Конспект урока по математике на тему Делимость суммы и разности (6 класс)

Математика 6 класс
Урок № 110 Дата: _____________

Тема урока: Делимость суммы и разности
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования представлений о признаках делимости суммы и разности, умения применять признаки делимости суммы и разности чисел.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
Предметные: знают свойство делимости суммы и разности, могут привести примеры на каждое свойство; умеют составлять алгоритмы, отражающие в письменной форме результаты деятельности; выполнять действия, проверять верность утверждения, решать уравнение, применяя признаки делимости суммы и разности.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия):
познавательные: владеют общим приемом решения задач;
регулятивные: оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умеют выступать с решением проблемы, аргументированно отвечать на вопросы собеседников.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Коменский.
– Ответьте на вопрос, приводя примеры.
(а) утверждение неверное, так как (24 + 25) не делится на 2;
б) утверждение не всегда верное, к примеру, в сумме (15 + 17) ни одно из слагаемых не делится на 2, а сумма делится на 2;в сумме (14+17) ни одно из слагаемых не делится на 3 и сумма 31 не делится на 3.
в) да, это утверждение всегда верное.)
– Сформулируйте свойство делимости суммы чисел. (если каждое слагаемое делится на некоторое число, то и вся сумма делится на это число)
II. Решение задач с практическим содержанием (фронтально)
Работа в парах. Решите устно № 776, 777, 778, 779. Ответьте на вопросы задач, не выполняя вычислений. Укажите, какие свойства делимости вы при этом используете?
(№ 776: можно расставить на три полки, так как и 27, и 18 делятся на 3, значит, сумма также делится на 3.
№ 777: нельзя, так как 51 на 2 не делится.
№ 778: можно, так как все эти числа делятся на 4.
№ 779: нельзя, так как 48 на 5 не делится.)
III. Поисковая деятельность по изучению нового материала. Групповая работа
Каждой группе предлагается защита задачи.
1 группа
Докажите, что если числа а и b делятся на т, то их разность тоже делится на т.
2 группа
Докажите, что если 45 5 и 25 5, то разность (45 – 25) 5.
3 группа
Верно ли, что если один из двух компонентов разности (уменьшаемое или вычитаемое) делиться на некоторое число, а другой – нет, то разность на это число не делится?
4 группа
Докажите, что если 45 5, а 24 не делится на 5, то разность 45 – 24 не делится на 5
Просмотр видео. 3мин23сек (2мин36сек)

IV. Выполнение упражнений на делимость суммы и произведения
1) Используя свойства делимости и данные о делимости на число т каждого слагаемого, определите, делится ли на т сумма или произведение.
1 число
2 число
3 число
Сумма
Разность
Произведение

д
д
д




н
д
д




д
н
д




д
д
н




н
н
д




н
д
н




д
н
н




н
н
н





Решение.
1 число
2 число
3 число
Сумма
Произведение

д
д
д
д
д

н
д
д
н
д

д
н
д
н
д

д
д
н
н
д

н
н
д
Может делиться,
может не делиться
д

н
д
н
Может делиться,
может не делиться
д

д
н
н
Может делиться,
может не делиться
д

н
н
н
Может делиться,
может не делиться
н
















2) № 781 (а, в) (на доске и в тетради).
Решение:
а) ; ; - 1 вариант
в) ; ; - 2 вариант

3) № 799 (а, б) (с проверкой) – самостоятельно.
Решение:
а) 3(х – 2) = х + 2; б) 2(х – 3) = 7(2 + х);
3х – 6 = х + 2; 2х – 6 = 14 + 7х;
3х – х = 2 + 6; 2х – 7х = 14 + 6;
2х = 8; –5х = 20;
х = 4. х = –4.
Проверка: Проверка:
3(4 – 2) = 4 + 2; 2(–4 – 3) = 7(2 – 4);
6 = 6. –14 = –14.
Ответ: х = 4. Ответ: х = –4.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Можно ли считать несчастным сегодняшний день или урок?
– Над какой темой работали?
– Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему?
– Оцените свою работу на уроке.
– Составьте синквейн к уроку.
VI. Домашнее задание: 1) № 799 (в, г), 781 (б,г);
б) ; ;
г) ; .
2) творческое задание: разбиты на группы 5 групп
1 группа: 42, 66, 78, 102 – 1 – 4 главы
2 группа: 45, 75, 135, 225 – 5 – 7 главы
3 группа: 70, 110, 130, 170 – 8 – 11 главы
4 группа: 99, 63, 117, 81 – 12 – 15 главы
5 группа: 43, 37, 61, 79 – 16 – 19 главы
и получили задание: выписать из закрепленных за ними глав романа А.С. Пушкина «Дубровский», все числа, которые встречаются в тексте, распределив их по категориям, указанным в таблице.

Простые
Составные


Чётные
Нечетные
Кратные 3
Кратные 5











.

Рисунок 23Рисунок 24Рисунок 25Рисунок 26Рисунок 3Рисунок 7Рисунок 5Рисунок 9рђ Заголовок 315