Программа НОУ учащихся начальных классов МБОУ СОШ № 2 г. Радужный Владимирской области


НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ (НОУ)
«Поиск»

Если путь твой к познанию мира ведёт,
как бы ни был он долог и труден – вперёд!
Фирдоуси

Положение о НОУ «Поиск» начальной школы

1. Общие положения:
1.1. Научное общество учащихся (далее – НОУ) – добровольное творческое объединение школьников. В секциях НОУ учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, техники, приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством учителей.
1.2. НОУ может иметь свое название, эмблему, девиз.
1.3. Членами научного общества могут быть рекомендованные учителями учащиеся, изъявившие желание работать в НОУ и имеющие склонность к научному творчеству.
1.4. Членами НОУ являются школьники, постоянно занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.
2. Цели и задачи деятельности
2.1. Цель НОУ:
активное включение учащихся начальной школы в процесс самообразования и саморазвития.

ЗАДАЧИ: 1. овладение знаниями по предметам, выходящими за пределы
учебной программы;
2. обучение учащихся работе с научной, дополнительной
литературой;
3. обучение методам и приемам проведения опытов,
экспериментов, исследований;
4. подготовка к организации и проведению олимпиад, научно-
практической конференции.

УСТАВ

В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к творческой, экспериментальной, научной деятельности.
Возраст вступления в НОУ – 9 – 11 лет


Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

выбрать по желанию тему исследовательской, творческой работы и форму ее выполнения (реферат, доклад и т.д.);
получить необходимую консультацию у своего руководителя;
иметь возможность получить консультации в процессе создания работы;
получить рецензию на написанную работу;
выступить с окончательным вариантом творческой, исследовательской работы на научно-исследовательской конференции в своем классе, в школе;
представлять свою работу, получившую высокую оценку, на районной конференции;
опубликовать работу, получившую высокую оценку;
принимать участие в работе предметных секций, на олимпиадах.


Ученик, участвующий в НОУ, обязан:

регулярно и активно участвовать в работе предметной секции, в заседаниях НОУ;
периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований, опытов, экспериментов, наблюдений;
активно участвовать в проведении предметных недель, во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
строго соблюдать сроки выполнения работ;
строго выполнять требования к оформлению научной работы.

3. Организация научно-исследовательской работы учащихся
3.1. Научным руководителем членов НОУ является руководитель НОУ.
3.2. Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется членами НОУ совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.
3.3. Научный руководитель консультирует члена НОУ по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.
3.4. Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы и др.
3.5. Лучшие работы членов НОУ «Поиск» могут быть поощрены дипломами , могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т. д.
4. Виды научно-исследовательской деятельности членов НОУ «Поиск»
Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
– проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
– аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
– диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем;
– экспериментально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;
– проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
5. Критерии научно-исследовательской деятельности
5.1. Актуальность выбранного исследования.
5.2 Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
5.3. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
5.4. Владение автором специальным и научным аппаратом.
5.5. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
5.6. Практическая и теоретическая значимость исследования.
5.7. Четкость выводов, обобщающих исследование.
5.8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

Формы работы:
Индивидуальная и групповая работа учащихся над проектами под руководством педагогов;
Коллективная работа НОУ «Поиск»:
заседания;
творческие мастерские;
 научно-практические конференции;
предметные школьные и муниципальные олимпиады ;
Всероссийские дистанционные конкурсы»
 предметные недели.

Направления работы НОУ:

1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);
2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).
3. Массовые формы (встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях).

Принципы:
1.    Применение междисциплинарного подхода;  2.    углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;  3.    насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;  4.    поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;  5.    поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;  6.    оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,  7.    установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин, 9.    установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных ценностей при любых обстоятельствах.


Программа работы школьного научного общества учащихся
«Поиск»
Пояснительная записка
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся «Поиск».
Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ "Шаг в «Поиск”. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. 
Список участников НОУ
1 группа (4 классы)

Белякова Ксения
Будушкин Антон
Ганькина Анастасия
Дмитриев Александр
Жгаров Владислав
Костючок Георгий
Краснова Анастасия
Лопупова Карина
Мазуров Юрий
Маркина Олеся
Модина Юлия
Раков Захар
Степанцева Катя
Терехина Елизавета
Холина Екатерина

2 группа (2-3 классы)


ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НОУ

на 2015 – 2016 учебный год



Месяц


·
Тема

Цель


Результат работы

сентябрь
1.Проведение организационного собрания
Обсуждение и утверждение названия, девиза.
Образование предметных секций.
Папка материалов


2. Диагностика обучающихся по вопросам исследовательских умений и читательского интереса
Анализ диагностических материалов участия в НОУ
Материалы диагностики, диаграммы

октябрь
1.Библиотечный урок. Как работать с научной литературой.

Обучение работе с литературными источниками, научной литературой
Памятки


Тематика творческих и исследовательских работ
Обсуждение по тематике работ, составление плана.
Памятки, образцы


ноябрь





2. Практическое занятие «Культура умственного труда. Использование информационных ресурсов сети Интернет при организации  научно-исследовательской работы»

Знакомство с требованиями по оформлению исследовательских работ
Памятки

декабрь
1 Как оформить научную работу
Овладение знаниями по математике, выходящими за пределы программы
Памятки


2. Основное содержание исследовательской работы. Раскрытие темы
Использование имеющихся знаний в выполнении заданий повышенной сложности.
Памятки

январь
1. Методы научного исследования.
Подготовка материалов к проведению внеклассных мероприятий, участие в конкурсе чтецов стихов
Памятки


2. Этапы работы над научным исследованием. Заключение и выводы.

Памятки

Февраль






2. Правила написания сообщения


Памятки

март
1. Оформление библиографических данных. Приложения
Отбор лучших работ на школьную научную конференцию
Памятки


2. Культура выступления. Ораторское искусство
Отбор лучших финалистов на районную олимпиаду по предметам
Памятки

апрель
1. Индивидуальные консультации по написанию
Отбор лучших работ на районную научную конференцию
Работы учеников


2. Подготовка и проведение школьной научно-исследовательской конференции
Анализ выступлений
Сборник исследовательских работ учащихся

май
1.Диагностика обучающихся по вопросам исследовательских умений
Анализ диагностики
Оформление портфолио участниов НОУ. Материалы диагностики


2.Итоги работы за год. Проблемы и задачи на следующий учебный год»
Анализ работы за учебный год. Парад секций НОУ
Портфолио работы НОУ





Положение о научно-практической конференции учащихся начальной школы
«Я – исследователь»
1. Общие положения
1.1. Научно-практическая конференция учащихся (НПКУ) – одна из основных форм их учебно-исследовательской деятельности.
1.2. НПКУ начальной школы является итогом учебно-исследовательской деятельности младших школьников, которая связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства).
1.3. НПКУ является заключительным этапом Дней науки.
1.4. Участниками НПКУ начальной школы являются учащиеся 1-4 классов, интересующиеся и занимающиеся научно-исследовательской работой, учителя школы, администрация школы, все желающие.
1.5. НПКУ начальной школы «Я – исследователь» проводится ежегодно один раз в учебном году.
2. Основные задачи
2.1.Развитие интеллектуальной, творческой инициативы и учебно-познавательных интересов учащихся.
2.2. Активизация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учащихся в рамках предметов, входящих в базисный учебный план.
2.3. Формирование у учащихся потребности и установки на престижность занятий фундаментальными науками.
2.4.Создание условий для профессионального самоопределения учащихся гимназии.
2.5. Развитие коммуникативных умений и способностей учащихся.
3. Права участников:
3.1. Каждый участник НПКУ имеет право выступить с сообщением, отражающим собственную точку зрения, которая не обязательно должна совпадать с общепринятой.
3.2. Каждый участник НПКУ имеет право выступить оппонентом по проблемам, рассматриваемым на НПКУ.
3.3. Участники НПКУ имеют право в корректной форме задавать вопросы по заинтересовавшей их проблеме.
4. Ответственность участников
Каждый выступающий несет ответственность за содержание и качество своего сообщения.
5. Организация управления
5.1. НПКУ начальной школы «Я – исследователь» готовится под руководством руководителя НОУ «Поиск».
5.2. Сообщения учащихся готовятся под руководством научного руководителя.
5.3. Все выступления на НПКУ являются регламентированными. Регламент – 10-15 минут на выступление.
5.4. В жюри приглашаются учителя учащихся, администрация школы.
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности НОУ «Эврика»
Этап 1
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель» и т. д.;
– анализ полученных результатов;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
– мониторинг.
Этап 2
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3
Индивидуальная работа научных руководителей с членами НОУ. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научных руководителей.
Этап 4
Оформление членами НОУ выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.
Этап 5
Итог исследовательской работы – научно-практическая конференция для учащихся начальной школы «Я – исследователь». По результатам проведенной конференции определяются победители, участники конференции награждаются грамотами и ценными призами.













ПРИЛОЖЕНИЕ

Название научного общества учащихся (НОУ):

Планета знаний

Девиз:

ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ПОПОЛНЯЮТСЯ
ЕЖЕДНЕВНО, УБЫВАЮТ С КАЖДЫМ ДНЕМ.

ПОМНИ: НАУКА ДАЕТ КРЫЛЬЯ УМУ,
А ЗНАНИЯ ИЗЛЕЧИВАЮТ
ОТ НЕВЕЖЕСТВА.








ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЕЙ [1]

Какие интересы, кроме учебных, есть у вашего ребенка?
Какие предметы школьного курса для него наиболее значимы?
Книги в какой области знаний ему интересны?
Какие познавательные передачи смотрит ваш ребенок?
В какой области знаний вы видите в будущем приложение сил своего ребенка?
Занимается ли ваш ребенок в кружке в школе или вне школы?
Имеет ли возможность ребенок демонстрировать результаты своих занятий в кружке?
Считаете ли вы необходимыми более глубокие занятия ребенка в кружках и секциях? Если да, то почему?
На занятиях каких кружков и секций вы хотели бы видеть своего ребенка?
Как вы считаете, может ли это в последующем повлиять на его профессиональный выбор?





ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ[1]

Какой школьный предмет Вам наиболее интересен?
По какому предмету Вам интересно читать дополнительную литературу?
Какая область знаний Вам наиболее интересна?
Занимаетесь ли Вы в кружках? Каких и где?
Считаете ли Вы необходимым создание в школе научного общества учащихся начальной школы?
По Вашему мнению, чем оно должно заниматься?
Хотели бы Вы участвовать в работе научного общества учащихся?
Если да, то в какой секции Вы хотели бы работать?
Мог бы Ваш учитель стать Вашим консультантом?
Какие темы для исследования, наблюдения могли бы быть Вам интересны?

Организация исследования включает в себя следующие этапы.
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.

. Подготовка к защите включает следующие этапы.
1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера, б) описание, в) характеристика, г) сравнение, д) различие.
2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4.Расставить по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Список литературы

Н.И.Дереклеева , «Научно-исследовательская работа в школе», М, 2001


15