемые УУД:
Личностные:
-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, основать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения, основать свои трудности, икать их причины и пути преодоления.
Познавательные:
-выделение и формулирование познавательной цели совместно с учителем;
-целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
-находить информацию в материалах учебника, рабочей тетради
Коммуникативные:
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения:
-формулирование собственных мыслей, высказывание своей точки зрения.
Ход урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
1.Проверка организации рабочего места.
Мотивация к учебной деятельности, психологический настрой.
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
-Что нужно для этого? Какие умения понадобятся вам?
-Какие правила поведения школьников помогут на уроке?
- Все будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
Психологический настрой, создает мотивацию к учебной деятельности
Эмоциональный настрой.
Высказывают свое мнение (интересным, чтобы работали все вместе, уважали друг друга)
Проговаривают правильную посадку при письме, положение руки, ручки, тетради.
Коммуникативные
Вступают в учебный диалог с учителем.
Выполняют инструкции учителя, контролируют свои действия.
2.
Актуализация знаний для подготовки к усвоению новой темы.
Целеполагание
-
- -Какие отношения между предметами мы с вами рассматривали?
(Какие слова мы учились использовать на предыдущих уроках математики?) Проверим ваши умения.
На парте лежат конверты с набором фигур.
-На сколько групп можно разделить данные геометрические фигуры?
(-Сравните количество фигур. Что вы можете сказать об этих геометрических фигурах? (Квадратов больше, чем треугольников). Как проверить?
-А треугольников? (Треугольников меньше, чем квадратов).
-Что нужно сделать, чтобы треугольников стало столько же, сколько и квадратов? (Прибавить 1 треугольник или убрать 1 квадрат).
«Найди лишний»
- Подведем итог: на какие признаки ориентируемся при сравнение предметов?
-Оцените свою работу по карточке.
Хором прочитаем новый заголовок в учебнике. Он подскажет, что мы будем обсуждать дальше.
- Возможно эти слова вам знакомы. И вы сможете привести примеры их использования. Какие слова вам знакомы?
– С какими словами вы уже встречались?
-Что бы вы хотели узнать по данной теме?
С помощью созданной учебной ситуации дети определяют отношения между фигурами
Первая группа Белочек берет по одному ореху, наблюдатели делают вывод (по одному хватит), другая группа берет по два ореха, третья по три ореха
Отвечают на вопросы.
Анализируют объекты, выделяют признаки.
Определяют цель урока: узнать числа, как пишутся числа цифрами, отличие числа от цифры.
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные.
Вступают в учебный диалог с учителем.
Выполняют инструкции учителя, контролируют свои действия.
Осознают познавательную задачу.
Сотрудничать с одноклассниками,
Контролировать свои действии.
Анализировать, делать выводы.
целеполагание.
3.
Открытие новых знаний.
Пробное действие. Постановка цели
Физминутка
1. Работа по учебнику.
Цель: определить и систематизировать уже имеющиеся знания по новой теме.
-Кто скажет, какой интересный предмет вы принесли сегодня в школу? Для чего он нужен? Кто умеет пользоваться? Из чего состоит калькулятор?
Что обозначают слова «экран», «клавиши»? - На клавишах написаны математические знаки, каждый из которых имеет свое название. Некоторые знаки и их названия вам уже известны. Назовите.
– Как вы думаете, какие знаки обозначают количество предметов? (Как называется знак, который обозначает количество предметов?)
- Нажмите клавишу, на которой написана цифра 7. Что вы видите? (Число 7)
– Пользуясь только одной цифрой на экране можно записать разные числа. Нажмите на цифру 7 два раза. Кто может прочитать, какое число получилось? Кто знает, как «очистить» экран?
Повторяется такое упражнение с цифрой 3.
Сколько цифр на клавишах? Как вы считаете, хорошо ли вы знаете названия цифр?
– Сейчас я посмотрю, как вы знаете названия этих цифр. Я буду показывать картинки, а вы посчитаете предметы на них и нажмете клавишу с цифрой, которая обозначает их количество (или число их предметов).
Учитель показывает карточки, на которых нарисовано 3, 4, 7, 8, 6, 2 предметов.
– Постепенно вы все научитесь считать и записывать цифрами количество предметов.
Сколько рук у нас? Раз, два. (Показываем руки, хлопаем) Сколько ног у нас? Раз, два. (Топаем) Голова у нас одна. (Киваем) Нос один и рот один. (Показываем) Глаза два и уха два. Сядем, встанем Раз и два, Два наклона Раз и два. Встали ровно Раз и два. Тихо садитесь девочки. Тихо садитесь мальчики.
Обсуждение практической значимости знания понятий числа и цифра.
№ 63
ТПО № 25,
-Ребята. Предположите, какое число у нас будет сегодня гостем?
Один костер
Весь мир согревает.
Солнце.
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня...
Луной.
Кто один имеет рог?
Отгадайте...
Носорог.
Какое число есть в каждой загадке?
-С каким числом будем знакомиться на уроке?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с числом 1 и научимся писать цифру 1.
-Назовите предметы в классе, которых один. Доска, дверь, указка, стол)
- А что лично у вас связано с числом один?
(Номер квартиры или дома, день рождения 1-го числа, 1-ый класс..)
- Как вы думаете, какая цифра нам поможет обозначить количество предметов, которых по одному?
Учитель показывает карточку с цифрой и вывешивает на доску.
- Где вы видели такое обозначение?
(Номер дома, номер маршрута автобуса, на часах, на линейке, на календаре, на деньгах.)
Учитель берёт в руки карточку с цифрой один.
- Посмотрите ещё раз внимательно на цифру и послушайте, как её описал поэт Г.Виеру:
Похожа единица на крючок,
А может на обломанный сучок.
- А вот как пишет о цифре один С.Я. Маршак:
Вот один иль единица,Очень тонкая, как спица.
- Давайте, ребята, попробуем с вами изобразить цифру один с помощью ниточки.
- Попробуем написать эту цифру на ладошке.
4. Написание цифры один.
Учитель просит детей открыть тетради, взять ручки, сесть правильно. Затем объясняет правильное написание цифры, показывая на доске, разлинованной в клетку.
Пальцы делают зарядку,Чтобы меньше уставать.А потом они в тетрадке Будут циферки писать.
- Из середины клетки проведём наклонную прямую в правый верхний угол и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки ровно в середину также наклонную прямую.
При следующем показе учитель даёт более краткое комментирование, которое легче запомнить детям.
- Из серединки в уголок и с наклоном ножка.
Можно попросить детей самим проверить свою работу и подчеркнуть самые красивые цифры. Оценить свою работу.
Также можно предложить детям нарисовать один предмет.
Звучат разные ответы детей.
Дети выбирают подходящие учебные задачи.
Работа в ТПО.
Отгадывают загадки.
Познавательные
Регулятивные
Формулировать ответы на вопросы учителя.
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками.
Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач.
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками.
Контролируют свои действия
4
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении
№ 66, № 67
Определяют последовательность событий, выделяют предмет по признакам.
Регулятивные
Овладевают умением описывать события с опорой на картинный план
5.
Подведение итогов.
-Давайте вернемся к началу урока и посмотрим,
на какие вопросы мы с вами смогли дать ответ, на какие – нет: что такое число, что такое цифра.
Учащиеся делятся своими результатами.
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
6.
Рефлексия учебной деятельности.
Ребята, настроение
Бывает самым разным –
Ужасным и весёлым,
И грустным, и прекрасным.
- А какое у вас сейчас настроение?
Закончите предложения:
- Мне было интересно
- Я понял
- Мне захотелось
- Свою работу на уроке я оцениваю
-ПРЕДПОЛОЖИТЕ, ЧТО БУДЕМ ИЗУЧАТЬ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ?
Самооценка
Познавательные
Регулятивные
15