Классный час на тему «Поговорим о дружбе». Итоговый.


Классный час на тему «Поговорим о дружбе». Итоговый.
(по плану воспитательной работы на 2013-2014 учебный год).
2 класс МОУ «СОШ» П. Подтыбок.
Учитель: Микушева Елена Владимировна.
Дата проведения: 10.04.2014 года.
Цель: обобщить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующиезадачи:
1. Создать на занятии атмосферу доброжелательного и уважительного общения.
2.Обобщить знания детей о дружбе и дружеских отношениях.
3.Создать условия для формирования таких умений, как анализировать, делать выводы; выступать перед аудиторией, слушать и слышать своих товарищей.
Планируемые результаты:
Обучающиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопросы о необходимости дружбы и дружеских отношений в классе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в отношении с одноклассниками; делать выводы из прослушанного материала.
Оборудование:
1.Компьютер, проектор;
2.Компьютерная презентация-фильм учителя «Наш дружный класс»; детские работы-сочинения;
3.Оформленная выставка рисунков, стенгазета «Дружба - это не работа», коллективные творческие работы детей «Дерево Дружбы», «Друзей много не бывает» , книга « Поговорим о дружбе», , «Ладошки друзей" (подарок для одноклассника.)
Предварительная работа:
Одной из главных задач в воспитательной деятельности на этот учебный год в моём классе является содействие формированию классного коллектива и создание в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития ребёнка.
Данный классный час является итоговым занятием в долгосрочном проекте «Поговорим о дружбе». Тема была выбрана вместе с детьми на одном из классных часов. Она очень актуальна для нашего класса. Частые ссоры, драки, обзывания , оскорбления друг друга очень огорчали меня, как учителя и классного руководителя, и родителей, и самих детей.
Название проекта: «Поговорим  о дружбе».
Проект:
комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно – поисковый) и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
долгосрочный, реализация проекта осуществлялась в течение 3 четверти;
предполагает групповую и индивидуальную работу;
совмещает урочную и внеурочную деятельность;
.Цель проекта: расширить систему знаний детей о дружбе и дружеских отношениях.
Задачи:
Способствовать формированию у детей таких  нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Способствовать развитию связной речи,  творческих способностей.
Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к  другу.
Предполагаемый результат:
Развитие эмоциональной  дружеской атмосферы детей в классе, проявление заботы и уважения к своим одноклассникам.
Формирование навыков работы в сотрудничестве.
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.
Классным руководителем перед учениками  была сформулирована проблема: Частые ссоры и даже драки в нашем классе.Почему? Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг? Какими качествами необходимо обладать, чтобы у тебя появились друзья?
Второй этап (планирование деятельности).
Дети разделились на небольшие творческие группы,  которые сообща придумали,  искали необходимый материал к своим выступлениям на классных часах. Внутри группы дети сами распределили роли и обязанности.
Третий этап (практически - деятельностный)
Описание действий:
Деятельность учителя.
Проведение классных часов:
1. «Что такое дружба?» Беседа- презентация(20.01.)
2. «Пословицы о дружбе»…Игра.(27.01.и 03.02.)
3. «Какой он, настоящий друг?» Беседа. Чтение рассказа Н. Булгакова «Анна не грусти». Обсуждение.(17.02.)
4. Правила дружбы. Работа в группах.(03.03.)
5. «Как найти себе друзей». Беседа. Просмотр мультфильма про Крокодила и Чебурашку. Обсуждение.10.03) 6.Выбираем темы сочинений: «Мой друг», «Моя лучшая подруга», «Ищу друга», «Мои друзья», «Что такое дружба?» и другие (17.03.)
Уроки литературного чтения по теме: «Я и мои друзья».( с по )
Урок окружающего мира по теме: «Ты и твои друзья».( )Деятельность детей в творческих группах.(внеурочная деятельность: кружки «Отчего и почему», «Юный книголюб», «Добрый»)
Поиск пословиц и поговорок из разных источников.
Подбор стихотворений и песен о дружбе.
Выступление творческих групп на классных часах.
Оформление выставки рисунков о дружбе и друзьях во внеурочное время;
Конкурс на интересное стихотворение о дружбе.
Написание сочинений о дружбе.
Изготовление подарка другу (научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам).
Оформление общей стенгазеты.
Создание коллективных творческих работ «Дерева Дружбы», «Друзей много не бывает» и др.
Создание из собранного материала книги « Поговорим о дружбе».
Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).
До написания сочинений провели беседу-самоанализ в группах о проделанной работе и выполнению обязанностей своей роли. Выразили свое отношение к трудностям и положительным моментам. Что удалось достичь из намеченного? Что было хорошего? Что не получилось? Почему? Чему научились? Какие знания получили в итоге. Выбрали темы для своих сочинений.
Пятый этап - реализация проекта.
Классный час «Поговорим о дружбе» Итоговый.
Развёрнутый план проведения классного часа.
№ Этапы Время
1.
2.
3.
Итого: Введение.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Актуализация знаний.
Основная часть.
Целеполагание.
Беседа.
Анализ ситуаций.
Игра «Волшебная конфета».
Презентация детских работ.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Просмотр фильма.
Вручение подарков.
3 мин.
22 мин.
5 мин.
30 мин.
        
Ход мероприятия.
Этапы Время Деятельность учителя Деятельность обучающихся1.Введение.
Орг. момент.
.
Вступительное слово учителя.
Актуализация знаний.
2.Основная часть.
Целеполагание.
Беседа.
Анализ ситуаций.
Игра «Волшебная конфета».
Презентация детских работ.
3.Подведение
итогов. Рефлексия.
Просмотр фильма.
Вручение подарков. 1 мин.
2 мин.
1 мин.
:Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте все дружно повернёмся и поздороваемся с нашими гостями, улыбнёмся и гостям и друг другу.
Я твой друг и ты мой друг, Руки к солнцу протянули,
Влево вправо повернитесь, Лучики поймали,
Крепко за руки возьмитесь, И к груди своей прижали.
И друг другу улыбнитесь. С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди…
А теперь можно начать наш классный час.
Я хочу рассказать вам одну притчу. Что такое притча?
Притча- короткий поучительный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение(премудрость) По содержанию притча близка к басне.
Послушайте и скажите: «Какая мудрость заключена в этой притче?»
Притча.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
-Хижина у меня маленькая, войдет только один.- А кто вы? - спросил пастух.
-Мы - дружба, счастье и богатство. Кому из нас войти - выбирай сам!
Пастух подумал и выбрал… дружбу.
Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
-Какая мудрость заключена в этой притче?
А может ли эта мудрость помочь нам? И если да, то как? О чём же мы поговорим сегодня? ( Много занятий мы уже посвятили беседам на эту тему. А для чего? Что бы вы хотели сегодня услышать от своих одноклассников?
Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Ну а всё же, что обозначает,Это слово? Значит что оно?
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие!
Я вам прочитаю рассказы, а вы подумайте и скажите про настоящих ли друзей они?
 1. Рассказ “Друзья”.
Однажды Вова принес в школу электронную игру. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
- Давай! – согласился Вова.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Вовин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс робота. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Вова.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Вова. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у Дениса роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
2. Рассказ “Одинаковые”.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела. А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?Что бы вы сказали Соне?
3. Рассказ “До первого дождя”
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня –за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница спросила у девочек:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
Что вы можете сказать о девочках и их дружбе? Почему обе девочки густо покраснели? (Ответы детей)
-Кого мы называем настоящим другом?
-Какие качества друга вы считаете главными?
-Каких бы друзей вам хотелось иметь?Сейчас мы это выясним.
- Я попрошу вас, передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща настоящему другу. Вам в помощь есть начало, а вы подумайте и продолжите… ( записи на доске)
Начинайте такими словами:
-Друг должен быть…   -Друг никогда…
-Друг всегда….
А теперь послушаем внимательно друг друга. Каждый в своей работе хотел о чём-то сказать, рассказать и даже о чём-то попросить. А для чего нам нужно внимательно выслушать друг друга?
У:Что же вы услышали и о чём хотели бы сказать?
Какой вывод можно сделать по нашим сочинениям?
Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?
У: Встанем в круг, возьмёмся за руки, слушаем меня и повторяем за мной.
Землю обмотали тоненькие нити,
нити параллелей и зеленых рек.
Совершите чудо руку протяните,
надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
И я очень надеюсь, что наша дружба с каждым днём будет всё крепче и сильнее и будет нам всегда помогать.
Желаю каждому найти своего настоящего друга.
Закончим наше занятие песней и просмотром фильма про наш дружный класс и вручением подарков друг другу.
Всем большое спасибо!
Приветствуют гостей,
получают эмоциональный настрой на работу.
Слушают учителя.
(Ответы детей)
(Ответы детей)
Поговорим о дружбе…
(Ответы детей)
Слушают учителя.
(Ответы детей)
Вывод: Нельзя выбирать друзей только, когда можно от них что-то получить.
(Ответы детей)
Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его. 
(Ответы детей)
Вывод: всегда помогай своему другу, не бросай его в беде.
(Ответы детей)
Вывод: Чтобы больше узнать о своих одноклассниках.
(Ответы детей)
Вывод: У всех есть хорошие друзья, но не у всех есть настоящий друг.
Используемая литература и интернет ресурсы:
1.Перетягина Н.Н. Самоактуализация личности: урок как спектакль.-ISBN978-5-85-716-822-6.: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та,2010-174с.
2. Festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурc].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа:  http://festival.1september.ru. – Загл. с экрана. (20.12.2011).
3.Стихи и рассказы о дружбе для детей. Литературное чтение. 2 класс.2 часть.
4.Пословицы и поговорки о дружбе.
5.Окружающий мир. 2 класс.2 часть.
6.Готовые презентации на тему «Поговорим о дружбе» Социальная сеть работников образования .Самоанализ открытого воспитательного мероприятия.
Классный час на тему «Поговорим о дружбе».
Итоговый(по плану воспитательной работы на 2013-2014 учебный год).
Одной из главных задач в воспитательной деятельности на этот учебный год в моём классе является содействие формированию классного коллектива и создание в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития ребёнка.
Данный классный час является итоговым занятием в долгосрочном проекте «Поговорим о дружбе». Тема была выбрана вместе с детьми на одном из классных часов. Она очень актуальна для нашего класса. Частые ссоры, драки, обзывания , оскорбления друг друга очень огорчали меня, как учителя и классного руководителя, и родителей, и самих детей.
Проект является:
комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно- поисковый и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
долгосрочный, реализация проекта осуществлялась в течение 3 месяцев;( в течении 3 четверть)
предполагает групповую и индивидуальную работу.
совмещает урочную и внеурочную деятельность;
Цель проекта: расширить систему знаний детей о дружбе и дружеских отношениях.
Задачи:
Способствовать формированию у детей таких  нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Способствовать развитию связной речи,  творческих способностей.
Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к  другу.
Предполагаемый результат:
Развитие эмоциональной  дружеской атмосферы детей в классе, проявление заботы и уважения к своим одноклассникам.
Формирование навыков работы в сотрудничестве.
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.
Классным руководителем перед учениками  была сформулирована проблема: Частые ссоры и даже драки в нашем классе…Почему? Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг? Какими качествами необходимо обладать, чтобы у тебя появились друзья?
Второй этап (планирование деятельности).
Дети разделились на небольшие творческие группы,  которые сообща придумали,  искали необходимый материал к своим выступлениям на классных часах. Внутри группы дети сами распределили роли и обязанности.
Третий этап (практически - деятельностный)
Описание действий:
Деятельность учителя.
Проведение классных часов:
1. «Что такое дружба?» Беседа- презентация(20.01.)
2. «Пословицы о дружбе»…Игра.(27.01.и 03.02.)
3. «Какой он, настоящий друг?» Беседа. Чтение рассказа Н. Булгакова «Анна не грусти». Обсуждение.(17.02.)
4. Правила дружбы. Работа в группах.(03.03.)
5. «Как найти себе друзей». Беседа. Просмотр мультфильма про Крокодила и Чебурашку. Обсуждение.10.03) 6.Выбираем темы сочинений: «Мой друг», «Моя лучшая подруга», «Ищу друга», «Мои друзья», «Что такое дружба?» и другие (17.03.)
Уроки литературного чтения по теме: «Я и мои друзья».( с по )
Урок окружающего мира по теме: «Ты и твои друзья».( )Деятельность детей в творческих группах.(внеурочная деятельность: кружки «Отчего и почему», «Юный книголюб», «Добрый»)
Поиск пословиц и поговорок из разных источников.
Подбор стихотворений и песен о дружбе.
Выступление творческих групп на классных часах.
Оформление выставки рисунков о дружбе и друзьях во внеурочное время;
Конкурс на интересное стихотворение о дружбе.
Написание сочинений о дружбе.
Изготовление подарка другу (научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам).
Оформление общей стенгазеты.
Создание коллективных творческих работ «Дерева Дружбы», «Друзей много не бывает» и др.
Создание из собранного материала книги « Поговорим о дружбе».
Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).
До написания сочинений провели беседу-самоанализ в группах о проделанной работе и выполнению обязанностей своей роли. Выразили свое отношение к трудностям и положительным моментам.
Что удалось достичь из намеченного? Что было хорошего? Что не получилось? Почему? Чему научились? Какие знания получили в итоге. Выбрали темы для своих сочинений.
Классный час «Поговорим о дружбе» ( итоговый)
 Цель: обобщить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
1. Создать на занятии атмосферу доброжелательного и уважительного общения.
2.Создать условия для формирования таких умений, как высказывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы; выступать перед аудиторией, слушать и слышать своих товарищей.
Планируемые результаты:
Обучающиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопросы о необходимости дружбы и дружеских отношений в классе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в отношении с одноклассниками; делать выводы из прослушанного материала.
К этому итоговому занятию дети готовились долго, активно и увлечённо: искали пословицы и поговорки о дружбе из разных источников, подбирали стихотворения и песни о дружбе, рисовали, организовывали выставки своих работ, проводили конкурс на лучшего чтеца, писали сочинения, выполняли коллективные творческие работы.
Классный час проведён в форме беседы. Данная форма классного часа была выбрана, т. к. я стремлюсь сформировать у детей умение слушать и слышать своих одноклассников. В беседе старалась использовать разные жанры произведений: это и притча, и стихи, и стихи-вопросы, игры, небольшие рассказы-ситуации, чтобы детям было интереснее. Я думаю, это получилось. Дети были активны, непосредственны, каждому хотелось высказать своё мнение, показать себя с хорошей стороны.
Я довольна итогами классного часа и в целом нашего проекта. Это пока в нашем классе первый такой большой, общеклассный проект. Цель достигнута. А, главное понравилось детям. Я думаю, теперь можно и нужно выбирать и использовать другие более сложные формы классных часов и внеурочной деятельности, где ещё больше давать детям самостоятельности и творчества.
В процессе создания этого проекта меня, и самих детей радовало то, что дети больше стали слушать друг друга, уступать друг другу, прощать, защищать друг друга, быстрее и легче мирились после своих ссор и обид.
Считаю, что данный проект является небольшим шагом к достижению большой цели: Стать дружными навсегда.