Конспект урока по СБО: Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы.
Тема: Междугородный железнодорожный транспорт.
Вокзалы, их назначение и основные службы.
Цель: Познакомить обучающихся с междугородным железнодорожнымтранспортом, назначением вокзалов и основными службами вокзала.
Задачи:
Образовательные:
Сообщить обучающимся сведения об истории возникновения железнодорожного транспорта.
Познакомить обучающихся с назначением вокзалов и их основных служб.
Коррекционно-развивающие:
Способствовать коррекции слухового и зрительного восприятия через работу с различными источниками информации.
Способствовать развитию умения выражать четко и последовательно свою мысль.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес к изучаемому предмету.
Расширение социального опыта обучающихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер,презентация.
Дидактический материал:карточки на закрепление материала, карточки «Службы вокзала», презентация.
Ход урока
Организация начала урока
Цель: организация внимания и внутренней готовности.
- Встали, подравнялись. Садитесь.
- Кто сегодня дежурный?
- Все ли присутствуют на уроке?
- Как называется наш урок?
- Какой он по счёту?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Молодцы!
2. Сообщение темы и цели урока
Цель: сообщить новую тему; поставить перед обучающимися цель.
- Ребята, тема сегодняшнего урока «Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы».
- На этом уроке мы вспомним виды транспорта, транспортных средств.
Узнаем сведения об истории возникновения железнодорожного транспорта, познакомимся с видами поездов дальнего следования, с вокзалами и основными службами вокзалов.
3.Повторение пройденного материала
Цель: повторить и закрепить знания обучающихся по теме «Транспорт» за 6 кл.
Работа с презентацией
Задание №1
Что такое транспорт? Составь определение понятия «транспорт» из набора слов.(средство для перевозки грузов и людей)
Какие виды транспорта представлены на экране? (автомобильный, воздушный, водный, железнодорожный)
Задание №2
Определи, что из представленного относят к гужевому, прочему транспорту?
Фронтальный опрос:
К какой группе можно отнести транспорт нашего села? (автомобильный)
Назовите, какой вы знаете городской пассажирский транспорт? (автобус, трамвай, троллейбус, метро, такси)
Как передвигается пригородный поезд?(в основном в пределах области).
Обобщение
- Итак, чтобы добраться из одного города в другой, человек может воспользоваться разными видами транспорта. Мы вспомнили виды транспорта, как передвигаются пригородные поезда, вспомнили городской пассажирский транспорт.
- Молодцы! Вы многое помните с прошлого года.
Физкультминутка
Цель: повысить или удержать умственную работоспособность, снять статическое напряжение мышц спины.
Исходное положение: руки на парте. Руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.
Изложение новой темы
Цель:изложить содержание учебного материала с опорой на имеющиеся у обучающихся знания.
- В этом году мы с вами продолжаем изучать раздел «Транспорт». Тема урока сегодня: «Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы».
В прошлом году мы знакомились с пригородными поездами, а сегодня
познакомимся с железнодорожным транспортом дальнего следования, с вокзалами и их назначением.
Работа в тетрадях
Записать число и тему урока в тетрадях. Следить за осанкой.
Рассказ учителя:
-Почему этот вид транспорта называется железнодорожным? (потому что этот транспорт передвигается по железной дороге).
Два мастера, простые русские люди, - отец и сын Черепановы около 180 лет назад построили первый в России паровоз и первую железную дорогу. Длина этой дороги составляла всего 3,5 км.
Если мы посмотрим на слово «Паровоз», то нам станет ясно, с помощью чего он двигался по рельсам. С помощью пара, который образовывался при сгорании угля, т.е. на паровой тяге.
Труд Черепановых дал России право занять место в числе первых четырёх стран мира по времени введения железных дорог с паровой тягой. Эти страны - Англия, США, Франция, Россия.
А уже через несколько десятилетий железнодорожный транспорт стал в России основным видом транспорта. Тысячи километров железных дорог было построено на территории страны. По ним перевозили торговые и промышленные грузы. Люди получили возможность быстро переезжать из одного города в другой.
В начале строительства железных дорог в России все поезда съезжались в Москву, чтобы отсюда продолжить свой путь.
В 1851г. была построена Октябрьская железная дорога, которая соединила два города – Москву и Санкт-Петербург. Длина этой дороги 664 км.
В 1870 г. строятся целых пять железных дорог: Нижегородская, Рязанская, Северная, Курская и Белорусская.
К концу 19 в. появились Рижская, Павелецкая, Киевская, Савеловская железные дороги.
Если посмотреть на карту России, то мы видим красным цветом отмечены линии железных дорог. Мы можем сказать, что железнодорожный транспорт – ведущийв российской транспортной системе.
Виды станций
Конечные
Промежуточные
Узловые
Конечные станции – первая и последняя станции на пути следования поезда.
Промежуточные станции - те,которые находятся между конечными(первой и последней) станциями на пути следования поезда.
Узловые станции – те станции, где пересекаются несколько железных дорог и на которых можно делать пересадку на другие направления
Конечная Промежуточная Узловая Конечная
(схематичная зарисовка в тетрадь)
- А сейчас ребята, посмотрите на экран. Транспортные средства, которые вы видите на экране, относятся к железнодорожному транспорту – это поезда дальнего следования.
В состав поезда входит локомотив и вагоны.
Существует 2 вида поездов дальнего следования:
Пассажирский, который служит для перевозки людей. В его состав входит от 15-20 вагонов.
Грузовой или товарныйслужит для перевозки товара. В его состав может входить 50-60 вагонов.
(схематичная зарисовка в тетрадь)
Поезда для перевозки людей:
Пассажирские
Скорые
Скоростные
Отличаются они друг от друга количеством остановок на своём пути. Скоростной поезд останавливается только на конечной станции, поэтому его скорость передвижения очень большая (до 250 км/ч). Примером скоростного поезда является «Невский экспресс», «Сапсан».
- Как вы думаете, почему поезд назван таким словом, как «сапсан»?
- «Сапсан» назван в честь самой быстрой птицы в мире – сокола-сапсана, способного развивать скорость до 322 км/ч.
- Давайте, попробуем разобраться люди, каких профессий работают в поезде?
- Ребята, знаете ли вы, кто управляет поездом? (машинист)
- А кто отвечает за комфорт пассажиров? (проводник)
-В каждом пассажирском поезде есть представитель полиции, который отвечает за порядок в поезде.
Начинают свой путь и прибывают поезда на большие железнодорожные станции, где находятся вокзалы.
Вокзал – это специальное здание, расположенное на больших железнодорожных станциях, предназначенное для обслуживания пассажиров, управления движением поездов и размещения персонала.
(запись термина в тетрадь)
Железнодорожный вокзал всегда является частью вокзального комплекса, в который помимо пассажирского здания, входят привокзальная площадь и перрон (куда прибывают и откуда отправляются поезда).
-Как вы думаете, какие службы функционируют на вокзале?
(работа с презентацией, заполнение таблицы)
Службы вокзала Функции
Кассы продажи билетов на поезда дальнего следования Продажа билетов на поезда дальнего следования
Расписание движения поездов Информация о направлении, времени отбытия поездов
Камеры хранения Хранение вещей пассажиров
Буфет Зал ожидания Для отдыха и ожидания поезда
Справочное бюро Даёт справки о направлении движения и времени отправления, о стоимости билетов, об их наличии
Комната матери и ребенка Полиция Для обеспечения общественного порядка
Медпункт Для оказания медицинской помощи
Железнодорожные вокзалы в основном находятся во всех крупных городах России.
- Как вы думаете, в каком городе расположен ближайший к нам железнодорожный вокзал?
Ближайший к нам железнодорожный вокзал находится в г. Арзамасе. Их там 2. Один из них совмещён с автовокзалом.
В г. Москва находится 9 железнодорожных вокзалов: Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Павелецкий, Савеловский, Рижский, Ярославский, Ленинградский.
На железнодорожном вокзале находятся следующие службы:
- О том, как ориентироваться в расписании движения поездов, о приобретении и стоимости билета,от чего зависит стоимость, мы познакомимся на следующем уроке.
7. Закрепление изученного материала
Цель: закрепить знания, полученные при изучении новой темы.
О каком виде транспорта мы сегодня говорили?
Какой транспорт называют железнодорожный?
Какие бывают станции?
Зачем нужны узловые станции?8. Подведение итогов урока
- Мы узнали, что железнодорожный транспорт является одним из видов междугородного сообщения. С его помощью осуществляется доставка грузов и пассажиров в разные города. Когда-нибудь, хоть раз
в жизни, каждый из вас воспользуется железнодорожным транспортом. Знания, полученные на уроке, я думаю, пригодятся вам в жизни.
- Мне понравилась ваша работа на уроке.
- Молодцы!
Урок окончен.