Методическая разработка интеллектуально – развлекательной игры по русскому языку и литературе Лингвистический турнир
Лалаева Д.И.,
учитель русского языка и
литературы
МОУ СШ №78 г. Волгограда
Методическая разработка
интеллектуально – развлекательной игры
по русскому языку и литературе
«Лингвистический турнир»
6 –7-е классы.
Цель: формировать интерес учащихся к углубленному изучению филологических наук.
Ход игры
1 конкурс «Разминка»
Вы знаете, что русский язык необычайно богат. Наверное, ни в одном другом языке нет такого количества слов-синонимов, как в русском. Следовательно, любую фразу в русском языке можно сказать другими словами.
Задание: Не повторив ни одного слова, но сохранив смысл, передайте главную мысль следующих предложений:
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Конец – делу венец.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Не в свои сани не садись.
Примерные варианты ответов:
Истина в пламени не пылает и в ручье не утопает.Эпилог - делу венок.Без работы не достанешь карася из болота.В чужие салазки не залезай.
Примечание: за каждую фразу до 3 баллов
2 конкурс «Знатоки русского языка»
Каждой команде выдается карточка со словарными словами, нужно найти и исправить ошибки в словах. За каждую найденную ошибку команда получает по одному баллу (8 баллов).
Багряный, бардовый, великолепный, одинадцать, типография, сверсник, терасса, четыресто, приключение, юный, серебрянный, орнамент, исскуство, январский, припятствие.
3 конкурс «Рассказ на одну букву»
Задание. Каждая команда придумывает связный рассказ, в котором все слова, в том числе и служебные, начинались бы на одну и ту же букву. (Подсказка: легче всего сочинять на букву П, потому что на неё начинается много предлогов). Время выполнения задания – 7 минут. Затем дети по очереди вслух читают свои рассказы.
Примечание для жюри. В данном конкурсе оценивается объём, связанность, содержание текста, оригинальность исполнения. Максимум – 10 баллов.
4 конкурс «Буриме»
БУРИМЕ – это весёлая литературная игра. Возникла она во Франции в первой половине 17 века, когда некий поэт Дюкло заявил, что потерял рукопись с 300 сонетами. Стихи потерял, но заготовленные рифмы остались. Друзья поэта были весёлые люди, они взяли заготовленные рифмы и сочинили новые сонеты. Так родилась игра буриме (в переводе с французского – рифмованные концы).
Напишите стихи на заданные рифмы (5 мин.):
………………семья
………………друзья
………………урок
……………….звонок
……………….отлично
………………..прилично
………………мечты
………………...цветы
……………….пора
……………….вчера
……………….сочинение
………………...увлечение
Примечание: максимальная оценка – 10 баллов
5 конкурс «Не повторяться»
Задание. На доске написано слово, из букв которого команды должны составить как можно: больше самостоятельных слов, существительных в форме именительного падежа единственного числа. На выполнение задания даётся 7 – 10 минут. Затем выходят капитаны команд и по очереди зачитывают свои слова. Повторяющиеся слова вычёркиваются. Побеждает та команда, у которой остаётся больше всего не повторившихся слов.
Примечание для жюри. За каждое не повторившееся слово команда зарабатывает 1 балл. Особо следует отметить те команды, в списке которых есть необычные, редко употребляемые слова, «длинные».
Исследование: седло, надел, доение, вино, овин, нива, диван, вид, диво, давление, оса, силос, сова, вена, вина, лов, воин, сено, снос, сев, сода, ас, асс, следование, след, лед, ил, ад, еда, дело, вода, слон, вол, ода, десна, сосна, сила, сало, лассо, лис, лиса, лес, село…
6 конкурс «Смешные заголовки»
Задание. Каждой команде выделяются: большой лист бумаги, ножницы, клей и как можно больше старых газет и журналов. На этом листе нужно сделать свою газету, используя только вырезки из газет и журналов. Рисовать и писать самим запрещается. Слова могут составляться из отдельных вырезанных букв, фразы – из слов, тексты из разных отрывков, к рисункам подбираются подписи. Время выполнения – 20 – 25 минут.
Примечание для жюри. Оцениваются изобретательность, чувство юмора, умение работать в группе. Максимально – 10 баллов.
7 конкурс «Головоломка» (резерв)
Задание. Отрывок стихотворения из 4 – 12 слов разрезается на отдельные слова. Необходимо, опираясь на смысл, стихотворный размер и рифму, восстановить текст стихотворения, сложив слова в нужном порядке. Побеждает та команда, которая сделает это правильно и быстрее всех.
Примечание для жюри. Максимальная оценка – 5 баллов.
Итоги игры подводятся, подсчитываются баллы, распределяются места, вручаются призы. Созданные в шестом конкурсе газеты вывешиваются на специально отведённом стенде, посвящённом предметной неделе.