Причастие. Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.


Тема урока: Причастие. Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Задачи урока: создание оптимальных условий для повышения теоретической компетенции учащихся в рамках темы «Причастие», содействие формированию познавательной активности, самореализации учащихся.

Цель деятельности учителя: обучающийся научится определять новую часть речи, причастие, её грамматические , морфологические и синтаксические признаки, освоит умение различать причастие и прилагательное, сформирует умение опознавать причастие в предложении. Обучающийся получит возможность анализировать, сопоставлять и оценивать языковые факты, обогащать словарный запас, расширять объём используемых в речи грамматических средств.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Личностные:
Обучающиеся понимают практическую и личностную значимость изученного материала по теме «Причастие: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки».
Ориентируются в мире духовно-нравственных ценностей.
Метапредметные:
Обучающиеся осознанно управляют своим поведением и познавательной деятельностью.
Умеют адекватно и критически оценивать себя и одноклассников в учебной деятельности.
Умеют работать с блок- схемами.
Умеют работать в группе.
Умеют адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Умеют собирать информацию по теме, наблюдать, сопоставлять, анализировать.
Предметные:
Знают часть речи причастие, его морфологические и синтаксические признаки.
Умеют различать причастие и прилагательное.
Умеют использовать морфологические и синтаксические средства причастий при создании текста.
Умеют создавать монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Оборудование урока:
Таблица-блок «ПРИЧАСТИЕ»
Мультимедийный проектор.
Учебники различных авторов. Энциклопедии. Словари.
Репродукции картин: И.Э. Грабарь «Иней», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», К. Ф. Юон « Русская зима».
Фонограмма с записью пьесы Моцарта Clarinet Concerto-2nd Movement
Контрольные листы-тесты по причастию.
Ход урока. 1. Орг. момент.
(приветствие, запись числа, классной работы)
Причастие – это часть речи,
причастная глаголу в образе прилагательного.
В.И.Даль
2. Актуализация знаний. Лингвистическая разминка.
(Цель: создать эмоциональный настрой, привлечь внимание детей к лингвистическому материалу, повторить морфологические признаки глагола и прилагательного
Задача: выполнить задания, схемы и слова написаны на доске, 1 учащийся работает у доски) .
А) Какое слово соответствует схеме? Определите часть речи.
- Внимательно посмотрите на слова. По какому принципу их распределили на две группы?
Прекрасный завьюжить
Красивый удивился
Удивительный морозить
- Какое слово соответствует каждой схеме?



Б) Определите морфологические признаки.
Удивительный ( род, число , падеж)
Удивился (вид, время)
В) Составьте словосочетание со словами удивительный, удивился. Определите главное и зависимое слово. Если ввести данные слова в предложение, какова их синтаксическая роль?
3.Объяснение нового материала.
(Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут ответить на вопрос «Что такое причастие?» Постановка проблемной задачи, исследовательская деятельность учащихся).
Проблемная задача №1. Слайд № 2
Деятельность учителя Деятельность учащихся
А) Перед вами предмет (снежинка). Определите его признаки. С помощью какой части речи вы это сделали? Белая, красивая, холодная – прилагательное
Б) Приведите предмет в действие. Запишите глаголы, обозначающие эти действия
Определите признак предмета по совершаемому действию. Определите время. Летит - летящая,
падает - падающая
упала - упавшая
Вывод делают учащиеся:
Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какие? Признак по действию может проявляться во времени
(настоящем, прошедшем).
Проблемная задача№2.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
От каких глаголов образовались 2 последних причастия? Падать, упасть
Чем отличаются глаголы? Видом
Вывод делают учащиеся: Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида.
Слайд№ 3
- Какой вывод мы можем сделать на данном этапе? (совмещают признаки прилагательного и глагола)
Проблемная задача№3. Слайд №4
Деятельность учителя Деятельность учащихся
А) Записать предложения:
Снег, засыпавший дом, скрипел под ногами.
За деревьями виднелся дом, засыпанный снегом.
Б) В каком предложении предмет сам совершил действие, а в каком над предметом производят действие?
В) Из какого полного причастия можно образовать краткую форму? Ответы учащихся
Вывод делают учащиеся: Причастия бывают действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета. Страдательные – обозначают признак, возникший под действием другого предмета. Страдательные причастия имеют краткую форму.
Проблемная задача№4
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Из предложения выписать словосочетания с причастием. Определить главное и зависимое слово, синтаксическую роль.
Падающие хлопьями снежинки вызывают восторг х
Падающие снежинки
х
Падающие хлопьями
Слайд№5. Вывод делают учащиеся: Причастие может быть как главным, так и зависимым словом. В предложении выполняет функцию определения.
Общий вывод: слайд № 6
(учащиеся заполняют карточку-информатор, устно произносят вывод).
Причастие – это………………………часть речи, которая совмещает в себе признаки…………….(время, вид, возвратность) и признаки……………..(изменяется по родам, числам и падежам).
Причастия образуются от ……………………с помощью специальных суффиксов.
Причастия могут быть страдательными и ……………………………………
Страдательные причастия могут иметь полную и…………………………..формы.
Причастия в предложении обычно бывают …………………………………и отвечают на вопросы: …………………………………………………
4. Сообщение учащегося на лингвистическую тему. Слайд № 7
(Цель: показать неоднозначность в решении дискуссионного вопроса) .
В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о лингвистическом статусе причастия. Существуют две точки зрения:
1) причастие – это форма глагола (Л.В.Щерба и др.); и 2) причастие – это самостоятельная часть речи (В.В. Виноградов, В.В. Бабайцева и др.). Попытаюсь аргументировать ту и другую позицию.
1) Причастия – это особая форма глагола 2)Причастия – это самостоятельная часть речи
– причастия обозначают признак предмета по действию;
– причастия сохраняют грамматические признаки глагола и имеют те же категории вида, возвратности, времени;
– причастия образуются только от глаголов, в отличие от прилагательных, которые образуются от разных частей речи – от глаголов, существительных и др.; от прилагательных образуются наречия; прилагательными могут быть сложные слова.
– причастия имеют определенное специфическое значение, а именно – обозначают признак предмета по действию;
– причастия, как и другие части речи (например, существительные, прилагательные, глагол), имеют свои морфемные показатели – суффиксы причастий.
Как отдельная часть речи причастие было описано в первой русской «Грамматике» М.В. Ломоносова.
Учитель:
Вернуться к эпиграфу. Автор нашего учебника придерживается мнения, что причастие – это самостоятельная часть речи. И мы с вами тоже будем придерживаться этого мнения.
5.Первичное закрепление изученного материала.( Задача: умение находить причастие)
1) Проверочный тест. Слайд №8-17 (Сверка с доской)
А) Найти причастие в каждом столбце.
Читающий писать беловатый
Читать письменный белеющий
Читательский написанный белеть
Б) Найти соответствие.
Белел
Белеющий
Белизна
Беленький а) глагол;
б) прилагательное;
в) существительное;
г) причастие.
В) Найти строчку, в которой все слова являются причастиями.
Медленный, рассыпанный, желтеющий.
Озаренный, читающий, очаровавший.
Волшебный, чарующий, прекрасный.
Г) Выбрать предложение с причастием.
Блестевший на солнце снег слепил глаза.
Снеговые вершины холодно блестели.
Волшебные звуки мелодии очаровывали.
Сверкающий иней опушил деревья.
Работа с текстом. Слайд№ 18
(звучит музыка Моцарта, чтение текста учителем. Цель: умение озаглавливать текст, определять тип и стиль текста, умение узнавать причастие в тексте, создать эмоциональную атмосферу)
(1)Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу?
(2)Если у него чуткая душа, – очень многое. (3)Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок… (4)Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки.
(5)Чарующая красота мира! (6)Чарующие звуки природы! (7)Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.
Задания:
А) Докажите, что это текст.
Б) Озаглавьте текст. (Чарующая красота мира)
В) Определите стиль и тип текста докажите (публицистический, рассуждение)
Г) Укажите номера предложений, в которых употребляются причастия.
3. Рефлексия. Прием «Конверт с вопросом от учителя» Слайд № 19
Что нового вы узнали на уроке?
Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?
Что хотели бы ещё повторить?
Что запомнилось на уроке?
Каково ваше настроение?
4.Домашнее задание:
1) Параграф №
2)Задание на выбор:
А) Подготовить презентацию по теме причастие, используя стихотворение.
Странная, друзья, часть речи я –
Не предлог и не наречие.
И союзы и частицы мне не братья, не сестрицы!
Но в кого же я пошел?!!!
Стать свою мне дал глагол
Та ж основа, время, вид.
Может, я его гибрид?
Ну, а если быть внимательней,
Очень схож я с прилагательным:
те же формы, окончания не остались без внимания.
В предложении ролью схожи,
Словно близнецы, похожи.
Вот такое я явление –
Всем имею я почтение,
Уважение, участие.
Вы узнали? Я – причастие!!!
Б) Написать сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес», используя в тексте причастия.