Занятие по аппликации в первой младшей группе на тему Головной убор-Саукеле


Образовательная область: «Творчество»
Раздел: Аппликация.
Тема: Головной убор «Сәукеле».
Цели: Расширять знания детей о национальных головных уборах казахского народа , Сәукеле ; познакомить с элементом казахского орнамента. Закрепить цвета и форму. Продолжать учить детей аккуратно наклеивать готовые детали и элементы орнамента. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к истории своей страны, традициям казахского народа.
Словарная работа: вышивка, головной убор, орнамент.
  Билингвальный компонент:  девочка – қыз
Этапы
деятельности Действия воспитателя Деятельность   детей
 
Мотивационно-
побудительный Встали в круг, возьмитесь за руки.
Мы заводим, мы заводим!
Мы заводим хоровод.
Поздороваться желаем!
Удивим сейчас народ.
Давайте ребята поздороваемся.
Громко, скажем, здравствуйте, теперь тихо.
А теперь давайте поздороваемся друг с другом ладошками.
Молодцы, ребята садитесь.
Обращаю внимание детей на глобус у меня в руках.
Ребята кто знает что это у меня?
Правильно это глобус наша земля! Посмотрите, какой формы глобус? Все что голубого цвета это вода, а коричнегово это земля.На земле много стран и городов, а в каждой стране живут народы. Кто знает в какой стране мы с вами живем?
У каждого народа есть своя Родина, свои традиции, обряды, игры, национальная кухня и национальная одежда. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы угодайте о чем я вам сегодня хочу расказать!
Простудиться не хотите, наседку теплую купите, хоть погода будет зябка голову согреет ….(шапка)
Встают в круг,ведут хоровод здороваются сначала горомко, потом тихо , здороваются ладошками.
Садятся на стульчики.
Проявляют интерес.
Глобус
Он круглый
Слушают.
Внимательно слушают.
шапка
Организационно –поисковый
 
 
 
 
 
 
 
 
  Ребята я познакомлю вас с казахскими национальными головными уборами.
Рассматриваем картинки
«Казахские национальные уборы»
Головным убором казахов можно считать тюбетейку – «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Шились «такии», из различных мягких тканей.
А этот головной убор называется саукеле. Его носят только девушки. Саукеле праздничный головной убор. Посмотрите, какой саукеле красивый.
- Какой он формы? Давайте покажем руками. Напоминает треугольник.
Это конус, ребята. Сверху украшали перьями, снизу меховой бортик.
- Чем украшен саукеле?
Саукеле богато расшивают бисером, монетами, полудрагоценными камнями или украшали национальным орнаментом.
Орнамент – это украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов. С одним из них я вас сейчас познакомлю это «бораньи рога» (расматриваю картинку борана находим сходство).
(Звучит музыка в гости приходит кукла Айусулу»Айсулу: Салеметзізбе, балалар! Меня зовут Айсулу.Я возвращаюсь с ярмарки, и купила своим близким подарки.Я вам их покажу.
(показывает покупки, обьясняет для кого они.)
Айсулу: 
Ребята, как называется этот головной убор?
- Правильно, молодцы.
- Айсулу что случилась? Почему ты загрустила?
Айсулу: Понимаете, скоро праздник Наурыз и я на ярмарке купила саукеле, но они не нарядные. Я не знаю, что мне делать.
Ребята, а может мы чем то, сможем помочь Айсулу.
- что можно сделать, чтобы саукеле стал нарядным?
Правильно, ребята.
Ребята, давайте рассмотрим саукеле. (Айсулу снимает саукеле с головы.)
-Чем уррашен саукеле сверху?
-Внизу чем уркашен Саукеле?
- Как называется орнамент на саукеле, знаете?
Вы наверное устали давайте сделаем Физ. Минутку
А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь снова за дело.
Проходите, садитесь за стол.
Я раздала вам вот такие саукеле, но их нужно будет красиво украсить.  Посмотрите на схему как мы будем работать
-Какого цвета шапочки?
Снизу красивая меховая кромка, сверху Перья-жундер.
В серединку мы будем наклеивать орнамент, как он называется?
-Какого цвета?
Организует самостоятельную работу детей
Индивидуальная работа
 
Внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
 
 
Рассматривают детали головного убора.
 
Треугольной показывают пальчиком в воздухе
Рассматривают картинки.
Рассматривают изображение барана ,его рогов сходство с орнаментом.
Проявляют интнрес, здороваются с куклой
Рассматривают подарки и называют тюбитейка, саукеле.платок.
Проявляют желание помочь.
Перьями
Мехом
Бораний рог
Выполняют движения
Садятся за столы
Рассматривают схему работы.
Красного
Бораний рог
желтого
Самостоятельная работа
Рефлексивно – корригирующий Айсулу благодарит детей за красивые саукеле, у нее появилось настроение поиграть «Что пропало» Айсулу прощается ,уходит. Рассматривают работы.
Играют в игру. Радуются, что смогли помочь кукле.
Прощаются с Айсулу.
Ожидаемый результат:
Знать: названия головных уборов- саукеле, такия-тюбетейкаИметь: представления о национальных головных уборах
Уметь: аккуратно наклеивать детали аппликации.
Воспитатель: Плескачевская Г.В.