Конспект урока Я в мире людей 4 класс по системе Л. В. Занкова тема Язычество.
Урок ОРКСЭ. Тема: Язычество.Цель: познакомить учащихся с язычеством (на примере религии Древней Руси).
УУД: Личностные. Учиться толерантности, уважать религию других народов.
Регулятивные. Выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные. Учиться обобщать изученный материал, приводить его в систему.
Коммуникативные. Адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Скажите пожалуйста, есть ли такие места в нашем городе, где вы любите гулять с родителями, друзьями. (Ответы детей: в парке, в сквере и т.п.)
- А в нашем районе есть такие особые места, куда хочется возвращаться снова и снова? А может быть, кто – то каждый день проходит мимо? (Ответы детей)
- Да, совершенно верно. Есть такое место. Это храм "Всех скорбящих Радость". Именно это место объединяет всех людей живущих рядом, да и не только рядом. Многие жители нашего города с трепетом входят в двери этого храма души.
- Кто, по дороге в школу проходит мимо этого святого места, поднимите руки? (Дети поднимают руки) А какие ощущения вы испытываете, проходя мимо? (Трепет, покой, удовольствие и т. п.).
- Ребята, как вы думаете, а какие люди посещают этот храм? (чистые, светлые, милосердные, ВЕРУЮЩИЕ… )506938625780800- Кого можно назвать «верующим»? (Если ребята затрудняются ответить, я их направляю). Какой корень у этого слова – вер-. Подберите однокоренные слова (вера, поверье…) Прозвучало слово «вера».
- ВЕРА во что, или в кого? (В Бога, в Иисуса Христа).
- А все ли люди на нашей земле верят в Иисуса Христа? (Нет)
- Есть и другие религии? (да) Перечислите их. (Ислам, буддизм, иудаизм)
- Какая религия в нашей стране самая распространённая, на ваш взгляд? (Да, православное.)
- А что вы знаете о христианстве? (Оно имеет два направления – православие и католицизм).
- Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей)
- Различия между ними есть, например Главой Церкви православные считают Иисуса Христа, а католики считают Папу Римского. Главное богослужение у православных – Божественная Литургия, а у католиков – Месса. Это их различия. А что объединяет обе эти веры? (Вера в одного, единого Бога - Монотеизм)
- Давайте подытожим, что же такое «православие»: «Православие» - это одно из основных направлений в христианстве. Одной из отличительных особенностей православия является, то, что бог един.
- Всегда ли на территории нашей страны была православная вера? (НЕТ)
- В каком году и благодаря кому наша страна стала православной? (В 988 году при Владимире Красное Солнышко)
- А что было до 988 года, до того как было принято христианство? (Ребята выносят предположения.) Кто – то может сказать - ЯЗЫЧЕСТВО. Да, верно – это язычество.
- Что такое «Язычество»? (Будут ответы, предположения, но четкого определения никто не даст)
- Подумайте и скажите, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? (ЯЗЫЧЕСТВО), а точное определение и особенности этой древней религии мы с вами попробуем вывести в конце урока.
Погружение в тему. Работа с учебником стр. 59 – 60.
- А сейчас мы с вами воспользуемся учебником, ведь он наш главный инструмент при изучении новой темы и именно здесь мы черпаем новые знания. Откройте страницу 59. Читаем вслух.
Текст. Древние религии, как правило, были языческими, то есть основанными на поклонение многим богам, олицетворявшим чаще всего объекты природы: ветер, солнце, растения и животных, землю и реки.
Религией Древней Руси также было язычество – религия, основанная на поклонении многим богам, в отличии от христианства, ислама, иудаизма. Люди верили в богов, которые символизировали разные силы природы – небесные, земные и подземные.
Силы неба представлялись славянам в образе главного божества – прародителя - Неба-отца. Рядом с ним – Перун – бог грозы, Стрибог – бог ветра, Дажьбог – дающий бог, податель богатств.
Подземные силы олицетворял Велес – владыка подземных живительных соков, питающих рост злаков и скота. Он помогал тем, кот кормится от земли, то есть крестьянству.
Силы земные представляли прежде всего Сварог – бог огня. Он олицетворял благополучие дома и охранял прочность семьи.
Собрание богов очень многочисленно. Многие имена знакомы вам по сказкам, преданиям, поговоркам, закличкам… Это Вий, Заря-Зареница, Купельница, Лада, Лель, Ярило, Мокошь…
Человек чувствовал кровную связь с языческими божествами, олицетворяющими добро. Для него Велес, Ярило, Сварог – мудрые предки, требующие исполнения своих заветов, требующие поступать нравственно: справедливо, по-доброму. Эти божества отражали светлые начала жизни, которым следует поклоняться.
Культ добра и культ предков составлял главное содержание древнерусских языческих верований.
- Теперь попробуйте ответить на следующие вопросы, подтвердите свои ответы строчками из текста.
Вопрос 1: На чём основывались языческие религии? (Они были основаны на поклонение многим богам).
Вопрос 2: Назовите религию Древней Руси. (Религией Древней Руси также было язычество)
Вопрос 3: Какие силы природы символизировали боги? (Люди верили в богов, которые символизировали разные силы природы – небесные, земные и подземные.)
Вопрос 4: Какие славянские божества представляли силы неба? (Силы неба представлялись славянам в образе главного божества – прародителя - Неба-отца. Рядом с ним – Перун – бог грозы, Стрибог – бог ветра, Дажьбог – дающий бог, податель богатств.)Вопрос 5: Кто олицетворял подземные силы? (Подземные силы олицетворял Велес – владыка подземных живительных соков, питающих рост злаков и скота. Он помогал тем, кот кормится от земли, то есть крестьянству).Вопрос 6: Назовите бога огня у древних язычников. (Силы земные представляли прежде всего Сварог – бог огня. Он олицетворял благополучие дома и охранял прочность семьи.)Вопрос 7: Какой культ составлял главное содержание древнерусских языческих верований? (Культ добра и культ предков составлял главное содержание древнерусских языческих верований.)
- В тексте упоминались имена таких языческих божеств, как Велес, Сварог, Ярило. Петрова Ольга, Григорьева Арина и Зайцева Евгения приготовили про них небольшие сообщения.
Велес — один из величайших богов древнего мира. Он олицетворял подземные силы, был владыкой подземных живительных соков, питающих рост злаков. Во владении Велеса находится и скот – основное богатство в эпоху древности и средневековья. Славяне представляли Велеса в образе медведя. Лапа медведя считалась волшебным оберегом. Велесу жертвовали медью, ибо он - бог благополучия и достатка, так же шерстью и мехом. Он помогал тем, кот кормится от земли, то есть крестьянству.
Ярило - древний бог весны, бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярила (Ярило) был у древних славян так же богом плодородия. Он представлялся нашим предкам в виде юноши сильного, крепкого, быстроногого, и голова его была покрыта звездочками желтых, синих и белых вешних цветов, вокруг которых кружились пчелы.
Сварог - бог огня. Один из главных богов в славянской мифологии. Символы Сварога – это молот и наковальня. По преданиям он научил людей ковать металл и создавать орудия труда. Подношения Сварогу приносят или сыром или творогом. Иногда изображался в виде воина на коне, с четырьмя головами, символизирующими четыре стороны света и с рогом изобилия в руке.
Вопрос 8: В каких произведениях фольклора или жанрах литературы описываются языческие боги? (сказаниях, сказках, летописях, и т. п.)
Физкультминутка. (1 – 2 мин) (Слайд 8)
- Ребята, кто любит сказки? (Поднимают руки) На какие группы можно разделить героев всех сказок? (На положительныхи отрицательных) Перечислите отрицательных героев? (Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и т.д.)
- Именно Баба Яга будет главной героиней нашей физкультминутки.
29267150Баба Яга.
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят! (руки вверх)
00Баба Яга.
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят! (руки вверх)
Работа по картинам.
- Присаживайтесь, ребята. Многие творческие люди описывали, изображали и воспевали языческих богов. Людей, какой профессии мы можем назвать творческими? (Поэтов, художников, писателей)
- Рассмотрите картины на странице 61, нашего учебника. Как художники представляют себе языческих богов? В чём их сходства, и различия?
- Это репродукции картин известных русских художников. (Всеволода Иванова «Жрец соколиного бога», Бориса Ольшанского «Берегиня», Виктора Королькова «Перунов цвет», Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»)
(Ребята, примерно 3 – 5 предложениями должны описать эти картины.)
Различия: 1. Изображены разные божества;
2. Техника написания картин различна.
Постепенно приходим к выводу.
Вывод: 1. На всех картинах у языческих богов присутствуют лица, а значит, они могут слушать людей, видеть и слышать их. Как называется такой приём? (Олицетворение)
Вывод 2. На всех картинах языческие боги неразрывны с природой.
V. Даётся понятие «Языческий обряд»
- Ребята, подумайте и ответьте на такой вопрос: «Что должны были сделать или совершить люди того времени, чтобы боги их услышали?» (Постепенно приходим к слову «обряд») А для совершения обряда должны были совершаться подношения, а иногда и жертвы.
- «Что такое обрад?» - этот вопрос волновал и Маленького принца в одноимённом произведении Антуана - де Сент-Экзюпери, когда он после долгого путешествия по другим планетам попал на Землю. Недавно мы с вами читали это произведение. Вот эти строки:
«… - А что такое обряд? - спросил Маленький принц у Лиса.
- Это нечто давно забытое. Нечто такое, отчего один какой-то день, становится не похож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд. По четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг!...»- Что же такое «Языческий обряд» мы с вами узнаем, прочитав текст на странице 61 – 62 учебника
Текст:
«Языческие обряды направлены на объединение людей, передачу из поколения в поколение важнейших нравственных устоев и правил, помогающих людям вместе жить, трудиться.
Множество обрядов у славян связано с круговоротом времени – сменой времён года, наступлением определённых периодов трудовой деятельности (Сева, сбора урожая и т.п.)
Так праздник Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. Он был приурочен ко дню весеннего равноденствия (21 марта). У славян Масленица – это озорное и весёлое прощание с зимой и встречей весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.
В честь возвращения с весной солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины, которые считались символом солнца. Люди верили, что вместе с блином они съедают частичку тепла и могущества солнца»
- Вот как праздновали масленицу в Чувашской Республике. Она называлась… (Фильм – 1,5 минуты про чувашскую масленицу)
Современные языческие обряды и праздники.
- Вы посмотрели фильм о том, как в Чувашской Республике праздновали Масленицу наши предки. А сейчас, мы празднуем Масленицу? (Да)
- Какие языческие праздники, традиции сохранились до наших времён?(Масленица, Рождественские колядки, гадания и т.п.)
- Да, ребят, праздников и языческих обрядов много сохранилось с давних времён, а некоторые перешли в христианство. Вспомните, на какой православный праздник мы красим яйца? (На светлый праздник Пасхи)
- Знаете ли вы, ребята, что крашение яиц было новогодней традицией. В былые времена новый год славяне встречали весной. Особенности этой традиции описаны в учебнике на странице 64.
Чтение текста «Традиции крашения яиц».
«В былые времена новый год славяне встречали весной, и крашение яиц было новогодней традицией. Окрашенное яйцо – символ обновления природы, весны, символ жизни, радости и встречи солнца нового года.
В народной традиции существует огромное количество представлений о яйце. Яйцо – олицетворение солнца, живительных сил природы, оно предохраняет людей и животных от болезней, даёт силу, здоровье.
С приходом христианства обычай крашения яиц стал связываться с праздником Пасхи, который тоже приходится н весенний период»
- Прочитайте ещё раз последний абзац: «С приходом христианства обычай крашения яиц стал связываться с праздником Пасхи, который тоже приходится н весенний период». Озвучьте главную мысль этого абзаца? (Что христианство и язычество, связаны между собой)
Итог урока. (Слайд 16)
- Итак, ребята, вы сегодня узнали очень много нового и интересного о древней религии «язычество». Вот теперь, попробуйте сформулировать определение, что же такое «язычество»? (Язычество – религия, основанная на поклонении многим богам)
- Что нового вы сегодня узнали н уроке? (Ответы детей. Кто – то, начнёт перечислять языческих богов)- А вам интересно узнать о них больше? (Да) К следующему уроку сделайте небольшие сообщения (5 – 7 предложений) о понравившемся вам божестве.
- А мы с вами верим в единого бога – Иисуса Христа. И дай Бог: крепкого здоровья Вам и Вашим близким!
Спасибо за урок!