методическая разработка внеклассного мероприятия Устный журнал по темеВстреча перелетных птиц


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лознянская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»
Экологический праздник «День птиц»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
«Встреча перелетных птиц»
Подготовила: Полтавцева Н.В.,
учитель биологии и химии
с. Лозная
2013 г.
Пояснительная записка:
Цель: Познакомить детей с птицами своего края, села.
Задачи:
образовательные:
познакомить обучающих с птичьим разнообразием Ровеньского района весной,
пробудить потребность и желание постоянно заботиться о пернатых;
выяснить народные традиции, связанные с весенним прилетом птиц.
развивающие:
развитие кругозора и пополнение словарного запаса детей;
развивать навыки самостоятельной и групповой работы с различными источниками информации по теме, а также логическое мышление и навыки анализа;
активизировать умение устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
воспитывающие:
воспитывать любовь к своему краю, заботу о птицах, беречь свою малую родину;
воспитывать экологическую ответственность обучающихся.
Форма поведения: устный журнал
Методы и приемы проведения учебного занятия: рассказ, беседа, инсценирование, объяснение, практическая работа, слушание музыки, демонстрация.
Возраст участников:11-16 лет
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, цифровой фотоаппарат, магнитофон, аудиокассета «Весенние голоса птиц.Оформление кабинета:
На стенах:
изображения перелетных птиц Ровеньского района;
Плакат «Красная книга животных Белгородской области»
листовки.
Развернута возле доски:
выставка учебной и познавательной литературы по обсуждаемой тематике.
Условия проведения: занятие проводится в учебном кабинете с необходимым оборудованием и достаточным количеством посадочных мест.
Учащиеся должны знать:
основные виды перелетных птиц;
значение птиц в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы;
составлять связные рассказы по материалам проведённой работы;
работать в группах.
Методические советы на подготовительный период
За две недели до проведения мероприятия обучающимся следует изучить народные приметы, пословицы, поговорки, заклички, посвященные прилету птиц весной.
Непосредственно перед занятием педагог совместно с детьми оформляют кабинет для проведения устного журнала. Развешивают изображения перелетных птиц, листовки и плакаты.
Педагог разрабатывает сценарный план мероприятия.
Ход мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы уже догадались, что сегодня у нас необычный день. Сегодня в нашей школе праздник – День птиц. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов, художников.
- Мы приглашаем вас в путешествие по страницам нашего устного журнала:
Страница первая «Мир пернатых друзей»
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми.
1-й ученик. Вспомните русские пословицы и загадки:
Метил в тетерю, а угодил в сук.
Cчастье — вольная птица, где захотела, там и села.
Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.
Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. (Птица.)
2-й ученик. Птиц на земле много — около 9 тыс. видов. Раздел зоологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды имели культовое значение. Уже в палеолите — древнем каменном веке — неизвестные ваятели изображали гусей, сов, рябчиков, уток, чаек, а в неолите — новом каменном веке — этот список пополнили беркуты, вороны, глухари, журавли. Еще в каменном веке европейцы приручили гусей, а жители Юго-Восточной Азии и Индии — кур. А соколиная охота? Она существует с седой древности.
3-й ученик. Птицы очень различаются по внешнему виду, размером. Самая крупная из птиц, обитающих в Белгородской области — лебедь- шипун, очень крупная белая птица с длинной тонкой шеей достигает 150см, размах крыльев до 240 см, вес от 8 до 14 кг. А самыми маленькими птичками у нас являются: мухоловка-пеструшка, малая мухоловка. Есть птицы, летающие выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не поднимаются в воздух. Одни птицы живут в лесу, другие — в степи, третьи — в пустыне или в горах. Однако всех их объединяет то, что они имеют перьевой покров, за что их часто называют пернатыми.
4-й ученик. Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. Мы расскажем вам о тех пернатых, которые живут рядом с нами, в наших лесах, парках, садах и огородах. И вы убедитесь, что за не- обычным не надо ехать за тридевять земель, чудеса живут рядом с нами, надо только захотеть их увидеть.
Страница вторая «Народный календарь-месяцеслов»
1-й ученик.ГЕРАСИМ-ГРАЧЕВНИК (17 марта)- по приметам, именно в этот день прилетает первая весенняя птица – грач. Действительно, обычно на середину марта приходится массовый прилёт грачей. По старому стилю эта дата приходится на 4 марта, когда прилетают первые грачи. "Увидел грача – весну встречай", "Грач зиму расклевал". На Герасима-грачевника пекут хлебы в виде грачей. Грачи – первые спутники и помощники пахаря. Крестьянин с удовлетворением отмечал грачиное нашествие. «Коли грач на нос садится», т. е. тучно кормится на свежей пашне, значит, больше будет уничтожено личинок разных хлебных вредителей. За сбережение будущих посевов и почитали крестьяне эту птицу.Этот день удобен для проведения Дня птиц тем, что можно довольно рано развешивать синичники и скворечники, до начала гнездования птиц. Поэтому больше вероятность, что они будут заняты именно синицами и скворцами, а не воробьями.
2-й ученик.СОРОКИ, СОРОК МУЧЕНИКОВ (22 марта).В каждой православной семье в старину в этот день пекли жаворонков из пресного теста – сорок штук, по числу воинов-христиан, замученных римлянами в Севастийском озере в 313 году. Сорок погибших в народном поверье воплотились в жаворонков. В этот день на Руси поминают погибших воинов и всех усопших близких.У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетает сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. "Сколько проталинок – столько и жаворонков". Поэтому в некоторых местах праздник помнят под названием "Жаворонки". Действительно, первые жаворонки появляются в средней полосе России примерно в эти дни. На Сороки хозяйки пекли особые постные булочки – "жаворонков", в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки, шесты и выбегали с ними на пригорки и возвышенные места и, сбившись в кучу, что есть силы кричали "заклички" – короткие песенки-кричалки, призванные ускорить прилёт гонцов весны. Это день "закликания" птиц. Главный "птичий" праздник народного календаря. Его можно совмещать с проведением международного Дня птиц, видоизменив в соответствии с народными традициями. Если вы хотите это сделать, то заранее нужно позаботиться об изготовлении скворечников, синичников и других искусственных гнездовий. Кстати, традиционный деревянный скворечник – русское изобретение. Он не был известен в Западной Европе вплоть до середины XIX века. Издревле на Руси было принято привлекать к дому скворцов, разорение гнезд которых считалось преступлением. Практичные же немцы изготавливали глиняные гнездовья для того, чтобы потом собрать яйца или маленьких птенцов для изготовления деликатесов.
Страница третья «Птичьи портреты»
3-й ученик.Ученые заметили, что пернатые прилетают как бы волнами. В одних волнах — мало птиц, в других — много. Первыми прилетают грачи. Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы.
(Звучит песня «Скворцы» в исполнении группы «Любэ».Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают раз- личных гусениц, жуков-листоедов, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200–300 раз в день и каждый раз приносят по 3–4 крупных насекомых, а мелких — гораздо больше. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Вот как описывает весеннюю песню скворца писатель А. Куприн: «Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда располагаются отверстием на восток. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голос малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие звуки, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба».
4-й ученик. А теперь отгадайте загадку:
Шило-вило-мотовило,
по-немецки говорило,
-Спереди шильце,
сзади вильце,
На спине суконце,
сисподу — белое полотенце.
Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки — прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает» к земле, ласточки летают низко.
1-й ученик.В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или, как ее называют в народе, касатка, и береговая ласточка. Воронок отличается от касатки более коротким, слабовильчатым хвостом, белым надхвостьем и равномерно белой брюшной стороной тела. Береговая ласточка по размерам меньше других. Ласточка — одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:
Ласточка под кровлею — к счастью.
Ранняя ласточка — к счастливому году.
Одна ласточка весны не делает.
Ласточка весну начинает, а соловей кончает.
2-й ученик.
Не знаю, когда прилетел соловей,
Не знаю, где был он зимой,
Но полночь наполнил он песней своей,
Когда воротился домой.
Весь мир соловьиною песней прошит:
То слышится где-то свирель,
То что-то рокочет, журчит и стучит
И вновь рассыпается в трель.
Ты издали дробь соловья улови —
И долго не сможешь уснуть.
Как будто счастливой тревогой любви
Опять переполнена грудь.
Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце — соловье, хотя само пение его слышали далеко не все.
(Звучит грамзапись весенней песни соловья.)
Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен. Благодаря стихам, песням, легендам многие представляют себе соловья чем-то вроде жар-птицы. Однако обыкновенный соловей — птичка невзрачная: коричневато-буро-сероватая с рыжинками птаха с большими темными умными, глазками и длинными тонкими ногами.Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно — в середине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т. е. когда у березы будут такие листочки, что в них уместятся капли росы. Поет соловей месяца полтора. Когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения — только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи — вредители леса, однако неизмеримо больше эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.
Страница четвертая «Музыкальная страница»
3-й ученик.Птицы приносят человеку не только пользу. Они имеют для человека большое эстетическое значение, украшая его жизнь. Многие птицы имеют очень красивое оперение ( фазан, павлин, щегол и другие). Их перья использовались человеком для украшения одежды. Некоторые птицы стали символами. Голубь – символ мира. Аист – символ семейного счастья. Птицы являются прекрасными певцами. Их пение очень красиво, мелодично, насыщено разнообразными звуками. Песни наших пернатых певцов нашли отражение в музыкальных произведениях композиторов : «Жаворонок» М.И. Глинки, «Соловей» А.А. Алябьева. А сейчас послушаем голоса некоторых певчих птиц и попробуем их назвать.
Слушаем и угадываем голоса птиц по звукозаписи.
(звучат голоса перелетных птиц)
Страница пятая «Поведение в лесу»
3-й ученик.Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины.
Давайте будем беречь птиц, помогать им: зимой – подкармливать пернатых, весной – готовясь к их встрече, изготавливать скворечники, не разорять птичьих гнезд, не уничтожать пернатых друзей.
4-й ученик.
Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
Если в траве
Увидали яйцо
Или услышали
Крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.
Литература:
1. Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003г.
2. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия. – Волгоград.: Учитель, 2007г.-139с.
3. «Птицы. Энциклопедия природы России» (под ред. В.Е.Флинта), Москва, 1996г.
4. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М., 2005г.