Классный час на тему Поговорим о дружбе


"Поговорим о дружбе" (4 класс)
Цели классного часа:
Обсудить с учащимися смысл слова “дружба”, научить различать настоящую дружбу от простого общения.
Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Оборудование: таблицы “Законы дружбы”, В. И. Даль “Толковый словарь”, словарь синонимов, “огоньки” из цветной бумаги, рассказ С. Косова “Терёшка”, наборы пословиц, рисунки учащихся.
Предварительная подготовка: чтение сказки С. Козлова “Снежный цветок”.
Гости : родители, учителя
Ход классного часа
I. Организационный момент.
Учащиеся входят в класс и приветствуют гостей.
Учитель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать и беседовать.
II. Вступительное слово.
Учитель:
– Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. И сейчас мы узнаем, о чём будем говорить на нашем занятии.
На доске открывается запись:
ДОБРЫЕ
РАССУДИТЕЛЬНЫЕ
УМНЫЕ
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ
БОЕВЫЕАКТИВНЫЕ
– Прочитаем все вместе слова, которые помогут нам хорошо работать сегодня на классном часе.
– Какое слово здесь “спряталось”? (Дружба)
– Правильно, сегодня мы поговорим о дружбе. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу хорошее настроение!
III. Беседа.
– Нет на свете человека, который не задумывался, что такое дружба?
Поработаем в группах.
1 группа.
Найти в “Толковом словаре” В. И. Даля объяснение слова “дружба”, а в словаре синонимов – синонимы к слову “друг”.
2 и 3 группы.
Подводят итоги предварительной творческой работы (дети зачитывают фрагменты своих размышлений по прочитанной сказке С. Козлова “Снежный цветок”).
Учитель:
– Друг, приятель, товарищ.
Давайте подумаем, чем эти слова отличаются друг от друга?
Дружба и приятельские отношения – это одно и то же?
Может ли быть много друзей?
(дети высказывают свои мнения)
Учитель:
– Вот сколько разных объяснений, высказываний о дружбе мы услышали. Но у нас возникает ещё много вопросов:
– А каждый ли может быть другом?
– Что нужно делать, чтобы найти друга?
Давайте сегодня в ходе нашего классного часа постараемся выработать “законы дружбы”, которые помогут вам ответить на все эти вопросы.
(За активную работу дети получают “огоньки”.)
IV. Обсуждение проблемных ситуаций.
Ситуация 1
Послушайте стихотворение А. Барто “Требуется друг”.
Все живут – не тужат,А со мной не дружат!Бант у Кати расписной,Красные колготкиИ характер кроткий.Я шепчу: – Дружи со мной,Мы же одногодки,Как сестрички мы почти,Мы, как две голубкиИз одной скорлупки.Я шепчу: – Но ты учти – Ты во всём должна идтиДругу на уступки.Предлагаю Ильиной:Ты дружи со мной одной!Есть разряд у ИльинойИ спортивный свитер,И девчонок свита.Подружусь я с Ильиной,Стану знаменитой!Все пятёрки до однойУ Светловой Нади.Я прошу: – А ты со мнойПодружись хоть на день!Мы с тобой поладим.Будешь ты меня спасать – Дашь контрольную списать.А девчонки на дыбы!Говорят: – Молчала бы!Не вставать же на колени,Уговаривать подругНапишу я объявление:“Срочно требуется друг!”
– Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
На доске появляется первый закон дружбы:
“Не будь эгоистом, проявляй заботу о друге”.
Ситуация 2
Разыгрывается сценка “Три подруги”.
(Разговаривают три девочки)
– Привет!
– Привет!
– Добрый день!
– Представляете, девочки, я сейчас была в библиотеке, читала книги о музеях. Вы ведь знаете, что мне это очень интересно. Я прочитала, что в Швейцарии есть музей кошек. Там есть картины, плакаты, афиши, марки и даже пасхальные яйца с изображением кошек.
А в Московском музее образования есть очень необычный зал, посвящённый буквам.
Хорошо знакомая нам азбука представлена здесь в самых необычных формах: игрушки и сказочные замки из букв, и даже пахучий алфавит.
– Это очень интересно! Мы об этом не знали!
– А я, девочки, недавно с мамой была в нашем Национальном музее. Мне там очень понравилось, я узнала много интересного. Если хотите, мы можем вместе сходить.
– Конечно, хотим!
– Это отличная идея!
– Вот было бы замечательно когда-нибудь попутешествовать вместе по миру!
– Путешествовать с друзьями! Что может быть лучше!
– Давайте очень постараемся! Будем беречь нашу дружбу и может когда-нибудь наша мечта сбудется!
Учитель:
– Какой вывод мы можем сделать из этой истории?
На доске – второй закон:
“Живи интересами другу, делись с другом тем, что знаешь и умеешь сам.”
Ситуация 3
Учитель читает рассказ С. Косова “Терёшка”. Приложение 1.– Можно ли назвать Терёшку настоящим другом? Почему?
Третий закон дружбы:
“Радуйся успехам друга, помогай в трудную минуту”.
Ситуация 4
Послушайте историю, которую рассказал поэт Олег Григорьев в стихотворении “Кто прав?”
Сегодня Клоков дежурный у нас.Того, кто не мылся, не пустит в класс.Коля Сизов, его старый друг,Чтоб друга проверить, не вымыл рук.– Пока не помоешь,– сказал ему Клоков, – Не допущу тебя до уроков!– Что ты? Да мы же друзья!С друзьями ведь так нельзя!– А разве такими рукамиЗдороваться можно с друзьями?
– Прав ли клоков? Почему?
Четвёртый закон:
“Будь искренним, говори только правду (делай это тактично).
Учитель:
– Сейчас я хочу предложить каждой команде ситуацию. Через минуту постарайтесь найти из неё выход.
Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити?
Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Как бы ты поступил?
Твой друг плохо учится, и тебе не разрешают с ним дружить. Как ты поступишь?
(Каждая команда получает “огонёк”)
Ситуация 5
Послушайте такую историю:
Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят.Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться.Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали.Правильно ли они поступили и почему?
На доске.
Пятый закон: “Друзей нельзя предавать”.
Учитель:
– Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете их соблюдать, то станете настоящими друзьями.
V. Конкурсы, задания.
Учитель:
– О дружбе есть много пословиц. Поиграем в игру “Собери пословицу”.
Для каждой команды – набор пословиц. Нужно собрать пословицы правильно.
1 команда:
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.
Один за всех, и все за одного.
2 команда:
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Верному другу цены нет.
Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
3 команда
Человек без друзей, что дерево без корней.
Недруг подталкивает, а друг спорит.
Без беды друга не узнаешь.
(Каждая команда получает “огоньки”.)
Учитель:
– Есть много произведений детских писателей, в которых отображена тема дружбы. Давайте вспомним эти произведения и их героев.
1) Вспомним имя девочки,которая на северотправилась за другом к Снежной Королеве.
(Герда, Г.Х.Андерсен “Снежная Королева”)
2).Всем знаком этот герой,И известно всем вокруг,Он большой для Гены друг.(Герой Э.Успенского Чебурашка).
– Герои Э.Успенского решили подружиться. Как они это сделали?
3). Собрались однажды 4 музыканта, подружились.
Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали. Назовите этих друзей – музыкантов.
(“Бременские музыканты”, братья Гримм)
4). “Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку, настоящего друга. Но мама была почему-то против, и всё-таки друг у меня появился, самый лучший в мире упитанный мужчина в расцвете сил, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька.”(А.Линдгрен, “Малыш и Карлсон”).
5). У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один всегда был рядом. Кто он?(Пудель Артемон)
6). Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков “исполнения желаний”. На что только Женя не потратила лепестки! Но вдруг она встретила Витю, захотела с ним подружиться, побегать, да не получилось. Почему?Что произошло потом? Какое произведение?(В. Катаев “Цветик-семицветик”)
– И в заключении давайте вспомним замечательное стихотворение Р. Нехай “Друг”:
(Ученик читают стихотворение)
Быть другом достоин лишь тот,Чья дружба весома, как жизнь.Друг бремя разделит заботы,В час трудный прикажет: “Держись!”.И друг, а не кто-то чужой,Поддержит в житейском бою.Устанешь – На спину своюОн часть твоей ноши возьмёт.Обидчику даст он отпорИ вместе с тобой проклянетТого, кто приносит позор…Дом верного друга – твой дом,Всегда для тебя он открыт.Тебя окружат там теплом,Там будешь спокоен и сыт.Простят, если ты сгорячаНе то там сказал и не так.Друг верный не рубит сплеча,Хоть знает:Слова не пустяк…Умейте любить и дружить,Ценить доброту и тепло,Умейте не брать, а дарить – Всем истинам спорным назло!
VI. Итог занятия.
– Во время нашего занятия мы собирали “огоньки”. Поднимите их. Что сможет один маленький огонёк? Он не согреет и может быстро угаснуть. Давайте соединим все наши огоньки вместе. (На доске составляется большой костёр).– Вот какой большой костёр дружбы у нас получился. Он согреет всех и будет гореть долго и ярко.Я желаю каждому из вас иметь настоящего друга и уметь дорожить дружбой.(Все вместе исполняем песню “Вместе весело шагать”)
(Исполнение песни «Вместе весело шагать»)
Припев:Вместе весело шагать по просторам,По просторам, по просторам!И, конечно, припевать лучше хором,Лучше хором, лучше хором.
Спой-ка с нами, перепелка, перепелочка!Раз иголка, два иголка — будет елочка!Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.
В небесах зари полоска заполощется.Раз березка, два березка — будет рощица!Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.
Нам счастливую тропинку выбрать надобно.Раз дождинка, два дождинка — будет радуга!Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.
Список использованной литературы
[1]. Жиренко О. Е. Внеклассные мероприятия: 4 класс, М., “Вако”, 2006 г.[2]. Даль В. И. Толковый словарь.[3]. Косов С. А. “Терёшка” (рассказы).[4]. Русские народные пословицы.[5]. Барто А. Л. Стихи.
Классный час составлен Григорьевой О.В( Я использовала различные источники информации, в том числе интернет-ресурсы)
Приложение 1.
ТЕРЕШКА.
Заболел у Терешки друг его, Павлик. Все ребята на экскурсиях бывали, за ягодами ходили, грибные места присматривали, а Павлик — никуда. Только и ходу ему, если мать сведет в больницу. Тощий он стал, бледный.
Пришел раз Терешка из лесу, ягод ему принес.
— Эх, Павлик, одну поляну знаю!.. Клубники, земляники столько...
Павлик улыбается. Понимает, что Терешка подзадоривает его, чтобы в лес пойти.
— Не дойду я, — говорит Павлик.
— Может быть, дойдешь - как-нибудь! Посмотрел бы ты, какая поляна... Лето пройдет, а ты и ягод вдоволь не поешь. Пойдем. И гербарий нам составлять надо.
Лицо у Павлика делается печальным:
— Нет, не дойду... Кабы лошадь у председателя колхоза попросить...
—Лошадь не дадут. Сейчас лето, работают. Лошадей даже в село не приводят — в поле с ними ночуют.
Павлик молчит.
Терешка обводит избу глазами. Лежит Павлик один — все в поле. На столе у изголовья стоит желтый пузырек с наклейкой. Рядом чашка с молоком. В избе тишина. Большая муха бьется в закрытое окно и жужжит, жужжит без умолку.
У Терешки начинает щекотать в носу; жалко друга. Он вскакивает и со всех ног бросается домой.
Дома Терешка забирается на чердак, копается среди хлама, гремит старыми ведрами, худыми корытами, ворошит тряпье.
— Куда она запропастилась?— ворчит он. Наконец находит то, что искал. Это маленькая деревянная тележка-ползунок …
На другой день Терешка появился у дома Павлика. К тележке он привязал толстую веревку и обмотал ее тряпками, чтобы не резало плечо.
— Павлик, выходи! Поедем за ягодами! — закричал он под окном,
Павлик вышел к нему.
— И-и-го-го! — заржал Терешка, как лошадь. Стал по передку тележки бить пяткой, скрести землю ногой, будто копытом. — И-и-го-го!
— Конь какой! — засмеялся Павлик.
— Куда ты его потащишь? Он больной! — закричала из избы мать Павлика.
— Тетя Маша, я его на дачу... в лес повезу!
С.Косов
Анализ сценария классного часа и его проведения.
Тема: "Поговорим о дружбе"( 4 класс)
1.Обоснование содержания, формы и цели воспитательного занятия.
Цели классного часа:
Обсудить с учащимися смысл слова “дружба”, научить различать настоящую дружбу от простого общения.
Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе
Форма воспитательного занятия «классный час» соответствуют его теме и содержанию. Одной из особенностей нового стандарта является расширение общественного участия родителей в жизни школы. В тесном контакте с родителями, активизируя их гражданскую позицию, привлекая их к сотрудничеству и активному участию в делах школы, можно добиться эффективных результатов в воспитательном процессе.
Занятие соответствует возрастным особенностям младших школьников (их интересам, познавательным возможностям, активности и уровню самостоятельности).
Инициатором проведения классного часа выступил классный руководитель и актив 4 класса.
2. Психолого – педагогическое обоснование путей организации и подготовки занятия
Разработан подробный сценарий занятия
Основные виды подготовительной работы:
Изготовление и вручение пригласительных открыток на классный час для родителей - за неделю до занятия, все учащиеся класса.
Творческие работы( свои размышления по прочитанной сказке С.Козлова «Снежный цветок», за неделю, 1 группа
Подготовка инсценировки-миниатюры «Три подруги» за неделю до занятия, участники драматического кружка (3 человека).
Подбор пословиц о дружбе, оформление их на карточках - за неделю до занятия, 2 группа (2 человека).
Разучивание стихотворений по теме классного часа - за неделю до занятия, 1 учащийся класса.
Роль педагога в подготовке занятия неоднозначна. Классный руководитель выступает как консультант и помощник, направляя деятельность школьников. Сам определяет цель и задачи занятия, его структуру и содержание. Также проводит предварительные беседы с приглашёнными на классный час людьми по предстоящей теме встречи. Заранее договаривается с руководителем драмкружка о подготовке инсценировки силами третьеклассников. Учащиеся выступают активными участниками, но ученикам начальной школы трудно действовать самостоятельно (без подсказки учителя).  В процессе обсуждения классный руководитель проявляет внимание к выступлениям обучающихся, вносит нужные коррективы, ставит дополнительные наводящие вопросы, акцентирует внимание на важных моментах. Вместе с активом класса выбирается тема занятия, оговариваются формы работы, на уроках технологии сделаны пригласительные открытки, которые ребята сами подписали и вручили своим близким. Задания равномерно распределены между всеми участниками группы.
Роль родителей - помощь советом, информацией. Проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников
3.Общая оценка занятия.
Цель занятия достигнута в полной мере - все присутствующие выразили желание жить в дружбе, дружном коллективе, в дружной семье .Воспитательное значение состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся чувства эмоциональной отзывчивости, милосердия, уважительного отношения к своим товарищам, формирует образ самого себя.
Ученики отлично проявили себя как организаторы и участники занятия. В полной мере справились с заданиями по его подготовке и проведению. В ходе занятия формировались следующие личностные результаты: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
Занятие положительно повлияло на формирование коллектива. На классном часе дети свободно и искренне рассуждали о дружбе.