Классный час на тему Поговорим о дружбе

Классный час на тему «Поговорим о Дружбе»

Цель: Расширить понятие ценности дружбы среди сверстников.
Задачи:
Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы;
Содействовать формированию дружного коллектива.
На доске эпиграф:
Самый прекрасный подарок после мудрости,
которым могла бы одарить нас природа – это дружба.
Ларошфуко (французский писатель)

Ход урока:
Наша сегодняшняя встреча посвящена одной очень, на мой взгляд, интересной теме.
Давайте узнаем какой

Витя и Юра - неразлучные друзья. Они вместе ходят в школу и возвращаются из неё. Они и к урокам вместе готовятся. Вместе бывают и на улице. Когда, наигравшись, устают. Идут перекусить то к одному, то к другому, затем играют в денди, смотрят телевизор. “Вот это друзья!”- говорят о них товарищи.
Но после одного события отношения между ними стали прохладными, словно между ними пробежала чёрная кошка. Они даже при встречах стали притворяться, что не замечают друг друга. А всё это произошло нежданно-негаданно.
Когда до конца учебного года оставалось около полутора месяцев, Витя попал в больницу. “Придётся пролежать мальчику не менее месяца,- сказали врачи,- он простудил лёгкие”.
Услышав это известие, классная руководительница Валентина Ивановна попросила всех своих учеников задержаться после уроков.
Надо посовещаться,- сказала она.
Учащиеся знали, о чём будет предстоящий разговор. Они видели, что утром приходила в школу мать Вити и Валентина Ивановна долго с ней беседовала.
Классная руководительница сразу же перешла к делу и сказала:
С завтрашнего дня мы должны постоянно по очереди посещать Витю в больнице, иначе он отстанет по учёбе. Итак, кто пойдёт первым?
Все, конечно же, повернулись в сторону Юры, потому что он считался другом Вити. Но тот не спешил поднимать руку и проявлять какую-либо инициативу. В классе установилась гнетущая звонкая тишина, которую нарушила Валентина Ивановна.
Юра, ты почему молчишь? Ты желаешь завтра пойти к своему другу в больницу?- спросила она мальчика.
Юра нехотя встал с места и, отводя глаза в сторону, ответил:
Мне надо идти в спортивную секцию, у нас тренер очень требовательный.
От кого-от кого, но толко не от Юры ожидали такого ответа. Все думали, что Валентина Ивановна возмутится и начнёт ругать мальчика. Но классная руководительница не показала виду, что очень изумилась такому ответу, хотя чувствовала себя будто облитой ушатом холодной воды... Она окинула пристальным взглядом притихших учеников и заметила, что на самой задней парте поднял руку недавно пришедший в эту школу мальчик по имени Вадик.
Что ты хочешь сказать?-спросила Валентина Ивановна.
Я завтра пойду,-ответил мальчик.
Но ты ведь в класс пришёл ещё только три дня назад, так что и Витю толком не знаешь,-возразила было классная руководительница, но Вадик прервал её словами:
Ну и что? Познакомимся в больнице. Там моя мама медсестрой работает. Мы с ней быстро найдём Витю. Прошу мне поверить...
Эта искренняя просьба, сказанная от всей души, быстро успокоила загудевший класс.
Взволнованная случившимся Валентина Ивановна только и сумела произнести:
Спасибо тебе, Вадик, ты настоящий человек![1]
- О чём идёт речь в рассказе?
Да, мы сегодня с Вами поговорим о дружбе. Что же такое дружба?
В словаре С. Ожегова :
Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, на взаимном доверии и общности интересов.
В словаре В. Даля дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».
* Дети читают стихи : 1) мальчик ....
- Правильно он понимает дружбу?
2) девочка...

Проведем небольшую разминку. Я начинаю пословицу, а Ваша задача её закончить. Дерево сильно корнями, а человек. (друзьями)
Дружба, что стекло: разобьёшь - (не склеишь)
Дружба не гриб, в лесу (не растет)
Скажи мне, кто твой друг – и я скажу (кто ты)
Скажите, пожалуйста, о чем говорят эти пословицы? К чему они нас призывают? Какие ещё пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
Вывод: В этих пословицах народная мудрость, к которой всем нас стоит прислушаться. А знаете ли вы, что «С другом веселее вдвое дело любое».

 Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше с вами сердце, готовое  любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное.  
В чём волшебство - мы узнаем в конце мероприятия.


- Сегодня мы говорим с вами о дружбе. Представьте себе, что слово «дружба» требует расшифровки, но необычной. Вам нужно каждую букву, входящую в это слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «друг». (На доске в вертикальном положении расположены карточки с буквами, входящими в это слово. Учитель за учащимися записывает на доске). Д – добрый, душевный, доброжелательный. Р – решительный, рассудительный, работящий. У – умный, улыбчивый, уважительный. и т.д.
Г гуманный, галантный, гостеприимный - - Прочитайте, каким же вы представляете себе настоящего друга. (Зачитываются все записанные определения).

- А давайте подумаем, какими качествами должен обладать Ваш друг. У вас на столах лежат листочки, на которых предложен список качеств характера. Вам нужно вашей группой определить, какие качества должны быть у друга, а какие нет (то есть их нужно изживать).
Понимание да
Мелочность нет
Неуверенность нет
Зависть нет
Прощение да
Равнодушие нет
Благородство да
Самокритичность да
Болтливость нет
Раздражительность нет
Искренность да
Доброта да
Честность да
А вам самим нужны эти качества и для чего?
Я думаю, что каждый убедился, что нужно воспитать в себе много качеств, чтобы быть НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ. (НА фоне музыки ......................................................)

Согласитесь, что у каждого из Вас есть и качества, которые мешают дружбе и, наверное, многие хотят от этих качеств избавиться, но не получается. Давайте же попробуем это сделать вместе. Для этого у вас на столах лежат маленькие листочки. На них напишите качество, или качества, от которых вы хотели бы избавиться в первую очередь. Теперь эти листочки разорвите, смешайте на своих столах в кучу, а теперь я соберу ваш мусор и выкину его. Будем считать, что от плохих качеств мы избавились.
- Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций.

СИТУАЦИИ
1. Два хороших друга, Алёша и Игорь, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Алёше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Игорю нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

- Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

2. Даша и Маша - подруги. Даша уже два часа делает уроки. К ней пришла Маша.
- Гулять пойдёшь?
- Я задачу по математике ещё не решила. Никак не получается. Ещё и сочинение по русскому писать.
- Да не переживай! Я всё решила, дам списать, как всегда!
- О, класс! Ты настоящая подруга!

*Можно ли назвать Машу настоящей подругой?
*Как бы вы поступили на месте Маши?

3. Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Вместе они были отличниками. Все считали, что Олег и Миша - друзья. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике и оба мальчика в ней участвовали, первое место занял Олег. Все поздравляли мальчика, и только Миша молчал. А на следующий день Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не мог понять, что произошло с другом.
- Что случилось с Мишей?
- Как бы вы повели себя в такой ситуации?
- Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой? Почему?

4.На самостоятельной по математике Паша обнаружил, что в ручке закончилась паста.
Паша: Ой, паста закончилась.
Антон: А у меня запасная ручка есть.
Паша: Будь другом, дай, а то пару поставят, если самостоятельную не напишу.
Антон: А ты что мне за ручку дашь?
Паша: Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
Антон: Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить до конца недели. Годится?
Паша: Да ладно, давай уж...

*Как вы считаете, Антон поступил как настоящий друг?
* Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Просмотр и обсуждение ЕРАЛАША "ЛУЧШАЯ ПОДРУГА"
- Можно ли эту девочку считать настоящей подругой?
- Вы хотели бы иметь такую подругу?
- Приятно ли общаться с такими людьми, которые думают только о себе?

- Ребята, как вы думаете, легко ли говорить друг другу добрые слова, легко ли говорить комплименты? Какие слова проще найти: плохие и ли хорошие?

Формирование позитивного отношения друг к другу. Упражнение «Ладошки». (На фоне музыки ..............................................................................................................) - Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (Учитель держит в руке разноцветные макеты ладошек). - Сейчас они все вместе, как и вы сейчас. Но все они разные, как и мы с вами. Я сейчас раздам вам ладошки. Напишите на них своё имя. По моей команде   будем передавать их по кругу, и вы должны будете постараться написать про человека, чья ладошка у вас окажется, что-то хорошее, доброе, пожелать этому человеку что-либо. - Прочитайте, что о вас написали товарищи. Что вы почувствовали, когда прочитали хорошие слова про себя? - Было ли вам приятно? - Трудно ли вам было найти добрые слова о своих одноклассниках? - Да, часто мы замечаем в окружающих отрицательные черты характера, а нужно учиться находить в других хорошее. - Подойдите, пожалуйста, к нашему сердцу и прикрепите свои ладошки.
Законы дружбы.

*Уступайте друг другу
*Будьте вежливыми, внимательными, честными
*Помогайте друг другу
*Не жадничайте
*Не злитесь, не ссорьтесь, не обижайте друг друга понапрасну
*У мейте просить прощение
*УМЕЙТЕ ДРУЖИТЬ!

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга.
3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради тебя.
5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
6. Подлинная дружба несовместима с расчетом, завистью, корыстью.
Дружба – это цветок, который радует нас своей красотой. И так важно, чтобы кто-то заботился о нём, ухаживал бы за ним, чтобы он не увял. Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга. Без тепла и света этого замечательного явления – дружбы – жизнь на планете была бы куда беднее и скуднее.

Заключительный этап. Игра «Клубочек». - Ребята, я снова приглашаю вас в круг. У меня в руках клубок ниток (лента для рукоделия). Мы будем передавать его друг другу, при этом завязывая на руке узелок. Каждый раз вы должны еще раз сказать своему товарищу то, что считаете нужным: пожелать что-либо, сделать комплимент, а может быть пожелать изменить что-то в себе. Итак, я начинаю!  - Посмотрите, ребята, мы все вместе, связаны одной ниткой. Мы все вместе, один дружный коллектив! А в коллективе один за всех и  


Закончим наш классный час песней о дружбе. ( "Если с другом вышел в путь...")








13PAGE 15


13PAGE 14615




15