Имя прилагательное как часть речи. Грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного.


Русский язык. 5 класс
Урок №.93 31.01.2017
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного.
Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.Задачи:Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.Развивающая: - развивать творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное мышление, умения выделять существенные признаки, коммуникативные навыки, умения работать в парах.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.Форма урока: урок – проект; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка с использованием ИКТ.(презентация)Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; развивающая технология – развитие творчества.
Ход урока.1.Организационный момент  - Учитель. Ребята! Сегодня, я надеюсь ,вы будете работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием..ДЕВИЗ НАШЕЙ РАБОТЫ: Итак, успешной вам работы!
2.Актуализация опорных знаний
-Учитель:Мы закончили изучение имени существительного .Давайте поиграем и подитожим свои знания об этой части речи И так игра- « Закончи предложение…»:
-Имя существительное –это….
-Имена существительные бывают…
-Имена существительные пишем с большой буквы, когда они обозначают…
-Имена существительные имеют…
-Чтобы определить склонение , необходимо…
-Учитель: Молодцы! Вы многое знаете о существительном, а сегодня вы пополните свой багаж знаний еще одной частью речи .Обращаю ваше внимание на эпиграф урока, в нем таится тема сегодняшнего урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся Слайд №1( эпиграф)
Работа с эпиграфом, дети называют тему урока, определяют цель и задачи, открывают тетради ,записывают дату и название темы Слайд№2
3. Учитель знакомит учащихся с прогнозируемыми результатами урока Слайд №3
4.Работа со Слайдом №4 Дети по содержанию слайда делают вывод, какая часть речи называется прилагательным. Работа с учебником, чтение правила, стр.30
5.Самостоятельная работа .Подобрать к существительным как можно больше прилагательных : Слива.Трава,Огурец6.Работа в парах с текстом .Записать под диктовку , подчеркнуть прилагательные, определить с какой частью речью они «дружат»,
Текст: Северный Крым… Воинка – самое большое поселение Красноперекопского района. В моем родном селе дружно живут представители разных национальностей. Это моя малая родина. Слайд №5
7.На доске выписать словосочетания, определить морфологические признаки прилагательных.
Словосочетания: Северный Крым, большое поселение, Красноперекопского района, моя малая родина ( Дети определяют род, число, падеж прилагательных)
8.Вывод делают дети: Имя прилагательное имеет такие же морфологические признаки, как и существительное
Физкультминутка «Весенний сад», «Носик-перо»
-Учитель :Ребята! Мы определили грамматическое значение , морфологические свойства имен прилагательных, а какова же его синтаксическая роль?
9.Учащиеся коллективно определяют главные и второстепенные члены предложения в первых двух предложениях, делают вывод , что прилагательное может выступать в предложении определением и сказуемым. Контроль Слайд №6
10.Отгадать загадки, почеркнуть в них прилагательные: Слайд №7
11.Работа в группах 1 гр. –солнце + система2гр.конь+спорт
3гр. Компьютер+играЗадание: составить словосочетание, построить предложение, определить грамматические, морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательного
12. Рефлексия слайд №8. Тест, оценивание учебной деятельности учащихся на уроке
13. Дом. задание: стр 30, выучить правило. Упр. 327