Дикие лебеди(план-конспект урока,5 класс)
Тема: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»
Цель:
Познакомить учащихся с биографическими моментами жизни Х.- К. Андерсена.
Начать знакомство со сказкой «Дикие лебеди».
Задачи:
Расширить знания детей о жизни и творчестве писателя. Учить давать жанровую характеристику сказки, определять тему, выделять факты и информацию о героях.
Развивать умение пользоваться ознакомительным, поисковым и просмотровым видами чтения. Развивать навыки самооценки и самоконтроля. Способствовать формированию личностного отношения к прочитанному. Развивать разговорную речь с использованием изо терминов, развивать мелкую моторику руки, художественные способности
Воспитывать любовь к Родине, близким людям, воспитание доброго отношения к друг другу, к людям, прививать любовь к чтению художественной литературы.
Оборудование: презентация, проектор, раздаточный материал, выставка книг Андерсена ,выставка детских иллюстраций по сказке «Дикие лебеди»,»злые и добрые» краски
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
СЛАЙД 2
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки.
- А почему вы так любите читать и слушать сказки?
- Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные, о животных)
- На какие группы можно разделить сказки по авторской принадлежности? (народные, литературные)
Сообщение темы и целей урока.
- Мы начинаем наше путешествие по стране сказок.
- Перед вами портрет великого сказочника.
СЛАЙД 3
- Узнали ли вы его? Чей это добрый, мудрый, грустный взгляд?
- Какие сказки Х.-К. Андерсена вы читали?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством этого великого писателя, вспомним, с какими произведениями уже знакомились на уроках, познакомимся с новым произведением Х.-К. Андерсена, будем учиться давать характеристику героев, развивать умения и навыки работы с художественным текстом.
Слово учителя.
СЛАЙД 4
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в старом датском городе Оденсе на острове Фюн (показывается на карте страна Дания).
«Дания, маленькая северная страна, с трех сторон окруженная морем, пленяет нас с детства, потому что в ней жил величайший сказочник мира Ганс Христиан Андерсен. Он входит в наши дома, прежде чем мы научились читать, входит легкой, почти неслышной поступью, как прославленный им волшебник, мастер снов и сказок, маленький Оле-Лукойе», - писал С.Я. Маршак.
СЛАЙД 5
«В цветущей Дании, где свет увидел я, Берет мой мир свое начало;На датском языке мать песни мне певала, Шептала сказки мне родимая моя», - так писал Андерсен о своей стране. СЛАЙД 6
Родился он в семье прачки и сапожника. Андерсены жили на самой окраине города, одной из самых бедных улиц Оденсе. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах; в них цвели тюльпаны.
В школе Ханс Кристиан не был прилежным учеником, не учил уроков, не пытался постичь сложную математику и заковыристую грамматику. По дороге в школу он бегло прочитывал заданное, и этого ему казалось достаточно. Андерсен так и не научился писать без ошибок. И учитель столь неистово работал указкой, вколачивая науку в пальцы будущего писателя, что мальчик не мог держать перо.
Но в жизни маленького Ханса Кристиана были свои радости, был свой особый мир простых и необыкновенных вещей. Он любил играть в кукольный театр. У него было много кукол, для которых он сам мастерил костюмы из обрезков кожи и ткани. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли.
СЛАЙД 7
Андерсен чувствовал, что для успеха ему не хватает знаний, необходимо было получить образование. Так в 17 лет Хансу Кристиану пришлось сесть за парту рядом с мальчиками 12-13 лет.
Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.
СЛАЙД 8
В 1835 году (в 30 лет) издает сборник своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Это был трехтомный сборник, куда вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине» и другие сказки.
СЛАЙД 9
Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас».
Сюжет некоторых сказок Андерсен заимствовал из народных преданий и песен, придавая им только свою окраску и форму; сюжетом других были рассказы, услышанные в детстве, но очень многие сказки явились плодом фантазии самого автора.
СЛАЙД 10
Всего Андерсен написал 170 сказок. Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений Все истории очень разные, иногда очень грустные, иногда смешные. Но при этом все истории остаются лиричными, поэтичными, напевными и с лукавинкой.
СЛАЙД 11
Х.-К. Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотвор
·ений. И всё-таки, главное, чем славен Андерсен, – это сказки. Сказки датского писателя стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли. Они учат доброте, любви, человечности. В настоящее время без сказок Андерсена немыслимо детство любого человека. Для каждого читателя знакомство со сказками Андерсена – это праздник.
Викторина по сказкам Андерсена.
СЛАЙД 12
- Давайте проверим, как хорошо вы знаете сказки датского писателя Х.-К. Андерсена.
СЛАЙД 13
Самая зимняя сказка Х.-К. Андерсена. («Снежная королева»)
СЛАЙД 14
Героями какой сказки Х.-К. Андерсена являются животные: полевая мышь, ласточка, крот? («Дюймовочка»)
СЛАЙД 15
Из какой сказки эти вещи: кровать, двенадцать тюфяков, горошина. («Принцесса на горошине»)
СЛАЙД 16
О каком герое: «Он был “ужасно велик” и “совсем не похож на других”. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры говорили: “Хоть бы кошка тебя утащила, несносного урода!”». (Гадкий утёнок)
СЛАЙД 17
Самый бравый, добрый и находчивый солдат из сказки Х.-К. Андерсена. (В сказке «Огниво»)
СЛАЙД 18
Старая оловянная ложка, солдатики, бумажная балерина, чертенок из табакерки. Откуда эти вещи? («Стойкий оловянный солдатик»)
СЛАЙД 19
Из какой сказки эти строки: «У тебя чудный голос, им ты и думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне». («Русалочка»)
СЛАЙД 20
Какой герой сказки Х.-К. Андерсена носил под мышкой два зонтика: чёрный и цветной? (Оле-Лукойе) (Оле-Лукойе – гномик в красном колпаке – старый бог снов в Дании, в переводе на русский язык значит Оле-Закрой Глазки).
СЛАЙД 21
Молодцы! Вы хорошо знакомы с творчеством великого сказочника Х.-К. Андерсена.
Изучение нового материала. Чтение и анализ художественного произведения.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательной сказкой Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди».
СЛАЙД 22
- Откройте учебник «Литературное чтение»
1. Работа над первой частью.
СЛАЙД 23
Читает учитель.
- Что изображено на первом слайде к сказке?
- Какие чувства вызвало у вас начало сказки?
- Как автор описывает детей короля в начале сказки? Найдите ответ в тексте и прочитайте. (с. )
- Какие изменения произошли в жизни героев, с чем это связано?
(Мачеха превратила принцев в диких лебедей, а Элизу отправила в деревню к крестьянам на воспитание.)
- Чем любила играть Элиза и почему? (Зелёным листочком, т.к. других игрушек у нее не было, и когда она смотрела сквозь дырочку в листочке на солнце, ей казалось, что она видит ясные глаза братьев.)
- Как автор относится к героям. Найдите подтверждение в тексте. (бедные дети, бедных принцев, бедняжка Элиза)
- Озаглавьте эту часть сказки.
2. Работа над второй частью.
СЛАЙД 24
- Что изображено на втором слайде к сказке?
- Почему мачеха еще больше возненавидела Элизу?
- В каких еще сказках вам встречались подобные отношения МАЧЕХА-ПАДЧЕРИЦА? (Белоснежка, Золушка, Сказка о мёртвой царевне, Двенадцать месяцев, Морозко)
- Почему Элизе пришлось уйти из дворца?
- Какое решение приняла Элиза?
3. Работа над третьей частью.
СЛАЙД 25
- Что изображено на третьем слайде к сказке?
- Найдите и прочитайте в тексте описание встречи Элизы с братьями. ( )
- Ради чего принцы прилетали в родную страну?
- В чем состояла трудность перелета?
4. Работа над четвертой частью.
СЛАЙД 26
- Что изображено на четвертом слайде к сказке?
- Расскажите, как проходил перелет?
- Прочитайте описание утёса? (С. )
- Какие кульминационные моменты вы встретили при чтении? Когда вам стало особенно тревожно за героев?
Итог урока.
- Почему Х.-К. Андерсен так озаглавил сказку?
- Кто понравился в этой сказке?
- Кто вызвал антипатию? Почему?
- Какая это сказка? Грустная или веселая?
- Можете ли вы назвать другие сказки Андерсена, при чтении которых улавливалась та же авторская светлая грусть? (Гадкий утенок, Стойкий оловянный солдатик»).
- Эта светлая чистая грусть заставляет и нас, читателей, быть светлее душой, добрее сердцем и мудрее умом. И мы ему, этому вдохновенному ловцу человеческих душ, благодарны.
- Захотелось ли вам узнать, чем закончится история Элизы и ее братьев?
Творческие учащиеся читают продолжение сказки (это было их индивидуальным домашним заданием)
Рефлексия.
СЛАЙД 28
- Продолжите фразу «Сегодня на уроке я», используя выражения:
- узнал(а), заинтересовался(лась)
- научился(лась), смог(ла)
- могу похвалить себя и своих товарищей за
Домашнее задание.
СЛАЙД 29
С. 119- 126- выразительно читать.
Пересказать понравившийся эпизод сказки.
Анализ и оценивание ответов учащихся.
- Закончить наш урок я хотела бы словами К.Г. Паустовского из его очерка о Х.-К. Андерсене «Великий сказочник»:
СЛАЙД 30
“Несмотря на частые невзгоды, Андерсену выпало на долю подлинное счастье быть обласканным своим народом. Он был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку” (К.Паустовский).
СЛАЙД 31
Всем спасибо за урок!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15