Морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка (тест по грамматике для 11 класса в рамках подготовки к ЕГЭ)


Морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка (тест по грамматике для 11 класса в рамках подготовки к ЕГЭ)
Спиридонова Инна Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия №1
г.Красный Сулин Ростовской области

1.В каком ряду все существительные в форме Им.п. мн.ч. имеют окончание –ы (-и)?
1) доктор, фронт ; 2) консул, торт ; 3) юнкер, приговор ; 4) шофер, корпус (здание)

2.В каком ряду все существительные в форме Им.п. мн.ч. имеют окончание –а (-я)?
1) корм, округ, мастер, конструктор 2) тенор, купол, ректор, пропуск (документ)
3) жернов, адрес, тон (звуковой), сорт; 4) лагерь (военный), обшлаг, жемчуг, кузов

В каком ряду есть ненормативная (нелитературная) форма родительного падежа множественного числа существительного?

3. 1)трое гусаров, пригоршней, оглобель, грузин 2)саженей, рентген, сплетней, плеч
3)носков, коленей, помидоров, басен 4)кеглей, свечей, румын, (эскадрон) гусар

4. 1)минеров, без погон, узбеков, полк улан 2)цыган, партия кадетов, полотенец, аршин
3)яслей, эполет, киргизов, щупалец 4)барж, кочерег, блюдцев, долей

5. 1)абрикосов, цапель, отряд драгун, чулок 2)центнеров, калмыков, сумерек, чучел
3)туфель, простыней, пять драгунов, вафель 4)яблок, болгар, усадеб, побережий

6. В каком ряду все существительные общего рода?
1)брюзга, плакса, судья, недотрога 2)агроном, ровня, космонавт, задира
3)тихоня, непоседа, скряга, запевала 4)недоучка, невежа, разиня, кассир

7. В каком ряду все существительные относятся к среднему роду?
1)коммюнике, какао, бра, авеню, депо 2)зебу, кашне, рантье, меню салями
3)метро, пианино, кольраби, вуаль, кофе 4)пари, такси, кашпо, бюро, жюри

8. В каком предложении фамилия не склоняется?
1) Студенту (Скрыпник) достался счастливый билет.
2) О моем друге (Данилевич) написали в местной газете.
3) К соседке (Мацкевич) приехали родственники.
4) Мои родители очень любят песни Булата (Окуджава).

В каком предложении допущена ошибка в употреблении предложно-падежной формы?

9. 1) Тревожиться за судьбу своих воспитанников – вечный удел всех учителей.
2) Туристы, побывавшие в разных концах земли, хорошо знают о большом преимуществе самолета над поездом.
3) После ссоры он долго не мог уверить товарища в том, что секрет раскрылся случайно.
4) Ему пришлось отчитаться в израсходовании крупной суммы казенных денег.

10. 1) Мы действовали согласно правилам игры, которые объяснил тренер.
2) В здоровом человеке стремления соразмерны с силами организма.
3) Иронизировать над самим собой не каждому дано.
4) Казалось, что гость был обижен на холодный прием.

11. 1) До людей у него жадность: ко всякому присмотрится, от всякого возьмет все, что тот может дать.
2) Мы хотели допытаться от очевидца подробного рассказа о происшествии, но он не проронил ни слова.
3) Для людей, пренебрегающих спортом, как правило, несвойственны большая выносливости и крепкая физическая сила.
4) Уверенность в своих выводах позволила ученым приблизиться к разгадке необычного атмосферного явления.
12. 1) В кабинете биологии выращены выносливые к холоду цветы.
2) Оптимизм, как ни странно, присущ людям с тяжелой судьбой.
3) На ближайшем заседании комитета было решено заслушать отчет о работе целого подразделения.
4) Беспокоится про брошенные в суматохе чертежи он начал после того, как двери проходной захлопнулись.

13. 1) Мой партнер по игре в большой теннис – тренер спортивной школы.
2) Хотя альпинистов предостерегали об опасности, они не могли нарушить данного себе обещания увидеть капризную вершину.
3) Нехватка в городке рабочих мест заставила людей переселиться туда, где был спрос на строительные специальности.
4) Наблюдать за порядком в караване было поручено самому опытному погонщику.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

14. 1) В театре шел премьерный показ спектакля.
2) На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше.
3) Мы надеялись, сто кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.
4) Все обсуждали хорошую теплую осень и что зима наступит нескоро.

15. 1) Бойцы верили и надеялись в победу.
2) С утра шел дождь, и крыши домов блестели.
3) Части общей темы называются микротемами.
4) Пьесы А.П.Чехова ставят во многих театрах мира.

16. 1)Я люблю и наслаждаюсь морем.
2) Стебли цветов подрезают наискось острым ножом.
3) Синонимы – это богатство языка.
4) Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.

17. 1) Я скучаю по вас.
2) Я сказал, что ухожу и приду нескоро.
3) Одни задавали вопросы, другие на них отвечали.
4) Все думали о случившемся и что завтра начнутся увольнения.

18. 1)Последнее, о чем сказал докладчик, - это употребление синонимов в речи.
2) Некрасов писал стихи для народа, говоря, что «я лиру посвятил народу своему»
3)Те, кто не смог понять и оценить новаторство Пушкина, обвиняли его в простонародности.
4) Ожидая прибытия поезда, пассажиры вышли на перрон.

19. 1) На собрании обсуждался ряд вопросов, волнующие многих.
2) Пришлось пожертвовать двумястами рублями.
3) В парке насчитывается около семидесяти кустов сирени.
4) Около полутораста гектаров земли были засеяны пшеницей.

20. 1) Кто, как не сама природа, демонстрирует нам рациональность и совершенство.
2) Трудно было ожидать такого странного поворота событий.
3) Путешественники восхищались не только красотой дальневосточной тайги, но также и рек и озер.
4) Справиться со сложными заданиями вам помогут справочники.

21. 1) Мы выписываем журнал «Природу».
2) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшей из Москвы.
3) Пьеса ставилась как в столичных, так и в провинциальных театрах.
4) После казни декабристов Пушкин остался верен друзьям.

В каком предложении НЕТ синтаксической ошибки?

22. 1) Я с восхищением следил за самолетами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на запад.
2) Глядя на первоклассников. У нас возникают воспоминания о тех днях, когда мы впервые переступили порог школы.
3) Пьер похож на Андрея Болконского, а княжна Марья похожа на своего брата.
4) Катерина жила в родном доме, как птичка на воле; попав в дом Кабанихи, жизнь ее резко переменилась.

23. 1) Разные по характеру люди чрезвычайно привлекали мое внимание.
2) Не рассмотрев образ автора в романе «Евгений Онегин», мой анализ будет односторонним.
3) Регулярно занимаясь спортом, наше здоровье укрепится.
4) Посещая выставку, мне было интересно, как художники изображают наш город.

24. 1) В полдень на берегу реки можно наблюдать интересную картину, которая протекает вдоль луга.
2) Около автобусной остановки, которая расположена недалеко от нашего дома, я встретил своего товарища.
3) Коровы ждут своих доярок, которые пасутся на лугу.
4) Сняв шапку, гость протянул хозяину руку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

25. 1) в две тысячи восьмом году 2) в двух тысячи восьмом году
3) с восьмьюдесятью одной розой 4) более семисот участников

26. 1) две пары носок; 2) две пары чулок; 3) наикрасивейший; 4) очень смелый

27. 1) ярче всех; 2) выздоравливай скорее; 3) трое братьев; 4) у новых туфлей

28. 1) много гольф; 2) много чулок; 3) много носков; 4) много помидоров

29. 1) очень прекрасно; 2) наивысочайший; 3) менее удачный; 4) наилучший

30. 1) вкусные торты; 2) палец с мозолем;3) пятьюстами деревьями; 4) в две тысячи четвертом

31. 1) килограмм апельсин; 2) несколько брелоков; 3) петь звонче; 4) ягода слаще

32. 1) более лучше; 2) пара джинс; 3) оглох; 4) девятисот девяноста девяти деревьев

33. 1) наиболее удачно; 2) делав что нужно; 3) положите на стол; 4) залезай выше

34. 1) красивый тюль; 2) пять купон; 3) вкусные торты; 4) директора школ.

35. 1) сестра моложе брата; 2) пришел из института поздно;
3) вопреки прогнозов погода улучшилась; 4) опытные шоферы.

Какое утверждение неверно?

36. Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?
1) в предложении 2 частицы; 2) неужели – отрицательная частица
3) твоего – притяжательное местоимение в форме ед.ч.род.пад.
4) частица НЕ употреблена при отрицании.


37. Неужели только он засомневался в том, говорил ли проводник правду?
1) вопросительная частица ЛИ употреблена как союз для связи придаточного предложения с главным.
2) ТОЛЬКО – ограничительная частица
3) НЕУЖЕЛИ – восклицательная частица
4) в глаголе ЗАСОМНЕВАЛСЯ – возвратный постфикс.

38. Уж ему надо бы знать, что у нее ни кола ни двора.
1) частица БЫ употреблена в составе составного глагольного сказуемого.
2) частица НИ употреблена в устойчивом сочетании слов.
3) в предложении нет формообразующих частиц.
4) УЖ – усилительная частица.

39. По мере того как лодка приближалась к заводи, тревога наша усиливалась, потому что мы (так)же не находили примет, о которых рассказал охотник.
1) О которых – относительное местоимение в роли союзного слова; в придаточном предложении является дополнением.
2) придаточное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО не может стоять перед главным.
3) В предложении употреблено 6 служебных частей речи
4) наречие ТАК с частицей ЖЕ пишется слитно.

40. В каком предложении есть междометие?
1) Долго не смолкало в зале многоголосое браво.
2) Здравствуй и прощай – такие разные слова!
3) «Вот так штука!» - удивленно пробормотал Степан, не застав бригадира на месте.
4) О радостный восторг! Куда я полечу?

41. В каком предложении нет междометия?
1) О Муза! Возгордись заслугой справедливой
2) В трубке долго молчали, а потом взволнованный голос сказал: «Алло! Мне нужно встретиться с вами!»
3) Письмо начиналось так: «Здравствуй, моя дорогая бабуля!»
4) О, девочки, какая же здесь красота!