Разговорный стиль, сферы его использования. Признаки разговорного стиля, его лексические, синтаксические особенности. Невербальные средства общения.


Класс: 10
Тема: Разговорный стиль, сферы его использования. Признаки разговорного стиля, его лексические, синтаксические особенности. Невербальные средства общения.
Цель урока: выработать умение анализировать особенности и колорит устно-разговорной речи;
 привить интерес к живому русскому слову.   
Задачи:
- выявить фонетические, морфологические,  лексические, синтаксические особенности разговорного стиля;
– проанализировать интонационные особенности разговорной речи, роль мимики и жестов в устном общении, характерные языковые средства;
- развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;
Деятельность учителя Деятельность обучающихсянаглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. 10 мин. II. Проверка пройденного материала.
По таксономии Блума осуществляет проверку пройденной темы.
Фронтальный опрос
- Какие функциональные стили речи выделят в русском литературном языке?
- Для какого стиля характерны следующие черты: логичность, точность, доказательность?
- Найдите лишнее слово: доверенность, резюме, объявление, диссертация, заявление?
- Как вы думаете, все ли слова, находящиеся на доске, относятся к публицистическому стилю? СПЕЦКОР, ЧЕРДАК, ПОДВАЛ, ТИРАЖ, ЖУРНАЛИСТ, ЮНКОР, КОРРЕСПОНДЕНТ, ПОЛОСА,  СОТРУДНИК. Правильно, все слова имеют отношение к газете.Все ли слова вам известны, что они обозначают? Чердак – это расположение статьи в газете на верху страницы.Подвал – расположение статьи внизу.Юнкор – юный корреспондент. Демонстрируют свои знания, умения по пройденной теме. Кубик Блума
20 мин. III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «ДЖигсо» осуществляет усвоение нового материала.
 Работа в группах
Группа 1
1) Дайте свое толкование слов, поясните их стилистическую окраску по отношению к кому и в какой ситуации их можно употребить.
Симпатяга, забияка, кривляка, старикан, баловень, громила, крикун.
2) Составьте предложения с фразеологизмами  втирать очки; гнуть спину; курам на смех;  дать стрекача; делать из мухи слона.
 
Группа  2
1) Дайте свое толкование слов, поясните их стилистическую окраску по отношению к кому и в какой ситуации их можно употребить.
Беготня, пачкотня; глупыш, крепыш, доходяга
2) Составьте предложения с фразеологизмами вылететь в трубу, раскинуть мозгами, дурью маяться, надуть губы, левый заработок.
 
Группа  3
1) Дайте свое толкование слов, поясните их стилистическую окраску по отношению к кому и в какой ситуации их можно употребить.
Зубрежка, кормежка; долговязый, дотошный, обалденный.
Составьте предложения с фразеологизмами держать ухо востро; для пущей важности,  до последней нитки; задеть за живое;  курам на смех.
  Разыгрывание ситуаций. (Работа в группе-   Мы говорили сегодня о словесных речевых средствах.  Вспомните,пожалуйста, невербальные средства общения.
-   Реализуйте следующие коммуникативные намерения, используя тольконесловесные средства общения.
-   пригласите пройти                                                                 - поблагодарите
-   позовите                                                                                  - посоветуйте
-   остановите                                                                              - возразите
-   обрадуйтесь                                                                             - пообещайте
-   попросите                                                                                - потребуйте
-   удивитесь                                                                                 - извинитесь
-   Какова роль жестов и мимики в устном общении?
 
Задание:
- Прочитайте диалог двух друзей, представляющий собой SMS-переписку. Найдите в нём ошибки, исправьте их. В правую колонку запишите окончательный вариант.
(диалог демонстрируется экране интерактивной доски)
Превед-)ПретКак дела.
норм.
Чво делаешь?
ниче.
пшли гулять?
Ок.-)А ты чво?
в комп рубаюсь, весело
Ой, ща предки прийдутХа-))), лан бай
Пока.
- Прочитайте реплики из SMS -диалогов.
- Почему эти предложения нельзя считать правильными? (Употребляются жаргонные и обидные слова в адрес друг друга. Культурный человек даже в SMS-ках не будет так писать.).Ученики демонстрируют свои знания. Работают над упражнениями. Карточки
Учебник
10 мин. IV. Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
-
Работа по группам
Отчёт 1 группы: Главная функция разговорного стиля речи – общение. В художественной литературе разговорная речь используется для создания образа героя. В авторском повествовании она может применяться для создания стилизации, при столкновении с элементами книжной речи может создавать комический эффект. Назначение разговорного стиля речи состоит в передаче устной информации (за исключением личных писем, записок, дневниковых записей и т.п.). Имеется в виду не устная публичная речь, подготовленная заранее (доклад, сообщение и т.п.), а неподготовленная речь, когда участники речевой ситуации общаются свободно.
Запись вывода группы на доске и в тетрадях после записи темы:
Главная функция – общение.
Назначение – передача информации.
Отчёт 2 группы: Разговорный стиль имеет свою особую тематику. Она зависит от речевой ситуации. Чаще всего темой беседы бывает здоровье собеседников, их родственников или знакомых, новости, интересные события, покупки и цены на них, реже - кинофильмы, книги, наука, техника, политика и т.д. Все без исключения темы подчиняются правилам разговорного стиля.
Запись вывода группы на доске и в тетрадях:
3) Тематика – здоровье, новости, покупки и др.
Работа по парам. Взаимопроверка знаний о разговорном стиле речи по плану:
Сфера употребления стиля.
Функция (назначение) стиля.
Основные признаки стиля.
Особенности языковых средств (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).
4. Работа по карточкам.
Карточка 1
Дайте свое толкование слов, поясните их стилистическую окраску по отношению к кому и в какой ситуации их можно употребить.
Симпатяга, забияка, кривляка, старикан, баловень, громила, крикун.
Карточка 2
Определите особенности в построении сложных предложений разговорной речи. Перестройте данные предложения в соответствии с нормами литературного произношения
1. Спросите, кто стоит впереди. (Спросите того, кто стоит впереди.)
2. Положите книгу, где она лежала. (Положите книгу туда, где она лежала.)
(В данных предложениях пропущены соотносительные слова.)
3. Складом своей фигуры Наполеон тоже, нельзя сказать, чтобы слишком толст, однако же, и не так, чтобы слишком тонок. (Нельзя сказать, что складом своей фигуры Наполеон был слишком толст, однако же, и не так, чтобы слишком тонок.)
(В этом предложении главная часть сложноподчиненного предложения включена в состав придаточной.)
Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось? Оценивают работу своих одноклассников.
фишки
стикеры
2 мин. V. Домашняя рбота. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Записывают домашнюю работу в дневниках.