Рабочая программа кружка Академия приключений
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа-гимназия №6»
г. Джанкоя Республики Крым
РАССМОТРЕНО
и принято на заседании МО учителей естествознания протокол №
от
Руководитель МО
___ Ротт Е.А. РЕКОМЕНДОВАНО
к использованию педагогический совет
Протокол
№
от
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____ Г.А. Рачкелюк
2015г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Школа-гимназия №6»
______ А.Е.Бочкала
2015г.
Рабочая программа
на 2015/ 2016 учебный год
Учебный предмет кружок «Академия приключений»
Класс 5-6
Количество часов: в неделю - 6; всего за год - 216
Учитель, педагог дополнительного образования Ротт Е.А.
Планирование составлено на основе программы (название, авторы)Данная программа разработана с учетом программ кружков по туризму, спортивному ориентированию (1995г), «Подготовка судей соревнований по туризму» (Константинов Ю.С., 1988г) «Юные инструкторы туризма» (Маслов А.Г., 2002г), «Туризм и краеведение» (В.В. Шляков, 1982г.). Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение», изд. 3 дополненное. Утверждены Главным управлением школ Министерства просвещения СССР, М. "Просвещение" 1982, В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн.
Тематическоепланирование состави:
_____________________________ / Ротт Е.А,/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Туризм» туристско-краеведческой направленности составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ данного вида деятельности. Вид программы: модифицированная, вариативная.
Пешеходный туризм является универсальным и комплексным средством воспитания подрастающего поколения, привлекающим ребят как младшего, так и старшего школьного возраста. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. При этом пешеходный туризм не является капиталоемким видом деятельности, для занятий им не требуется дополнительного дорогостоящего оборудования, такого, как, например, для занятий альпинизмом или велосипедным туризмом.
Главная задача объединения пешеходного туризма — удовлетворить естественную потребность воспитанников в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.
Актуальность программы обусловлена тем, что туристские походы, романтика дальних дорог манят к себе с каждым годом все большее число воспитанников, а занятия в группах данного вида деятельности помогают решить не только воспитательные, но и социальные проблемы (обеспечение занятости в свободное от учебы время, профилактика беспризорности и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в первую очередь своей Малой Родины, занятия в объединении «Пешеходный туризм» способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов. Отмечено, что учащиеся, входящие в состав туристкой группы, стараются вести здоровый образ жизни, реже совершают поступки асоциального характера. Пешеходный туризм позволяет решить и проблему профориентации. Воспитанники туристских объединений, как правило, в дальнейшем поступают на факультеты туризма.Занятия туризмом дают возможность трудиться в промышленном альпинизме, быть инструктором и экскурсоводом, профессиональным спортсменом, служить в МЧС и бригадах спецназа горных стрелков, работать учителем физкультуры и тренером в спортшколах.
Данная программа разработана с учетом программ кружков по туризму, спортивному ориентированию (1995г), «Подготовка судей соревнований по туризму» (Константинов Ю.С., 1988г) «Юные инструкторы туризма» (Маслов А.Г., 2002г), «Туризм и краеведение» (В.В. Шляков, 1982г.). Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение», изд. 3 дополненное. Утверждены Главным управлением школ Министерства просвещения СССР, М. "Просвещение" 1982, В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн.
Отличительной особенностью этой программы является деятельный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Программа предполагает меж предметные связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, крымоведением, географией, математикой, историей, биологией, физкультурой.
Новизна программы предполагает тесную связь с родителями воспитанников.В сетку часов включены отработки технических приемов совместно для детей и их родителей, на которых воспитанники являются «судьями» и «постановщиками дистанции» для родителей в личном зачете на мини-соревнованиях, которые не включены в сетку.
Цели программы:
- совершенствование нравственного и физического воспитания учащихся средствами пешеходного туризма, подготовка специалиста в области спортивного туризма и туристского многоборья, удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края;
-развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;
Поставленные цели будет достигнуты при решении следующих задач, реализуемых в комплексе (обучающих, развивающих, воспитательных).
Задачи:
обучающие:
формирование системы знаний, необходимых организатору туристско-спортивной работы;
обучение навыкам и умению сбора краеведческой информации,
формирование банка данных о местах туристских маршрутов через ведение записей краеведческих наблюдений, воспоминаний старожилов, ветеранов;
воспитательные:
воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;
выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;
развивающие:
развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;
развитие интереса к изучаемым дисциплинам;
формирование навыков туристкой техники, ориентирования, выживания в природной среде, судейства туристско-спортивных мероприятий;
Возраст обучающихся детей
и психофизические особенности данного возраста
Возраст обучающихся детей по программе составляет 10 – 15 лет. Для воспитанников этого возраста характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать: мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила, последовательность действий при выполнении заданий и т.п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным.
Комплектовать состав первого года обучения следует из ребят 10—12 лет (учащиеся V— VII классов), второго и третьего года обучения — из ребят 12—15 лет (учащиеся VI—VIII классов).
Чаще после 9 класса команды распадаются из-за поступления ребят в различные учебные заведения города и края. Те воспитанники, которые остаются, продолжают обучение по программам «Подготовка юных судей соревнований» и «Младшие инструкторы туризма».
Сроки реализации программы
Программа занятий рассчитана на 3 года обучения с обязательным прохождением зачетных походов, участием и судейством районных туристских мероприятий.
1 год обучения – 216 часа (6 часов в неделю).
2 год обучения – 216 часов (6 часов в неделю).
3 год обучения – 216 часов (6 часов в неделю).
Этапы работы по программе
1 этап (начальный) 1 год обучения Получение начальных туристских навыков
2 этап (основной) 2 год обучения Закрепление и совершенствование туристских навыков. Участие в походах.
3 этап (завершающий) 3 год обучения Совершенствование туристских навыков, участие в категорийных походах
Формы и режим занятий
Программы каждого года занятий рассчитаны на 216 учебных часов, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности (в том числе, подготовку походов и подведение их итогов), а также проведение учебно-тренировочных походов и сборов.
Летние зачетные походы в сетку часов не включены.
Режим работы туристского объединения по программе «Пешеходный туризм» в течение учебного года в его различные периоды не одинаков: как правило, ребята собираются на занятия 2 раза в неделю в определенный день и час.
В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), учебные походы на 1—2 дня, участие в соревнованиях, слетах. Более продолжительные походы проводятся в каникулярные периоды. Кроме того, занятия могут проходить по группам (работа штаба, хозгруппы, редколлегии отчета о походе и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, казначеем, с фотографом и т. п.).
При проведении практических занятий на местности в пределах населенного пункта занятие может быть продлено до 4 часов. При проведении практических занятий в форме учебно-тренировочных выходов, продолжительность занятий считается 8 часов за одни сутки нахождения вне населенного пункта.
Продолжительность теоретических занятий 3 часа. 3-х часовая форма занятий используется не только для удобства заполнения журнала. Занятие в УДО обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по чередованию форм работы, насыщению видами деятельности; в отличии от школьного стандартного материала, носит элемент опережающего характера, имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Программа предусматривает одно, двухдневные походы в первый год обучения, в последующие года - трех, пятидневные походы, учебно-тренировочные выходы. Надо учитывать и степень подготовленности ребят. На первом году обучения в связи с разным уровнем начальных знаний педагогом применяется разноуровневая подготовка.
Если в составе кружка первого года обучения подобралось большинство ребят, которые в IV—V классах уже занимались туризмом (по программе «Юные туристы»), то следует при составлении учебного плана сократить часть тем теоретического курса и увеличить часы на практические занятия и походы.
Предполагаемый результат
Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать:
сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения (состав группы изменился менее чем на 30%),
уменьшение числа воспитанников, состоящих на различных видах профилактического учета,
постоянный рост спортивно-технического мастерства,
рост уровня спортивных достижений команды (выступления на соревнованиях, слетах),
привлечение старших воспитанников к судейству на районных, краевых соревнованиях,
сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы.
Ожидаемый результат в воспитательном плане:
Гражданин. Национальная гордость, патриотизм. Общественная дисциплина и культура общения. Бережное отношение к природе и традициям. Уважение прав и культуры других наций. Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
Семьянин. Тактичность. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ. Умение организовать досуг. Забота о младших и слабых. Уважение к пожилым. Знание гигиенических навыков.
Профессионал. Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща. Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание.
В результате 1 года обучения по данной программе, учащиеся должны:
получить навыки подготовки к походу I степени сложности;
уметь пользовать картой и компасом;
уметь ставить палатку и разводить костер, оборудовать бивак;
уметь оказывать первую медицинскую помощь;
преодолевать простые природные и искусственные препятствия.
Ожидаемый результат после 2 года обучения:
иметь навыки туристской техники, ориентирования, жизни в полевых условиях;
иметь навыки ведения краеведческих наблюдений, использования их результатов для решения задач по выходу из экстремальной ситуации;
выполнение разрядов, участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях, чемпионатах по туризму, спортивному ориентированию;
составлять краеведческую картотеку;
иметь навыки участия в туристско-спортивных мероприятиях в составе команды и лично;
иметь опыт участия в походе II степени сложности в условиях межсезонья и в походе I категории сложности в летний период.
Ожидаемый результат после 3 года обучения:
получить навыки подготовки к походу II категории сложности;
уметь подготавливать и проводить степенные походы;
уметь подготовить и провести турслет в рамках образовательного учреждения;
знать работу главной судейской коллегии туристско-спортивных соревнований.
уметь оказывать первую доврачебную помощь;
знать поисково-спасательную работу, уметь применять ее на практике;
знать методику судейства отдельных этапов;
Способы оценки результатов
Для оценки качества знаний, умений и навыков воспитанников следует проводить различного рода контрольно-проверочные мероприятия. Так в конце каждого года обучения следует проводить зачет по теоретическому курсу с проверкой знаний по изученным дисциплинам.
В связи с этим целесообразно для контроля практических навыков использовать проектную методику. То есть предложить воспитанникам самостоятельно разработать маршрут похода по заданному району и в заданные сроки. А для того, чтобы воспитанники имели представление о том, куда и как можно пойти в поход, следует в рамках изучения темы «Родной край. Охрана природы. Туристские возможности Крыма, провести семинар по районам путешествий. Важно, чтобы воспитанники самостоятельно подготовили сообщения о выбранных районах, а помощь педагога заключалась бы в подборе иллюстративного и демонстрационного материала.
Уровень технического мастерства проверяется на соревнованиях.
Уровень спортивного мастерства может быть оценен в присвоении очередных спортивных разрядов и званий.
Формы предъявления и оценки результатов
Основными формами предъявления и оценки результатов являются: выполнение разрядов, участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях, чемпионатах по туризму, спортивному ориентированию; степенные и категорийные и некатегорийные походы (подготовка и проведение; конкурс отчетов) и пр.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п\п Тема Теория Практические занятия Всего
I Введение. Особенности пешеходного туризма. 3 0 3
1.2 Природа родного края и его история. Охрана природы. Туристские возможности края. Виды туризма. 6 0 6
1.3 Организация и проведение туристских походов и выездов. Подведение итогов похода. Обеспечение безопасности. 9 27 36
II Туристское снаряжение. Туристское хозяйство 9 9 18
III Туристский бивак 3 12 15
IV Подготовка и отработка навыков туристской техники совместно с родителями. 3 3 6
V Топографическая подготовка 9 12 21
VI Питание в туристском походе 3 6 9
VII Тактика и техника пешеходного туризма 9 9 18
VIII Доврачебная помощь 3 15 18
IX Техническая подготовка. Строй туристской группы. Движение по дорогам и тропам 6 21 27
X Физическая подготовка туриста 3 18 21
XI Туристские слеты и соревнования 18 18
Итого: 66 150 216
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
I.Введение. Обеспечение безопасности. Особенности пешеходного туризма (3 ч.).
Теория: виды туризма. Формы туризма. Особенности туризма. Развитие туризма в России. Пешеходный туризм. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах. Пропаганда туризма.
Тема 1.2.Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности Краснодарского края (6 ч.).
Теория: климат, растительный и животный мир родного края. История края, памятные исторические места. Памятники природы. Закон об охране природы. Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей. Туристские и экскурсионные возможности края.
Виды туризма.
Практика. Знакомство с картой области (края), республики. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.
Тема 1.3. Организация и проведения туристских походови выездов. Подведение итогов похода. Обеспечение безопасности (36ч.).
Теория: правила организации и проведения туристских походов "Инструкция". Выбор целей и задач; района и маршрута походов. Распределение обязанностей в группе. Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий. Режим ходового дня. Хронометраж движения. Подбор группы. Определение цели и района похода. Обязанности командира туристской группы, завхозов, краеведа, старшего проводника и других ответственных лиц.Подбор и подготовка личного и группового снаряжения. Типичные ошибки туристов при укладке рюкзака. Подбор хранение картографического материала. Сообщение о вариантах летнего зачетного похода, распределение тем докладов. Распределение обязанностей и заданий по краеведческой работе, план фото- и киносъемок, ведение календаря погоды и протокола (хронометража) движения.
Практика: составление плана подготовки похода, сметы расходов, разработка маршрутов и планов-графиков учебно-тренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода: по истории, флоре, фауне, рельефу и т.д., подготовка маршрутной документации, копирование карт. Подготовка группового и специального снаряжения, закупка, расфасовка и раскладка продуктов. Укладка рюкзаков. Составление графиков дежурств. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходам в походы. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака. Чистка, ремонт и сдача снаряжения на склад (в ателье проката). Оформление туристского уголка группы, летописи кружка, фотогазеты. Подготовка выставки о работе кружка. Обсуждение похода в группе, на совместном с родителями собрании. Оформление документации, заполнение учетных карточек (паспортов туриста), награждение участников.Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т. п. Обсуждение итогов похода. Просмотр фотоматериалов и подготовка диафильмов. Составление отчета о походе, паспорта маршрута. Оформление значков и разрядов. Организация ночлегов в помещениях. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе.
II. Туристское снаряжение Туристское хозяйство (15 ч.).
Теория: меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнемпоходе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша).
Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер. сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток; как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу.
Состав и назначение ремнабора, обязанности «реммастера» до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.
Практика: альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д.
Как готовить личное снаряжение к походу. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных блюд.Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре. Спортивное и краеведческое содержание похода. Значение активного способа передвижения и преодоления естественных препятствий на маршруте. Поход и прогулка. Виды естественных препятствий в пешеходном и лыжном туризме. Нормы переходов. Строй, темп, режим, интервал, построение цепочки; их изменения в зависимости от различных условий. Шаг туриста, положение корпуса, рук при пешем и лыжном передвижении.
III. Туристский бивуак (15ч.).
Теория: требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.
Практика: планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды, бивак в горах (на снегу). Организация бивачных работ. Панорама бивачных работ: виды, последовательность, исполнители, материальное обеспечение, роль командира группы (ответственного дежурного по биваку) в производстве работ в нормальных и критических условиях. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке. Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях. Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей и обуви. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей. Раздача пищи. Прием пищи. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе (в полевых условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака. Охрана природы на биваке. Снятие лагеря. Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться русской печью, дровяной плитой. Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта.
IV. Подготовка к соревнованиям и отработка навыков туристской техники совместно с родителями. (9ч.).
Теория: узлы. Одевание обвязок. Основы работы на переправах. Виды переправ. Правила постановки дистанции 1 класса. Бесштрафная система. Правила преодоления туристской полосы.
Практика: постановка дистанции, мини-соревнования между командами «Мама, папа и я – туристская семья». Участие в личных зачетах по прохождению дистанции.
V. Топографическая подготовка. Топография, условные знаки. Спортивная карта (21ч.).
Теория: виды карт, их характеристика. Основные сведения о карте. Топографические знаки.
Зрительное знакомство с объектами местности, их словесное описание.
Особенности топографической подготовки ориентировщиков. Спортивная карта, условные знаки, цвета карты, масштаб карты. Определение расстояние по карте и на местности.
Практика: измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.).
Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по азимуту. Ориентирование по местным предметам, рельефу. Определение точки стояния.
Понятие о технике спортивного ориентирования. Приемы и способы ориентирования. Отметка на контрольном пункте (КП). Восприятие и проверка номера КП.
Правильное держание спортивной карты. Контрольная карточка и легенды КП. Типичные ошибки при освоении техники спортивного ориентирования. Выполнение зачетной работы.
VI. Питание в туристском походе (9ч.).
Теория: питание в туристском походе. Варианты организации питания в походе. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. Составление расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами
Практика: составление меню и списка продуктов для 1-3-дневного похода. . Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ.
Закупка, фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.
Приготовление пищи на костре, питьевой режим на маршруте.
VII. Тактика и техника пешеходного туризма (18ч.).
Теория: понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций.Виды и нормы нагрузок в летних пешеходных и зимних лыжных походах на равнине и в горах: весовые, скоростные, временные нагрузки и их изменения в процессе прохождения маршрута. Значение дисциплины в походе. Значение уровня подготовленности туристской группы. Повторение основных правил организации и проведения походов на территории России, пройденных по программе первого года занятий. Правила организации и проведения туристских походов. Понятие о плановом и самодеятельном туризме. Основные параметры маршрутов 2-й (3-й) категории сложности. Виды и характеристика естественных препятствий таежных, тундровых и горных маршрутов. Основные формы горного рельефа. Горный словарик туриста.Требования к участникам походов высоких категорий сложности: морально-волевая, физическая, техническая и краеведческая подготовленность участника. Взаимопомощь туристов, понятие о само- и взаимостраховке. Законы туристской дружбы. Волевые качества туриста, контрольные физические нормативы, психологическая совместимость.
Практика: планирование «нитки» маршрута и разработка плана-графика похода 2-й (3-й) категории сложности: три основных периода разработки маршрута и плана-графика похода, их содержание. Линейная, кольцевая и радиальная схема построения нитки» маршрута. Учет непредвиденных обстоятельств. Ходовые дни, запасные дни, экскурсионные дни, дни переездов, полу-дневки, контрольные сроки, запасные варианты маршрута, варианты схода с серединной части маршрута, связь с КСС. Утверждение похода.
VIII. Доврачебная помощь (18ч.).
Теория: гигиена туриста. Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила использования химических средств защиты от кровососущих.
Практика: Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Примерный состав походной аптечки. Значение своевременного оказания доврачебной помощи. Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечение. Что такое снежная слепота, ее предупреждение. Заболевания возможные в пути их симптомы и лечение. Предупреждение потертостей, тепловых и солнечных ударов. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль соблюдения правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и перевязка ран, наложение жгута. Конкурс на лучшего санитара группы.
IX. Техническая подготовка (27ч.).
Теория: виды, содержание и правила соревнований юных туристов по туристской технике. Темп движения: нормальный темп движения и его изменения в течение дня, с течением дней в походе, в зависимости от грунта, почвы, рельефа, погоды и других условий. Строй туристской группы. Почему на маршруте группа должна двигаться колонной, построение колонны, обязанности направляющего (проводника), замыкающего и остальных участников в летнем, зимнем походах. Опасность отставания отдельных участников от группы.
Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные нормы весовых нагрузок для мальчиков, девочек; форма рюкзака и положение его центра тяжести; соблюдение равномерности в раз- грузке участников с течением дней, разгрузка заболевшего участника, как дать отдых плечам во время движения с рюкзаком; типичные ошибки туристов при укладке рюкзака, его деформация при переноске. Режим дня и режим движения в пешеходном; что такое ходовой час, количество и распределение ходовых часов в течение дня в начале, в середине, в конце похода, в жаркую и холодную погоду, в зависимости от других условий на маршруте.
Практика:движение по дорогам и тропам. Основные правила поведения туриста в строю, обеспечение безопасности при движении по автомагистралям. Шаг, темп, интервал, положение корпуса и рук. То же при движении по дорогам и тропам, при подъемах и спусках с невысоких гор. Движение без дорог и троп на равнине. Характеристика типичных естественных препятствий при движении по травянистой поверхности, по песку, мокрому грунту, кустарникам, по каменистой поверхности, по болотам; положение корпуса, шаг, темп, интервал, использование альпенштока, разведка и маркировка пути. Изменения в режиме движения в высокоширотных районах при различных погодных условиях. Шаг, темп, интервал, использование альпенштока, резиновых сапог, накомарника. Разведка и маркировка пути. Движение в горах. Подъемы и спуски по крутым травянистым склонам в различных условиях. Разведка, маркировка, выбор пути движения «в лоб» и «серпантином». Шаг, темп, интервал, режим движения, способы страховки. Движение по осыпям и каменным «морям». Виды осыпей, их характеристика. Разведка, маркировка, выбор пути. Движение вверх и вниз «в лоб» и «серпантином». Подъемы и спуски по скальному гребню, по желобу. Шаг, темп, интервал, режим движения, способы страховки (использование альпенштока, веревочных перил). Правила безопасности и поведение туристов при падении камней. Переправы через реки. Характеристика равнинных и горных рек. Опасности, связанные с переправами через реки. Виды и способы переправ. Разведка места и оценка доступности переправы избранным способом. Переправы по кладям, бревнам: наведение переправы, проверка, порядок, страховка. Переправа через бурную горную реку по камням: выбор места, проверка, порядок движения, страховка. Навесная переправа. Применение веревки и альпенштока в туристских походах. Основные узлы и грудная обвязка. Броды через равнинные и горные реки: разведка места брода, проверка, порядок и способ прохождения, виды и способы страховки и самостраховки на броде. Зачетные соревнования.
X. Физическая подготовка туриста (21ч.).
Теория: значение общей и специальной подготовки для туриста. Физическая тренировка в тренировочных походах. Закаливание организма. Всесторонняя физическая подготовка – основадля достижения высоких и стабильных результатов в ориентировании. Применение обще-развивающих упражнений способствует улучшению функций сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем.
Практика: упражнения для разминки. Подвижные игры.Строевой и походный шаг. Ходьба на носках, на пятках, в полу-приседе, в приседе.Бег вперед и спиной вперед. Бег на носках. Бег с изменением направления и скорости.Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание рук, вращения, махи, рывки.Упражнения для ног. Поднимание на носках, приседания, махи в лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки.Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения и повороты головы. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые вращения. В положении лежа – поднимание и опускание ног. Упражнения с партнером.Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом. Игры на внимание, сообразительность, координацию.Эстафеты с преодолением препятствий, с предметами, прыжками и бегом в различной комбинации. Подвижные игры на свежем воздухе.
XI. Туристские слеты и соревнования (18ч.).
Теория: характеристика туристских слетов и соревнований. Задачи туристских слетов и соревнований. Организация слетов, судейская коллегия, участники. Положения о слете и соревнованиях, условия проведения. Обязанности и работа судей. Ознакомление с системой штрафов.
Практика: подготовка к соревнованиям, судейство простых этапов. Работа секретариата.
Районный туристско-краеведческий фестиваль школьников. Соревнования по спортивному туризму Центра детского творчества.
Выбор места проведения, размещения участников и судей, оборудование места соревнований. Порядок проведения, информация.
Подведение итогов и награждение победителей. Медицинское обеспечение. Охрана природы. Подготовка инвентаря и оборудования, необходимого для проведения соревнования и оформления мест проведения.
Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников. Личное и командное снаряжение участников. Меры безопасности при проведении туристских слетов и соревнований.
Участие в туристских соревнованиях школы, учреждения дополнительного образования, района в качестве участников.
Зачетные соревнования.Участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях, чемпионатах по туризму, спортивному ориентированию; оформление краевой краеведческой картотеки; степенные и категорийные и некатегорийные походы (подготовка и проведение; конкурс отчетов) и пр.
Календарно-тематический план работы объединения
№
п/п Тема занятия Кол-во
часов Дата проведения
теория практика 1 Введение. Особенности пешеходного туризма. 3 05.09.15
2 Природа родного края и его история. Охрана природы. Туристские возможности края. Виды туризма. 3 06.09.15
3 Природа родного края и его история. Охрана природы. Туристские возможности края. Виды туризма. 3 12.09.15
4 Физическая подготовка туриста 3 13.09.15
5 Физическая подготовка туриста 3 19.09.15
6 Организация и проведение туристских походов и выездов. Подведение итогов похода. Обеспечение безопасности. 3 20.09.15
7 Организация и проведение туристских походов и выездов. Подведение итогов похода. Обеспечение безопасности. 3 26.09.15
8 Организация и проведение туристских походов и выездов. Подведение итогов похода. Обеспечение безопасности. 3 27.09.15
9 Организация и проведение туристских походов и выездов. Подведение итогов похода. Обеспечение безопасности. 3 03.10.15
10 Организация и проведение туристских походов и выездов. Подведение итогов похода. Обеспечение безопасности. 3 04.10.15
11 Организация и проведение туристских походов и выездов. Подведение итогов похода. Обеспечение безопасности. 3 10.10.15
12 Организация и проведение туристских походов и выездов. Подведение итогов похода. Обеспечение безопасности. 3 11.10.15
13 Организация и проведение туристских походов и выездов. Подведение итогов похода. Обеспечение безопасности. 3 17.10.15
13 Организация и проведение туристских походов и выездов. Подведение итогов похода. Обеспечение безопасности. 3 18.10.15
15 Участие в соревнованиях по туристской технике 6 24.10.15
16 Организация и проведение туристских походов и выездов. Подведение итогов похода. Обеспечение безопасности. 3 25.10.15
17 Физическая подготовка туриста 3 31.10.15
18 Организация и проведение туристских походов и выездов. Подведение итогов похода. Обеспечение безопасности. 3 01.11.15
19 Организация и проведение туристских походов и выездов. Подведение итогов похода. Обеспечение безопасности. 3 07.11.15
20 Туристское снаряжение. Туристское хозяйство 3 08.11.15
21 Туристское снаряжение. Туристское хозяйство 3 14.11.15
22 Туристское снаряжение. Туристское хозяйство 3 15.11.15
23 Туристское снаряжение. Туристское хозяйство 3 21.11.15
24 Туристское снаряжение. Туристское хозяйство 3 22.11.15
25 Туристское снаряжение. Туристское хозяйство 3 28.11.15
26 Физическая подготовка туриста 3 29.11.15
27 Туристский бивак 3 05.12.15
28 Туристский бивак 3 06.12.15
29 Туристский бивак 3 12.12.15
30 Туристский бивак 3 13.12.15
31 Туристский бивак 3 19.12.15
32 Подготовка и отработка навыков туристской техники совместно с родителями. 3 20.12.15
33 Подготовка и отработка навыков туристской техники совместно с родителями. 3 26.12.15
34 Топографическая подготовка 3 27.12.15
35 Топографическая подготовка 3 16.01.16
36 Топографическая подготовка 3 17.01.16
37 Топографическая подготовка 3 23.16.16
38 Физическая подготовка туриста 3 24.01.16
39 Топографическая подготовка 3 30.01.16
40 Топографическая подготовка 3 31.01.16
41 Топографическая подготовка 3 06.02.16
42 Питание в туристском походе 3 07.02.16
43 Питание в туристском походе 3 13.02.16
44 Питание в туристском походе 3 14.02.16
45 Участие в соревнованиях по технике лыжного туризма 6 20.02.16
46 Тактика и техника пешеходного туризма 3 21.02.16
47 Тактика и техника пешеходного туризма 3 27.02.16
48 Тактика и техника пешеходного туризма 3 28.02.16
49 Тактика и техника пешеходного туризма 3 05.03.16
50 Тактика и техника пешеходного туризма 3 06.03.16
51 Тактика и техника пешеходного туризма 3 12.03.16
52 Доврачебная помощь 3 13.03.16
53 Доврачебная помощь 3 19.03.16
54 Доврачебная помощь 3 20.03.16
55 Доврачебная помощь 3 26.0316
56 Доврачебная помощь 3 27.03.16
57 Доврачебная помощь 3 02.04.16
58 Техническая подготовка. Строй туристской группы. Движение по дорогам и тропам 3 03.04.16
59 Техническая подготовка. Строй туристской группы. Движение по дорогам и тропам 3 09.04.16
60 Техническая подготовка. Строй туристской группы. Движение по дорогам и тропам 3 10.04.16
61 Техническая подготовка. Строй туристской группы. Движение по дорогам и тропам 3 16.04.16
62 Физическая подготовка туриста 3 17.04.16
63 Техническая подготовка. Строй туристской группы. Движение по дорогам и тропам 3 23.04.16
64 Техническая подготовка. Строй туристской группы. Движение по дорогам и тропам 3 24.04.16
65 Техническая подготовка. Строй туристской группы. Движение по дорогам и тропам 3 30.04.16
66 Техническая подготовка. Строй туристской группы. Движение по дорогам и тропам 3 14.05.16
67 Техническая подготовка. Строй туристской группы. Движение по дорогам и тропам 3 15.05.16
68 Физическая подготовка туриста. Промежуточная аттестация 3 21.05.16
69 Участие в соревнованиях по туристским навыкам 6 22.05.16
1.Организация воспитывающей деятельности
№ Направления деятельности Название мероприятий Время проведения
1. Трудовое воспитание Проведение субботника вдоль реки сентябрь
2. Физическое воспитание и спортивно-оздоровительная
деятельность Участие в спортивных соревнованиях декабрь
3. Художественно-эстетическое воспитание Проведение традиционных праздников март
4. Экологическое воспитание
Познавательно-игровая программа «Мы друзья природы» февраль
5. Патриотическое воспитание
Участие в параде на 9 мая
Май
6. Духовно-нравственное воспитание Экскурсия в краеведческий музей города Симферополя. Октябрь
7. Познавательная деятельность
Учебно-познавательная игра «Ориентирование на местности» апрель
8. Общественная деятельность
Операция «Наш двор – наша забота» ноябрь
2.Работа по формированию детского коллектива
№ Направления деятельности Мероприятия Дата проведения
1. Традиции объединения
Туристический огонек «Посвящение в туристы» декабрь
2. Формирование межличностных отношений в детском коллективе Этическая конкурсная программа «Делай добро, и она вернётся» апрель
3.Изучение личности воспитанников
№ Направления деятельности Форма проведения Форма и срок подведения итога
1. Изучение личности ребенка
Тестирование «Знаю ли я себя» октябрь
2. Оценка уровня воспитанности детей Анкетирование февраль
3.
Изучение характера и взаимоотношений в группе «Командные учения» март
4.Работа с родителями по организации совместной деятельности
№ Мероприятия Цельпроведения Датапроведения
1. Спортивные соревнования «Вместе дружная семья» Организация совместного отдыха, развитие силы, ловкости, выносливости I полугодие
2. Рекомендации родителям по интересующим вопросам Вовлечение родителей в жизнь и деятельность кружка II полугодие
Педагог дополнительного образования детей: ________ (Ротт Е.А.)