Конспект урока на тему: Вид. Критерии и структура


УРОК № 3
Тема урока: «Вид: критерии и структура»
Цели урока: 
обучающие:
сформулировать определения понятиям «вид», «критерии вида»;
изучить критерии вида и их содержание;
развивающие: 
продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах, устной монологической речи учащихся;
способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
воспитательные: 
воспитывать толерантность учащихся;
воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с биологическими объектами.
Методы обучения: проблемный, эвристический
Оборудование: раздаточный материал по критериям вида, коллекции насекомых (разные виды жужелиц), гербарии растений (клевер белый и клевер красный), открытки с изображением медведя белого и медведя бурого, живые объекты: агава американская и агава устрашающая.
ХОД УРОКА
Учитель: 
Одной из главных особенностей биологической материи на нашей планете является ее дискретность или как сказал основатель учения о микроэволюции Тимофеев-Ресовский «квантированость». Это выражается в том, что она представлена отдельными видами. Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико. Сейчас на ней обитает около 50000 видов растений, более 1,5 млн видов животных, не менее 100000 видов грибов, большое количество видов бактерий и вирусов. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов. Что же такое вид? Что мы понимаем под данным понятием?
Показ слайдов: определения понятию «вид». 
Учитель:
В каждое из этих определений положен только один биологический аспект: размножение, анатомические и экологические особенности и другие. В ходе изучения основ общей биологии мы этими определениями не будем пользоваться. В конце урока вы, ребята, сами ответите, почему мы отдаем предпочтение определению из учебника. Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в ученой среде. Для процедуры определения вида используют критерии вида. Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Вопрос о критериях вида занимает центральное место в теории эволюции. Это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выявления механизмов эволюционного процесса.
Выделяют 8 критериев вида:
Морфологический.
Физиологический.
Географический.
Генетический.
Этологический.
Экологический.
Биохимический.
Цитологический.
Эти критерии мы будем сейчас изучать.
Ситуация для решения учащимся класса.
Предложены два растения рода герань: герань душистая, герань обыкновенная. Относятся ли данные растения к одному или разным видам? Свой ответ аргументируйте. По итогам решения проблемной ситуации дается определение морфологическому критерию вида.
Сообщение учащихся о морфологическом критерии. 
Это был первый и долгое время единственный критерий для описания вида. На основе этого критерия К. Линней построил свою Систему Природы. Морфологический критерий самый заметный и удобный, он и сейчас широко используется в систематике растений и животных. Мы можем легко отличить по размерам и окраске оперения большого пестрого дятла от зеленого, большую синицу от хохлатой и длиннохвостой, клевер луговой от люпиновидного. Несмотря на удобства, этот критерий не всегда «работает». Им не воспользуешься для разграничения видов-двойников, практически не отличающихся морфологически. Таких видов много среди малярийных комаров, дрозофил, сиговых рыб. Даже у птиц 5% видов – двойников, а в одном ряду североамериканских сверчков их 17. Использование одного морфологического критерия может привести к ошибочным выводам. Так, К. Линней по особенностям строения отнес самца и самку кряквы к разным видам. Сейчас, когда установлению, что у вида может быть много форм, типологическая концепция вида отброшена и морфологический критерий не всегда удовлетворяет ученых. Все же следует признать, что этот критерий очень удобен для систематизации видов и большинстве определителей животных и растений он играет главную роль.
Для закрепления морфологического критерия учащиеся по группам выполняют лабораторную работу «Морфологический критерий вида».
 Далее заслушивается отчет о выполненной работе. От каждой группы выступают по одному представителю. 
Далее в ходе групповой работы учащиеся изучают оставшиеся 7 критериев. 
1-я группа - изучает цитологический критерий.2-я группа – экологический и этологический критерии.3-я группа – географический и физиологический критерии.4-я группа – биохимический и генетический критерии.
Физиологический критерий
Физиологические особенности различных видов растений и животных часто являются фактором, обеспечивающим их генетическую самостоятельность. Например, у многих дрозофил сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, сто приводит к гибели сперматозоидов. Гибридизация различных видов и подвидов козлов часто приводит к нарушению периодичности плодоношения – приплод появляется зимой, что ведет к его гибели. Скрещивание разных подвидов косуль, например европейской и сибирской, подчас приводит к гибели самки из-за крупного приплода.
Географический критерий
Этот критерий наряду с географическим в большинстве определителей занимает второе место (после морфологического). При определении многих видов растений, насекомых, птиц, млекопитающих и др. организмов, распространение которых хорошо изучено, знание ареала играет существенную роль. У подвидов ареалы, как правило, не совпадают, что обеспечивает их репродуктивную изоляцию и, по сути, их существование в качестве самостоятельных подвидов. Многие виды занимают разные ареалы (их называю аллопатрическими). Но большинство видов имеют совпадающие или перекрывающиеся ареалы (симпатрические). Кроме того существуют виды не имеющие четких границ распространения, а также виды космополиты, обитающие на огромных пространствах суши и океана. В силу этих обстоятельств географический критерий не может быть универсальным.
Генетический критерий
Генетический критерий – главный критерий вида, основной видовой признак, обусловленный комплексом особенностей строения и жизнедеятельности организмов данного вида. Генетическая совместимость, сходство морфологических, физиологических, цитологических и др. признаков, одинаковое поведение, совместное обитание – все это создает необходимые условия для успешного размножения и воспроизводство вида. В тоже время эти признаки обеспечивают генетическую изоляцию вида от других сходных с ним.
Этологический критерий
Для некоторых видов животных механизмом, препятствующим скрещиванию, являются особенности их поведения, особенно в брачный период. Узнавание партнеров своего вида и отвергание попыток ухаживания самцов другого вида основаны на специфических раздражителях – зрительных, звуковых, химические, тактильные, механические и др. В широко распространенном роде пеночки разные виды очень похожи друг на друга морфологически, в природе их не различить ни по окраске, ни по размерам. Зато все они хорошо различаются по песне и повадкам. Песня пеночки веснички сложная, похожа на песнь жаворонка, только без завершающего коленца, а песня теньковки – простенькие монотонные посвисты. Многочисленные виды-двойники американских светлячков были впервые опознаны лишь по различиям в их световых сигналах. Самцы светлячков в полете производят вспышки света, часто, продолжительность и чередуемость которых специфична для каждого вида. Решающую роль в репродуктивной изоляции часто играют различия в демонстративном поведении. Например, близкие виды мух дрозофил различаются спецификой ритуала ухаживания (по характеру вибрации крыльев, дрожания лапок, кружения, тактильных контактов).
Экологический критерий
Особенности поведения подчас тесно связаны с экологической спецификой вида, например с особенностями устройства гнезда. Три вида наших обычных синиц гнездятся в дуплах лиственных деревьев, преимущественно берез. Большая синица на Урале выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола березы или ольхи, образовавшееся в результате выгнивания сучка древесины. Это дупло недоступно ни дятлам, ни воронам, ни хищным млекопитающим. Синица московка заселяет морозобойные трещины в стволах березы и ольхи. Гаичка же предпочитает строить дупло сама, выщипывая полости в трухлявых или старых стволах березы и ольхи, и без этой трудоемкой процедуры она не отложит яиц.
Биохимический критерий
Он весьма трудоемкий и далеко не универсальный. Однако им можно воспользоваться в тех случаях, когда другие критерии «не работают». Например, для двух видов-двойников бабочек из рода амата диагностическими признаками являются два фермента – фосфоглюкомутаза и эстераза-5, позволяющие даже определять гибридов этих двух видов. В последнее время широкое применение получило сравнительное изучение состава ДНК в практической таксономии микробов. Разработанные методы дают возможность сравнить состав у законсервированных в толщах земли бактерий и ныне живущих форм. Было проведено, например, сравнение состава ДНК у пролежавшей около 200 млн. лет в толще солей палеозойской бактерии псевдомонады солелюбивой и у ныне живущих псевдомонад. Состав их ДНК оказался идентичным, а биохимические свойства – сходными.
Цитологический критерий
Развитие цитологических методов позволило ученым исследовать форму и число хромосом у многих видов животных и растений. В ряде случаев число хромосом служит характерной особенностью вида. Кариологический анализ позволил, например, упорядочить систематику диких горных баранов, у которых разными исследователями выделялось от 1 до 17 видов. Анализ показал наличие трех кариотипов: 54-хромосомный – у муфлонов, 56-хромосомный – у архаров и аргали и 58-хромосомный – у обитателей гор Средней Азии – уриалов. Однако и этот критерий не является универсальным. Во-первых, у многих разных видов число хромосом одинаково и форма их сходна. Во-вторых, в пределах одного и того же вида могут встречаться особи с разным числом хромосом. Это так называемые хромосомный и геномный полиморфизм. У песчанок из разных мест обитания число хромосом различное: 40 – у песчанок алжирской популяции, 52 – у израильских и 66 – у египетских.Иногда этот критерий неверно трактуется как генетический. Безусловно, число и форма хромосом важный признак, препятствующий скрещиванию особей разных видов. Однако это скорее цитоморфологический критерий, так как речь идет о внутриклеточной цитологии: числе и форме хромосом, а не о наборе и структуре генов.
По окончанию работы каждая группа делает сообщения об изученном критерии вида. 
Закрепление
Учитель читает отрывок. 
Обитающая в нескольких районах обыкновенная лисица образует несколько географических форм, постепенно сменяющих друг друга. Самые северные лисицы, обитающие в лесной зоне, самые крупные. Лисы степей и полупустынь мельче. Еще мельче лисы, живущие в среднеазиатских пустынях, и самые мелкие лисы обитают в Афганистане, Пакистане и Индии. Чем южнее обитают лисы, тем длиннее у них хвост и уши.
Малярийный комар встречается и в тех районах Европы, где малярии никогда не было. Кроме того, в одних частях он предпочитает кормиться на человеке, а в других – исключительно на домашних животных; в одних районах он размножается в солоноватой воде, а в других – только в пресной. Внешне эти формы почти неразличимы, известные пока различия касаются особенностей структуры яйца, числа и ветвистости щетинок у личинок.
Домашнее задание:
§4.5
Вопросы к классу. 
Далее возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока. «Почему мы пользуемся определением понятию вид из учебника?».
Подведение итогов урока. 
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к уроку по теме «Доказательства эволюции органического мира»
Цель:
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции органического мира
Таблица
Сравнительное доказательство Примеры Определение
Гомологичные ?
?
? ?
? крылья птицы – крылья бабочки
?
? Органы, имеющие внешнее сходство и выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное происхождение
? глаза пещерных рыб
?
? органы, которые закладываются в ходе эмбрионального развития, но в дальнейшем перестают развиваться и остаются у взрослых форм в недоразвитом состоянии
? многососковость?
? появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в ходе эволюции
5.  Переходные ?
?
? ?
Вывод: Факты сравнительной анатомии  выявляют  __________________________________________________________________
                                 
……….. , что  доказывает …………………………………….
Диагностическая карта к рабочему листу по теме «Доказательства эволюции органического мира»
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции органического мира
Сравнительное доказательство Примеры Определение
1.
Гомологичные форма тела: кит - рыба
иглы барбариса - боярышника
корень-корневище Органы, которые имеют сходное строение и общее происхождение, но выполняющие разные функции
2.
Аналогичные крылья птицы - бабочки
жабры рыбы - рака
конечность медведки-крота Органы, имеющие внешнее сходство и выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное происхождение
3.
Рудиментарные глаза пещерных рыб
крылья киви
аппендикс органы, которые закладываются в ходе эмбрионального развития, но в дальнейшем перестают развиваться и остаются у взрослых форм в недоразвитом состоянии
4.
Атавизмы хвост
многососковостьволосяной покров на лице появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в ходе эволюции
5.
Переходные эвглена
утконос
ехидна формы, сочетающие в себе признаки нескольких крупных систематических единиц
Вывод: Факты сравнительной анатомии  выявляют  родственные связи между отдельными организмами, что  доказывает эволюцию органического мира.
 Оценка: Количество верных записей:
20-22 - «5»
16-19- «4»
15-11- «3».
Тема урока «Доказательства эволюции органического мира»
УМК:
1.Учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. «Общая биология, 10-11 класс».- М.: Дрофа, 2011.
2. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология»,10-11 классы/ под ред. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2001.
3.Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. – М.: Просвещение, 2003.
УМК урока:
Автор программы: Программа для полной общеобразовательной школы. Общая биология.10-11 классы. Автор В.Б. Захаров. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2000.
Базовый уровень
Тема урока: «Доказательства эволюции органического мира», 11 класс
Тип урока: Урок изучения нового материала
Технология критического мышления, ИКТ
Форма организации работы: групповая, фронтальная
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, ноутбуки, раздаточный дидактический материал на парту, рабочий лист к уроку, рельефная таблица “Сравнение зародышей хордовых животных”, раздаточный материал “Ископаемые остатки и отпечатки растений и животных”, таблицы, рисунки, презентация, карта зоогеографических зон.Дидактические материалы: Раздаточный материал на каждую парту «Атавизмы», «Рудименты», «Переходные формы», «Гомология», «Аналогия», рабочий лист (для каждого), ответы на рабочий лист (для диагностики результативности урока).Методы обучения: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по характеру деятельности учащихся: поисковые, исследовательские, творческие.Материал по данной теме отсутствует в учебнике УМК Захарова, но его необходимо знать, чтобы у учащихся создалось верное представление о научных взглядах на вопросы происхождения жизни на Земле и для верного видения современной научной картины мира.
Цель учителя: Освоение учащимися знаний о современных представлениях на доказательства эволюции органического мира, о роли науки в формировании современной естественно-научной картины мира.
 Задачи: 
Овладеmь  умениями находить и анализировать информацию.
 Развивать  познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в ходе работы с различными источниками информации.
Формировать умение  использования данных сравнительной анатомии для доказательства эволюции органического мира.
Овладеть правилами ведения аргументации (умения оперировать научным языком) и научной беседы (умения выслушивать оппонента, высказывать суждения).
Воспитывать уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.
Конспект урока:  «Доказательства эволюции органического мира»
Цель для учащихся: выявление биологических объектов, фактов, их представление как доказательства эволюции органического мира.
Ход урока:
1. Проблемная ситуация (знакомство с биологическими объектами, служащими для доказательства эволюции)
Существует несколько точек зрения на то, как зародилась жизнь на Земле. С одной точки зрения: все создано творцом, с другой: жизнь на Земле появилась постепенно в ходе эволюции. Мы с Вами сегодня рассмотрим научную точку зрения на развитие органического мира.
Обратите внимание на выставку скелетов животных,  различных коллекций костей конечностей позвоночных животных, рельефные таблицы: развитие зародышей, отпечатки и остатки вымерших животных. Скажите, что объединяет эти объекты? О чем это может говорить?
Мы с вами постараемся выявить биологические объекты, с помощью которых можно было бы доказать происходившую эволюцию.
Как Вы думаете, какие науки могли бы помочь нам в этом (эмбриология, цитология, палеонтология, анатомия, морфология)?
Итак, эволюцией называется необратимый процесс развития любой системы, в результате которого возникают новые структуры и новые функции. В биологии термин «эволюция» (от лат. evolutio – развитие, развертывание) впервые использовал швейцарский натуралист Шарль Бонне в 1762 г. в одной из эмбриологических работ.
По современным представлениям, биологическая эволюция – это необратимое и, в известной мере, направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованиями биогеоценозов и биосферы в целом.
Существуют многочисленные доказательства эволюции органического мира Земли, которые одновременно являются и методами изучения эволюции. К классическим доказательствам эволюции относятся:
эмбриологические
палеонтологические
биогеографические
цитологические
сравнительно-анатомические.
2. Изучение нового материала: Сравнительно-анатомические доказательства (работа с информационными листками, слайды презентации, введение новых терминов, запись в рабочем листке)
Сегодня на уроке мы рассмотрим только одну самую большую группу доказательств – сравнительно-анатомичекую. В ходе занятия каждый из вас заполнит рабочий лист. Для этого на партах имеется материал с научной информацией. В течение 5-7 минут необходимо ознакомиться с одной из групп сравнительно-анатомических доказательств. Используя текст о данной группе доказательств среди 10 печатных изображений выявить те из них, которые относятся к вашей группе, и подписать их.  Затем нужно будет найти такой же слайд в компьютерной презентации, подписать и его. Аргументировать, почему данные примеры  могут являться доказательством эволюции.
Идет работа с дидактическими материалами по группам (в парах) (5-7 мин.).
Учитель: Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основе сходства в строении можно установить родство организмов. Какие же доказательства эволюции представляет сравнительная анатомия?
Выступление групп.
1 группа учащихся: (один ученик проговаривает материал, второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи) 
Все организмы имеют клеточное строение (открытие клеточного строения живых организмов - одно из веских доказательств единства органического мира).
Общий план строения свидетельствует о родстве той или иной крупной группы живых организмов:
для позвоночных животных: двусторонняя симметрия тела, полость тела, позвоночник, две пары конечностей, череп, головной и спинной мозг, передние конечности: плечо, предплечье, кисть, задание конечности: бедро, голень, стопа.2 группа учащихся: (один ученик проговаривает материал, второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи) 
Сходство в строении организмов разных таксонов - свидетельство происхождения их от общего предка, является косвенным доказательством эволюции. Сравнительно-анатомические исследования показали, что конечности некоторых позвоночных, например ласты кита, лапы крота, крокодила, крылья птицы, летучей мыши, руки человека, несмотря на выполнение разных функций, имеют сходные черты строения и общее происхождение. Некоторые кости в скелете конечностей могут отсутствовать, другие — срастаться, могут изменяться относительные размеры костей, однако во всех случаях эти органы развиваются сходным образом из одинаковых эмбриональных зачатков. Органы, которые имеют сходное строение и общее происхождение, называются гомологичными. Наличие у организмов разных групп гомологичных органов позволяет установить степень родства между ними, проследить их эволюцию. Гомологичные органы - результат дивергенции. Например, форма тела кита и рыбы.
3 группа учащихся: (один ученик проговаривает материал, второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи) 
В природе часто наблюдаются случаи сходства по внешнему виду и выполняемым функциям органов, которые имеют разное происхождение. Например, крыло птицы и крыло бабочки выполняют сходную функцию, но их происхождение и строение совершенно различные. Сходство вызвано образом жизни, приспособлением к полету, возникшим независимо у бабочек и птиц, а не происхождением этих форм. Органы, имеющие внешнее сходство и выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное происхождение, называются аналогичными. Аналогичные органы свидетельствуют о сходных направлениях приспособлений организмов, вызываемых в процессе эволюции действием естественного отбора. Образование аналогичных органов происходит путем конвергенции - сближении признаков в пределах систематических групп. Примеры таких органов: роющие конечности медведки (насекомого) и крота (млекопитающего); колючки у барбариса (видоизмененные листья), белой акации (видоизмененные прилистники), боярышника (видоизмененный побег).4 группа учащихся: (один ученик проговаривает материал, второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи) 
Рудименты (лат. rudimentum — зачаток, первооснова) — это органы, которые закладываются в ходе эмбрионального развития, но в дальнейшем перестают развиваться и остаются у взрослых форм в недоразвитом состоянии. Иными словами, рудименты — это органы, утратившие свое первоначальное значение в ходе эволюции. Наличие рудиментов, как и гомологичных органов, свидетельствует об общности происхождения живых форм. Задние конечности у кита, скрытые внутри тела, доказывают наземное происхождение его предков. Полностью рудиментированы конечности у змей. У двукрылых насекомых (мух, комаров) — задняя пара крыльев, превращенных в жужжальца. Рудиментарные органы известны у человека: мышцы, двигающие ушную раковину, третье веко (всего около 150).
5 группа учащихся: (один ученик проговаривает материал, второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи) 
Атавизмы (лат. atavus – предок, прародитель) — появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в ходе эволюции. Появление атавистических признаков объясняется тем, что в процессе развития особи до некоторой степени повторяются черты организации предков (Биогенетический закон), то нарушения нормального развития могут привести к тому, что у взрослого организма сохранятся на всю жизнь признаки предков, нормально появляющиеся у зародыша и обычно исчезающие в ходе дальнейшего развития.
Среди тысяч однопалых животных встречаются особи, у которых развиваются трехпалые конечности. Известны случаи появления атавистических признаков у человека: развитие дополнительных пар млечных желез (многососковость), волосяного покрова на всем теле и лице, хвоста. Возникновение атавизмов указывает на историческую взаимосвязь между вымершими и ныне существующими формами.
6 группа учащихся: (один ученик проговаривает материал, второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи) 
Переходные формы - формы, сочетающие в себе признаки нескольких крупных систематических единиц. Пример: эвглена зеленая (признаки растений: хлоропласты, использование СО2; признаки животных:  жгутики, светочувствительный глазок.
Связь между разными классами животных свидетельствует об общности их происхождения. Яйцекладущие (утконос, ехидна) по ряду особенностей своей организации промежуточные между рептилиями и млекопитающими.Гоацин - современная птица, некоторыми признаками сходная с археоптериксом. При помощи специфических когтей на крыльях птенцы гоацина могут карабкаться по ветвям, а в случае опасности предпочитают «отсиживаться» в воде.
Учитель: Итак, мы с вами познакомились с первой группой доказательств эволюции на Земле.
3. Закрепление - работа по печатным материалам с заполнением рабочего  листа по теме «Доказательства эволюции органического мира» 
Давайте проверим к какому выводу мы пришли в ходе урока: Факты сравнительной анатомии  выявляют  родственные связи между отдельными организмами, что  доказывает эволюцию органического мира.
4. Рефлексия
Скажите, что нового вы сегодня узнали, чему научились?
У кого из присутствующих в нашей аудитории есть рудименты? Какие? А кто является обладателем атавизмов? Например, может шевелить ушами?
5. Домашнее задание:
Выучить определения. Найти палеонтологические и эмбриологические доказательства.
Литература для учителя
Вертьянов С. Ю. Гомологичные органы, рудименты и атавизмы
Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М.: Просвещение, 1995.
http.//www.portal.ru
http://www.wikiznanie.ruЛитература  для учащихся
Биологический энциклопедический словарь. – М., 1986.
Биология: Справочные материалы. / Под ред. Д.И.Трайтака. М.: Просвещение, 1994.
Биология: Школьный справочник. М.: Росмэн, 1996.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. – М., 1990.
Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение, 1996.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. М.: Дрофа, 1997.
Кучменко В.С., Козлова Т.А. Краткий справочник школьника 9-11 кл. М.: Дрофа, 1997.
Лемеза Н.А.,  Камлюк Л.В.,  Лисов Н.Д. Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы
Мамонтов С.Г. Биология: Справочник для школьников старших классов и       поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1997
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по теме «Происхождение и эволюция человека», 11 класс
1. В какую эру и период на планете Земля появился человек?____________________
2. Что такое антропогенез__________________________________________________
3. Гипотезы происхождения человека:
а) К. Линней_____________________________________________________________
б) Ж.Б. Ламарк___________________________________________________________
в) Ч. Дарвин______________________________________________________________
г) Ф. Энгельс_____________________________________________________________
4. Положение человека в системе живой природы:
Царство__________________________
Подцарство_______________________