Лингвистический турнир русский язык и литература
Лингвистический турнир» внеклассное мероприятие . Слайд №1
Цель: Дать учащимся убедиться в том ,насколько развиты их лингвистические способности и над чем им необходимо работать.
Задачи: Развивать умение принять решение в короткий срок.
Формировать интерес к знаниям. Воспитывать навыки коллективного труда, сотрудничества.
Эпиграф: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».
Аристотель (древнегреческий философ) Слайд №2
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, уважаемые друзья! Я рада приветствовать вас нашем на лингвистическом турнире. У вас ,уважаемые ребята, есть возможность сегодня проявить свои лучшие способности. Тернист, но славен путь познаний и открытий и только тот достигнет успеха , кто, не страшась трудностей, идет вперед. В каждом секторе по несколько вопросов, каждый из них оценивается отдельно. В нашей игре принимают участие 2 команды, представьтесь , пожалуйста. Команда «Кот ученый» , команда «Мудрая сова». Великолепно! В нашей игре несколько секторов: «Разминка», «Фразеология», «Литература», «Конструктор», «Музыкальная пауза», «Заморочки из бочки», «Ах, Александр Сергеевич Пушкин».Сектор РАЗМИНКА:
СЛАЙД № 3 ШАРАДА 3 5 , 16 ,2 , 18, 29,11 В добрый
17, 21 ,20,30 путь
5, 18, 21, 9, 30,33! друзья!
При решении данной шарады необходимо знание алфавита. В добрый путь, друзья!
Сектор «Музыкальная пауза»
Ведущий: Что изучает фонетика? Каким звукам живется легче: гласным или согласным?
Гласные звуки легко произносятся, не встречая на своем пути преград. Поэтому они очень музыкальны, но мы с вами попробуем доказать ,что и согласные звуки не уступают по музыкальности.
Я прошу выйти по одному человеку: необходимо спеть известную детскую песню, заменив указанные слова указанными согласными и гласными звуками, а мы с большим удовольствием послушаем вас.
1.
В лесу Ё-Ё-Ё-Ё,
В лесу У-У-У-У.
Зимой Е-Е-Е-Е
Зеленая Ю-Ю.
Трусишка Ш-Ш-Ш-Ш
Под елочкой Ф-Ф
Порою Ц-Ц-Ц-Ц
Рысцою Ж-Ж-Ж-Ж.
2.
В лесу Ы-Ы-Ы-Ы-Ы,
В лесу О-О-О-О.
Зимой И-И-И-И
Зеленая Ё-Ё.
Трусишка Х-Х-Х-Х
Под елочкой К-КПорою Ж-Ж-Ж-Ж
Трусцою Щ-Щ-Щ
Сектор «Литература»
1 задание 1 команде: «Узнай сказку».
Я предлагаю сказочную путаницу, ваша задача определить о каких сказках идет речь?
«Жили-были три медведя. И были у них две избушки: одна лубяная, другая ледяная. Вот бежали как-то мимо Мышка-норушка и Лягушка-квакушка увидели лубяную избушку и говорят: «Ой, избушка, избушка, повернись к нам передом, а к лесу задом»! Стоит она, лубяная, ни с места. Решили они подойти ко двери, дернули за веревочку: тянут-потянут, а вытянуть не могут. Видимо уснула крепким сном царевна и никто ее не разбудит, кроме царевича Емели».( «Три медведя», «Зайкина избушка», «Теремок», «Репка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «По щучьему велению»).
1 задание 2 команде: «Узнай сказку»
«Жил у бабушки с дедушкой Колобок-румяный бочок. Лежал он как-то на подоконнике, грелся себе. Тут выбежала мышка из своей норки, хвостиком вильнула, Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят всё съели, только крошки оставили. Прилетели гуси-лебеди стали крошки клевать да из лужи водой запивать, а Кот-ученый им говорит: «Не пейте из лужицы, козлятами станете»!( «Колобок», «Курочка-ряба», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Руслан и Людмила»).
2 задание 1 команде: «Да или Нет» Делаем ставки, друзья!
Я задаю вопрос и называю ответ вы говорите согласны или нет. Внимание!
Кто из литературных героев делал змея из географической карты? (Я думаю это Владимир Дубровский из одноименной повести А.С.Пушкина согласны со мной или нет?) Да или Нет. ( Это Петр Гринев из «Капитанской дочки»А.С.Пушкина).
2 задание 2 команде: «Да или Нет»
1.Кто из литературных героев в протест закапывал букварь?( Я думаю, что это Митрофанушка из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» согласны со мной или нет?)Да или Нет. (Это Остап из повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя).
3 задание 1 команде: О ком идет речь, из какого это произведения? Делаем ставки друзья!
(о героях повести О. Генри «Дары волхвов»«Я рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым не мудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней,что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары,истинно мудры лишь подобные им.»
3 задание 2 команде: О ком идет речь, из какого это произведения? (о герое рассказа «Игоша» Вл. Одоевского).
«Вот, я смотрю,- няня на эту минуту вышла,- вдруг дверь отворилась , я по своему обыкновению, хотел было вскочить, но невольно присел, когда увидел, что ко мне в комнату вошел человек. Смотрю он прямо к столу, где у меня рядком стояли игрушечки, вцепился зубами в скатерть и потянул, как собачонка, посыпалось все, форфоровая моська вдребезги, барабан у барабанщика выскочил, у колясочки слетели колеса, я взвыл…»
Отрывок из «Повесть как один мужик двух генералов прокормил» 1 команде
«Стали искать,где восток и где запад. Вспомнили,как начальник однажды говорил:»Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке будет искомое». Начали искать севера, становились так и сяк. Перепробовали все стороны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.»Отрывок из «Макар Чудра» 2 команде
«Вот из темноты вырезался конь, а на нем человек сидит и играет. Остановился у костра, перестал играть, улыбаясь, смотрит на нас. Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят,а улыбка- целое солнце, ей-Богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. Мало, друг, таких людей. Ну, так и ладно, коли мало. Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее не считали бы.»
Сектор «Фразеология»
1 задание 1 команде и 2 команде:
«Дальше… дальше» Фразеологические обороты, которые являются предметом разговора в данном секторе -это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение. Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете лексические значения фразеологизмов. За 1 минуту команда должна назвать как можно больше значений оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше».
Вначале одной команде потом другой.
1команда 2команда 1.в час по чайной ложке (мало) 1.кривить душой (лгать) 2.себе на уме (хитрить) 2.кожа да кости( худой) 3.раз, два и обчелся (мало) 3. вставлять палки в колеса (мешать) 4.заячья душа (трус) 4.в двух словах ( коротко) 5.куры не клюют (много) 5.зарубить на носу (запомнить) 6.ушки на макушке (внимательно) 6.язык проглотить (молчать) 7.повесить голову (печалиться) 7. клевать носом (дремать) 8.рукой подать (близко) 8.гонять лодыря (бездельничать) 9.во все лопатки (быстро) 9.мастер на все руки (умелец) 10. витать в облаках (мечтать) 10. водить за нос (обманывать)11. стреляный воробей(опытный чел.) 11. бросать слова на ветер( говорить зря) 12. делать из мухи слона(преувеличивать) 12. говорить сквозь зубы (неохотно) 13. избушка на курьих ножках(старое что-то) 13. одна нога здесь, другая там (быстро) 14. спустя рукава (плохо) 14. засучив рукава (хорошо) 15. сломя голову (быстро) 15. во весь дух (быстро).
Спасибо!
2 задание
«Кто быстрее»
В русском языке тьма – тьмущая фразеологизмов, имеющих общее слово . Ну хотя бы «рука», «голова», «нос», «глаз» и т.д. Например: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу. Наши игроки должны подобрать как можно больше фразеологизмов с общим для них словом (существительным) за 1 минуту. 1 команда – слово « глаз» (мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу)
2 команда – слово «язык» (язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, острый на язык, тянуть за язык, держать язык за зубами). Болельщики подбирают со словом «ухо» ( держать ухо востро, пропускать между ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем уха, прожужжать все уши, ушки на макушке).
Спасибо!
Домашнее задание
3 задание: «Ты мне – я тебе» (домашнее задание) Постарайтесь угадать все выражения.
Команды приготовили домашнее задание при помощи мимики и жестов объяснить другой команде значение фразеологизмов, связанных с какими-либо чертами характера или состоянием человека.
Выражения для первой команды:
- голоден как волк;
- болтлив как сорока;
- упрям как осел;
- здоров как бык;
- топает как слон.
Выражения для второй команды:
- труслив как заяц;
- нем как рыба;
- хитер как лис;
- сонный как муха;
- задиристый как петух;
Сектор «Конструктор» в этом секторе задания общие для 2 команд
Кто быстрее справляется с заданием
1задание:
“Два слова из одного”. К словам, которые размещены на экране, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот –? вол –? лапа – ?(оплот, пилот), (волк, воля), (лампа, лапта). Слайд №4
2 задание: «Собери высказывание» на столы командам раскладываются разрезанные высказывания писателей- классиков о русском языке, кто быстрее , тот и увеличивает свою ставку. слайд №5
• «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». Лев Николаевич Толстой.
• «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение, переданное нам нашими предшественниками». Иван Сергеевич Тургенев.
3 задание: Задание расположено на экране общее для 2 команд, кто быстрее разделит слова, тот увеличит свой выигрыш. Команда готова поднимает руку, 1 участник выходит к экрану читает слова.
Слайд №6
«Освободи слова» Ой, у слов приключилась беда! Посмотрите, как они склеились друг с другом. Помогите им освободиться. Котигракукланожницыкнигагрядка Юбкаборщкроватьэкранкрабхолодконцертлосьутролошадьзаборландышбурякачели Катерсверчокромашкапотолоккроликземляникастадионобручлистокиндюкпартавилкакурицавиноградбусытапочкиспичкавеерсалатсловарьконфета
Сектор «Заморочки из бочки»
1 задание «Угадай пословицу» Отыщите непрерывную ломаную линию, которая прошла бы через все буквы, нигде не пересекаясь, не прерываясь, никуда не заходя дважды. Прочитайте пословицу и ответьте на вопрос: «Каково ее лексическое значение?»
Слайд №7 ЗАДЯНДН
МУВСИОО
ЯЗАЬНОГ
АЦЙШЕПО
МОГИАМЙ ИПОНЕШЬ
2 задание: «Найди соответствие» Общее задание для 2 команд.
Слайд№8
П. Ершов КалашниковОстап Капитанскаякупец сагаДубровский Карамзин дочка «Угон быка…“
«Левша» Владимир
«Конек-горбунок» Николай
Тарас Бульба Н. Лесков
Матео Ренесанс
Фортунато Д.Алигьери
3 задание: «Подумай и ответь»( Карточка 1 команде)
Вопрос: «Почему по – разному пишутся близкие по звучанию слова?»Деревенский старожил сад колхозный сторожил.
(1 слово сложное образовано от старый житель. 2 слово корень сторож – слова с разным лексическим значением« ПOДУМАЙ И ОТВЕТЬ» (Карточка 2 команде)
Какая часть речи?
Снежное покрывало покрывало всё поле.
Иди домой, но сначала коридор домой.
Сектор «Ах, Александр Сергеевич»
«Литературное домино»
Командам раздаётся по десять карточек, на которых записаны цитаты из текстов. В течение пяти минут необходимо расположить их в том порядке, в каком они идут в повести восстановить последовательность на доске.
1. Повесть «Станционный смотритель».
«При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени.» «Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел,я смотрел на его седину,на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину.»
«Гнев проезжего прошел, он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин.»
«Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть и беспокойство овладело им, он не утерпел и пошел сам к обедне. » «Долго стоял он неподвижно,затем сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел.»
«Она с нежностию смотрела на Минского ,наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы».
«Как подумаешь порою,что Дуня может быть пропадает,так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы.»
«Эй, Ванька! Полно тебе с кошкою возиться. Проводи-ка барина да укажи ему смотрителеву могилу.»«Прекрасная барыня,- отвечал мальчишка –ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами. »
«И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.»2. Повесть «Барышня-крестьянка».
«Не ладил с Берестовым один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед».
«Сын Берестова приехал к нему в деревню».
«Как бы мне хотелось его видеть! — сказала Лиза со вздохом».
«Не бось, милая, — сказал он Лизе, — собака моя не кусается».
«Он помог Муромскому взобраться в седло, а Берестов пригласил его к себе».
«Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне».
«...А покамест намерен я тебя женить!»
«Он написал Акулине письмо... объявляя ей о грозящей им погибели...»
«Между тем недавнее знакомство между Берестовым и Муромским... вскоре превратилось в дружбу».
«Он вошёл... и остолбенел! Лиза... Нет, Акулина, милая смуглая Акулина... сидела перед окном и читала его письмо».
Подведение итогов:
Рефлексия: