Конспект интегрированного урока по истории и литературе в 11 классе по теме : НЭП
Конспект урока по истории для 11-го класса по теме: "Россия в период Новой экономической политики"
Цели урока:
Образовательная цель:
Показать проявления кризиса политики военного коммунизма;
Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике;
Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии;
Рассмотреть основные мероприятия НЭПа, определить значение НЭПа для дальнейшего развития страны;
Установить причины свертывания НЭП.
Развивающая цель:
развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны, принимать участие в дискуссии;
подчеркнуть связь истории и литературы на примере исторических источников и произведений
формирование навыков работы с текстом и документами;
развитие навыков грамотной устной речи;
развивать навыки групповой работы.
Воспитательная цель:
воспитывать интерес к истории и литературе, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.
воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.
Тип урока: Повторение пройденного материала. Интегрированный урок.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами)
Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, групповая работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, выступления представителей групп, общее обсуждение проблемных заданий.
Средства обучения: раздаточный материал, документы, слайды, распечатка рассказов М. Зощенко. Портреты писателей. Фрагмент из фильма «Собачье сердце».
Ход урока.
Эпиграф: Век принес уроки всякие,
Но один – венец всему,
Ярче солнца светят факелы,
Уводящие во тьму.
Историк: Опираясь на знания прошлых лет, используя ваши умения и навыки, мы сегодня попытаемся разобраться в сложных вопросах НЭПа.
Обратите внимание на слова, которые являются эпиграфом нашего урока.
Какой смысл вложен в эти слова?
(Ответ): Мы все знаем, что жизнь состоит из противоречий. Иногда эти противоречия оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества.
Благие намерения могут привести к кризисным явлениям.
Работая на уроке над этой проблемой, мы будем исходить из противоречий.
Сегодня мы будем работать в группах: историки-литераторы.
Обсуждение проблемы будет строиться по следующему плану.
План
1. Почему большевики отказались от политики В.К.?
2. Нэповская общественная модель.
3. А что же после нэпа?
При подготовке к уроку обучающиеся получили опережающее задание:
найти определения терминам:
Историки: диктатура, продразверстка, продналог, кооперация, биржа, банк.
Литераторы: рассказ, сатира, мораль, аристократ.
Учитель:
Исходя из ваших знаний, которые вы получили на уроках истории, попытаемся ответить на первый вопрос нашего плана.
1-й ученик
Историки : К началу 1920-х годов Гражданская война в основном закончилась. Россия лежала в руинах: транспорт и промышленность не работали, пашни были заброшены, в стране начинался голод. Таковы были первые результаты политики большевиков, пришедших к власти. Политика военного коммунизма (у крестьянина по продразверстке отбирался почти весь собранный урожай) вызвала резкий протест. По всей стране заполыхали крестьянские восстания. Крестьяне были недовольны тем, что большевики отнимали их хлеб. В марте 1921 года началось антибольшевистское восстание в Кронштадте. Власть большевиков, как в самые напряженные моменты Гражданской войны, зашаталась. Среди большевиков первым необходимость перемен осознал В. И. Ленин.
2-й ученик
Военный коммунизм» - политика большевиков, когда запрещали торговлю, частную собственность, отбирали у крестьян весь урожай (продразверстка). В стране отменили деньги, силой отбирали у граждан накопленные средства. Все это якобы для быстрой победы над врагами. «Военный коммунизм» проводился с 1918 по 1921 годы. Эта политика совместно с войной дала такие результаты:
Сократились посевные площади, понизились урожаи, были нарушены связи города с деревней.
Объем промышленного производства достиг 12 % от довоенного уровня.
Производительность труда упала на 80 %.
Кризис во всех сферах жизни, голод, нищета.
В экстремальных условиях гражданской войны проводимая Советским правительством внутренняя политика получила название «военный коммунизм». Предпосылки для её реализации были заложены широкой национализацией промышленности и созданием государственного аппарата управления ею (прежде всего, Всероссийского Совета Народного Хозяйства – ВСНХ), опытом военно-политического решения продовольственных задач через комитеты бедноты в деревне. С одной стороны, политика «военного коммунизма» воспринималась частью руководства страны как закономерный шаг к быстрому построению безрыночного социализма, что, якобы, соответствовало принципам марксистской теории. В этом они рассчитывали опереться на коллективистские представления миллионов рабочих и малоимущих крестьян, готовых поделить всю собственность в стране поровну. С другой стороны, это была вынужденная политика, обусловленная нарушением традиционных экономических связей между городом и деревней, необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской войне.Чрезвычайно тяжёлым было внутреннее положение Советской страны. В стране наступил кризис.
3-й ученик
Политика военного коммунизма, не оправдавшая себя, требовала координального изменения в вопросах экономики и социального развития.
В 1921 год переход от В.К. к НЭПу.
Нэп – это политика Советской власти при которой все предприятия одной отрасли промышленности подчинились единому центральному органу управления – (главному комитету) .
Начались экономические образования такие как :
1. Замена продразверстки продналогом. Что это дало?
2. Введение свободной торговли.
3. Появления мелких частных предприятий.
4. Проведена денежная реформа. 1922г.- вводится золотой червонец.
5. Переход от натуральной к денежной оплате труда.
6. Развитие кооперации.
Все выше сказанное привело к определённым изменениям в обществе.
4-й ученик
Из обращения ВЦИК и СНК
«К крестьянству РСФСР» 23 марта 1921 г.[2]
…Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и
Совета Народных Комиссаров развёрстка отменяется, и вместо неё вводится
налог на продукты сельского хозяйства.
Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен
назначаться ещё до весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее
учесть, какую часть урожая он должен отдать государству и сколько останется
в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без круговой поруки, т.е.
должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и
трудолюбивому хозяину не пришлось платить за неаккуратного односельчанина.
По выполнении налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его
полное распоряжение. Он имеет право обменять их на продукты и инвентарь,
которые будет доставлять в деревню государство из-за границы и со своих
фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на нужные ему
продукты через кооперативы и на местных рынках и базарах.
Учитель-историк: Поговорим об общественной модели нэпа. (второй вопрос плана)
- А теперь давайте посмотрим, в чем суть нэповской общественной модели.
- Была ли Нэповская модель идеалом?
Социальные метаморфозы НЭПа.
Введение НЭПа вызвало изменение социальной структуры и образа жизни
людей. Олицетворением новой экономической политики были яркие, социально
разнородные типы: красные наркомы – недавние революционеры-подпольщики и
солдаты; красные директора – вчерашние рабочие и технические специалисты;
многочисленная армия служащих различных контор – «барышни» - бывшие
гимназистки и курсистки; приказчики и мелкие лавочники; наконец-то встающие
на ноги крестьяне-единоличники. Это был пёстрый мир, где соседствовали и
взаимодействовали разные культуры, каждая – со своими идеалами, целями,
нормами поведения.
Наиболее колоритной фигурой того времени была новая советская буржуазия
– «нэпманы», «совбуры». Эти люди в значительной степени определяли лицо
своей эпохи, но они находились как бы за пределами советского общества:
были лишены избирательных прав, не могли быть членами профсоюза. В среде
нэпманов старая буржуазия имела большой удельный вес (от 30 до 50% в
зависимости от рода занятий). Остальная часть нэпманов выходила из среды
советских служащих, крестьян и кустарей. Связана нэпманская буржуазия была
как с частно-, так и с госкапиталистическим укладом. Ввиду быстрой
оборачиваемости капитала основной сферой деятельности нэпманов была
торговля.
Историк. Наряду с положительными чертами нэпа наблюдались и отрицательные черты (бесхозяйственность, распущенность, злоупотребление служебным положением, вырождение настоящей интеллигенции). Литераторы. Художественная литература всегда была важным аспектом отражения происходящих событий. Иначе она не была бы реалистичной и интересной. Нужно отдать должное писателям-сатирикам, которые не боялись описывать истинную правду в своих произведениях. Имя одного из таких писателей
М. Булгаков.
Биография М. Булгакова.
1.Обучающиеся рассказывают о жизни писателя и особенностях повести «Собачье сердце».
2. Показ фрагмента из фильма «Собачье сердце».
Литератор: давайте кратко проанализируем отрывок.
Ответ (ученик): к сожалению, во время нэпа имелись подобные явления, когда некоторые несознательные граждане претендовали на чужую собственность, совершенно не задумываясь о том, что все в жизни нужно зарабатывать собственным трудом.
Литераторы: говоря об общественных явлениях нэповского периода, нельзя не вспомнить рассказы М. Зощенко, которого по праву называют великим насмешником.
О творчестве М. Зощенко (рассказ ученика).
Ответ: творчество Зощенко – самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие
«Зощенковский герой»; он выступил создателем оригинальной комической новеллы. Он создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.
Литератор: Заслуживает внимания рассказ, созданный во время нэпа, - «Аристократка». Знакомясь с его содержанием, сразу задаешь вопрос: для чего ходят в театр?
Слово для анализа произведения предоставляется…
Литератор(ученик) : зачитывает отрывок стр. 20 Ответ: из этого отрывка можно сделать выводы, что героев совершенно не интересует, как называется спектакль, на который они пришли, о чем он, какого жанра?
Ясно, что героям недостаточно культуры. Наблюдается подмена истинных ценностей.
Литератор( ученик) : зачитывает цитату страницы 21.
Прочитав этот отрывок, я невольно задумываюсь о том, можно ли назвать героиню аристократкой.
Ответ: Конечно, нет! Она малообразованный некультурный человек, не имеющий чувства собственного достоинства.
Историк-учитель: церковь во времена НЭПа.
1-й ученик
Борьба с религией.Особенно яростной и нетерпимой была антирелигиозная пропаганда. Большая часть населения страны, особенно старшие поколения, оставались верующими. Борьба с религией представляла собой своеобразную "битву за умы". Хотя коммунисты частично преуспели в своей агитации среди молодежи, сломить пассивное сопротивление церкви им не удавалось. Воинствующее, зачастую безграмотное безбожие, насаждаемое административными мерами, не имело особых шансов на успех. В начале 1920-х годов внутри православной церкви усилилось так называемое "обновленческое движение", которое само по себе восходило к либеральным и христианско-социалистическим идеям начала века, противостоявшим официальной церковной политике. Однако в сложившейся ситуации движение было искусно использовано партийными и политическими органами для раскола церкви. Обновленцы созвали церковный Собор с целью низложения патриарха Тихона. Признанием советской власти в середине 1923 г. и прекращением "анафемствования" коммунистов патриарх выбил почву из-под ног своих оппонентов. Тем не менее крайне враждебное отношение к религии и гонения на церковь со стороны руководства продолжали усиливаться.
Литератор-учитель: В рассказе «Пасхальный случай» мы сталкиваемся с темой неуважения к традициям предков. Обыватель в церкви в день пасхи.
Литератор-ученик: читает отрывок стр.96. Здесь стоит обратить внимание на язык произведения. Наряду с литературными и нейтральными словами мы встречаем просторечия и вульгаризмы:
Батя- вместо священника,
Прется- вместо идет,
Рожа- вместо лицо,
Длинногривый- вместо длиннобородый.
Жаргонные фразеологизмы: клади на кон (употребляют картежники), пря поднялась, дух захватило.
Литератор-учитель: Почему такие слова и выражения, потому что Зощенко писал на том языке, на котором тогда говорили и думали «на улице»
(т.е. простой народ).
Учитель-историк: Имела место бесхозяйственность в период НЭПаЛитератор-ученик: В рассказе «Бочка» поднимается именно эта проблема(отрывок с 94-95).
С помощью ярких метафор Зощенко рассказывает нам о том, как у кооператоров пропадают продукты; и они совершенно не заботятся о том, чтобы искоренить это явление, а думают только о том, как бы рациональнее избавиться от испорченного продукта .
Учитель-историк: Мы подошли к третьему вопросу: какое будущее у Нэпа?
А что же после НЭПа?
Вновь противоречие: какой путь выбрать? Преображенский (эксплуатация “внутренних колоний”) крестьянства. Бухарин (союз с крестьянством: “Обогащайтесь, развивайте свое хоз-во и не бойтесь, что вас прижмут!). Жизнь и история нам показали, какой путь был выбран (смерть Ленина, приход к власти Сталина, тоталитарный режим) .
Сегодня много говорят о путях преобразования России, ведут разного рода дискуссии, часто касаются проблем НЭПа. Актуальна эта тема и сегодня.
- Так было ли будущее у НЭПа? (При условии политического плюрализма). И, возможно, другим путем развивалась бы наша страна. Вот вам противоречия.
Анализ
Подведение итога. Слово учителю истории. Оценки.
Домашнее задание.
История: Приготовить устное высказывание на тему: «Можно ли назвать нынешние реформы в стране НЭП? Попытайтесь определить противоречия нынешних преобразований и их судьбу.
Литература: Прочитать рассказ М. Зощенко « Гримаса НЭПа».
Проанализировать использовав данные вопросы:
1. Структура рассказа.
2. Тема рассказа.
3.Язык произведения.
4.Какие общественные человеческие пороки высмеиваются.